Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" для 1 класса
Каряжкина Марина Юрьевна
Учитель начальных классов
ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист-М» г. Москвы
Тема: Антонимы.
Цели:
Знакомство со словами, противоположными по смыслу.
Задачи:
Употреблять антонимы разных тематических групп в речи.
Сравнивать антонимы по значению.
Обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.
Использовать словари антонимов.
Развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование:
Интерактивная доска
Компьютер
Компьютеры Macbook
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.
1.Дети записывают под диктовку словарные слова.
Словарь: язык, фамилия, девочка, ребята.
-Назовите слово, имеющее несколько значений.
(язык)
-Приведите примеры.
(язык колокола, язык человека, языки пламени)
-Как называются такие слова?
2.Слайд 1. Антонимия.
-Сегодня мы совершим путешествие в страну Антонимию.
-Как вы думаете, кто живёт в этой стране?
3.Слайд 2
Антонимы – anti – против, onima - имя.
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).
Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)
4.Диск «Русский язык» (программа Перспектива, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой)
Тема «Слова близкие и противоположные по смыслу»
№1 Анимация – сообщение об антонимах
5. Давайте поиграем!
А поможет нам стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «наоборот».
Учитель читает стихотворение, не договаривая некоторые слова. Дети должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух.
Нам с тобой
пришёл черёд
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
… (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь
… (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
… (нашёл).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).
Теперь
начало я скажу.
Ну, отвечай
… (конец)!
6. Работа с учебником
С.32 №62
Надо прочитать пословицы, найти и выписать антонимы.
Земелька чёрная, а хлебец белый родит.
-По какому признаку сравниваются данные антонимы?
-Лексический анализ слов белый, чёрный.
У этой пары слов есть несколько значений. Это зависит от контекста. Например.
Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла (задумал чёрное дело, настал чёрный день).
Белый цвет означал доброту, чистоту, красоту. Девушки в сказках сравнивались с белыми лебёдушками.
Добро помни, а зло забывай.
7.Слайд №3, №4
НАЙДИТЕ В ЗАГАДКАХ АНТОНИМЫ И ВЫПИШИТЕ ИХ ПАРАМИ. |
(загадки записаны на доске) Далеко мой стук слышится вокруг, Червякам я враг, а деревьям друг. (дятел)
Слайд 5 Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … (Зима)
Слайд 6 Я антоним к слову смех, Не от радости, утех – Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)
8. Слайд 7, 8 На доске даны картинки, к ним надо подобрать пары слов (антонимы). Грязный (чумазый) – чистый, Смелый (храбрый, отважный) – трусливый (храбрец – трус). К данному заданию можно составить разные пары слов, используя синонимы.
9.Диск к уроку Задание №4 (интерактивное задание) Надо вставить нужные слова (антонимы) в пословицы. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня). Лучше горькая правда, чем сладкая (ложь). Готовь сани летом, а телегу (зимой). Ласточка день начинает, а соловей (заканчивает).
10. Надо записать начало пословицы под диктовку и продолжить её до конца. Труд всегда даёт, а лень (отбирает).
Речи как снег, а дела как (сажа).
Корень ученья горек, да плод его (сладок).
Грамматические задания:
1 предложение – поделить на слоги, поставить ударение 2 предложение – подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные 3 предложение – подчеркнуть гласные
11 Работа на компьютерах Macbook. Дети на предыдущем уроке подготовили карточку с рисунками (лев, заяц, луна, солнце, ель большая и маленькая), записали звуковое задание. Сейчас они должны соединить картинки-антонимы друг с другом.
12. Подведение итогов изученной темы.
Литература. 1.А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» Москва «Просвещение» 1995 2. Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник» Санкт-Петербург «Тригон» 1997 3.Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык» программа «Перспектива» 1 класс 4. Учебник Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык» программа «Перспектива» 1 класс Москва «Просвещение» 2011 5. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Русский язык. Методическое пособие. 1 класс» Москва «Просвещение» 2007
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каряжкина Марина Юрьевна
→ Marousia 17.05.2013 0 6997 1043 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.