Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление в речи имен прилагательных", 3 класс
Употребление
имен прилагательных
в речи.
Конспект
открытого урока русского языка
с презентацией
3 «Б» класс
март, 2013
Открытый урок по русскому языку:
«Употребление имён прилагательных в речи»
Цели:
1). Повторение общего значения имени прилагательного, его морфологических признаков.
2). Развитие умения употреблять в речи имена прилагательные.
3). Знакомство с антонимами.
Задачи:
1). Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
2). Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление.
3). Воспитательная: формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас на уроке гости (здороваемся), а также наш мультипликационный гость – Лунтик.
Чистописание. Раб с предложением.
- С чего обычно мы начинаем урок? (с чистописания).
- Верно, сегодня мы будем писать букву, обозначающую звук, с которого начинается имя нашего гостя ( Это буква Л - СЛАЙД № 2. – Напишем сложное соединение строчной и заглавной буквы. )
- «Заведем» волшебный карандаш…
- Давайте сделаем нашему гостю еще один приятный сюрприз. Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться со звука [ Л ].
Например:
Лунтик любит леденцы.
Лунтик любовался ласточками.
Лариса, Луша, Лора лепят лимоны.
Лунтик любит летний лес.
- Запишем на доске предложение:
Лунтик ловко ловил ладошками лёгкие листочки.
- Задания:
- найти и подчеркнуть грамматическую основу;
- подписать части речи;
- найти и подчеркнуть орфограммы;
- назвать словосочетания;
- подчеркнуть зелёным карандашом мягкие согласные;
- разобрать как часть речи слова легкие листочки.
Повторение.
- Ребята, какую тему мы сейчас проходим? (имя прилагательное)
- Что мы узнали об им прил?
- Что обозначают имена прилагательные?
- Как изменяются им прил?
- Когда можно определить род им прил , а когда – нельзя?
- От чего зависят число и род им прил? (дети проговаривают изученное правило, приводят свои примеры).
Словарная работа.
- Послушайте, какое стихотворение вам принёс Лунтик, а называется оно «Сказка про краски».
Если б все на свете было
одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
или радовало это?
Кто решился бы отныне,
приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
под зеленым одеялом?
И зеленою водою
на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нарисовать все ярко и красочно, нам нужны слова – имена прилагательные. Лунтику подарили краски (СЛАЙД № 3), но он не знает, как называются оттенки цветов. Поможем ему… (СЛАЙДЫ № 4 – 9. Слова: коричневый, желтый, голубой, фиолетовый, лиловый, сиреневый, оранжевый.)
Новая тема.
- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать животных по признакам?
- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)
- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)
- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)
- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)
- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)
- Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
- Не обойтись без прилагательных при описании картин природы. СЛАЙД № 11.
- Какие из этих прилагательных описывают снег зимой, а какие - весенний снег?
(Дети отвечают устно, проверка - при нажатии на значок вопросика внизу справа )
Физминутка. (СЛАЙДЫ № 12-13.)
Работа по учебнику. Первичное закрепление.
- Откроем учебники, стр. 82. Упражнение № 320.
Чтение стихотворения. Работа по вопросам:
- Какое настроение вызывают эти строки?
- Почему звезды – золотые?
- Как вы понимаете строчку: «Зажурчит ручей студеный серебристою струей»?
(Далее выполняем упр на доске по заданию в учебнике – нахождение прилагательных и существительных, с которыми они связаны. Запись этих словосочетаний, графическое обозначение вопроса. )
Знакомство с антонимами. Развитие речи. Рефлексия.
- Пока мы работали, Лунтик нарисовал для нас два пейзажа (СЛАЙД № 14).
- Какой день изображен на первой картинке, на второй?
- Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?
- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первый вариант запишет текст, описывающий первую картинку, а второй вариант – постарается описать второй пейзаж. (Уточняем задание – можно вставить и одно слово, и два – по желанию ребенка.)
НАПРИМЕР:
1 вариант 2 вариант
Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.
Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.
Далее дети в течении нескольких минут работают, затем зачитывают свои тексты, проводим анализ (устно) допущенных речевых ошибок (если есть повторы)
- В этой работе мы использовали слова с противоположными значениями:
солнечный – пасмурный,
весенний - осенний;
легкие – тяжелые,
теплый - холодный,
прекрасный – ужасный.
- Это - АНТОНИМЫ. Антонимы часто употребляются в речи.
- Подумайте, может ли одно слово иметь несколько антонимов?
(СЛАЙД № 15 - устно)
- Антонимы стали основой многих пословиц, например: (СЛАЙД № 16)
- Лучшая вещь – новая, а лучший друг – старый.
- Корни учения горькие, а его плоды – сладкие.
Итог.
- Кому на уроке учение показалось горьким, неприятным, Кому было трудно, непонятно?
- Как вы думаете, будут ли сладкими плоды нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Для чего в речи служат имена прилагательные?
Д/З: стр. 90 – разобрать правило, упр. № 331 или №333 – по желанию.
Коломенская В.Г. Страница
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коломенская Виктория Григорьевна
→ Сакура2 09.04.2013 0 14426 2933 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.