Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" для 1 класса


Каряжкина Марина Юрьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист-М» г. Москвы



Тема: Антонимы.


Цели:

Знакомство со словами, противоположными по смыслу.

Задачи:

  • Употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

  • Сравнивать антонимы по значению.

  • Обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

  • Использовать словари антонимов.

  • Развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование:

  • Интерактивная доска

  • Компьютер

  • Компьютеры Macbook

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.


1.Дети записывают под диктовку словарные слова.

Словарь: язык, фамилия, девочка, ребята.

-Назовите слово, имеющее несколько значений.

(язык)

-Приведите примеры.

(язык колокола, язык человека, языки пламени)

-Как называются такие слова?

2.Слайд 1. Антонимия.

-Сегодня мы совершим путешествие в страну Антонимию.

-Как вы думаете, кто живёт в этой стране?


3.Слайд 2

Антонимы – anti – против, onima - имя.

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны.


Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).

Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)


4.Диск «Русский язык» (программа Перспектива, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой)

Тема «Слова близкие и противоположные по смыслу»

1 Анимация – сообщение об антонимах


5. Давайте поиграем!

А поможет нам стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «наоборот».

Учитель читает стихотворение, не договаривая некоторые слова. Дети должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух.

Нам с тобой

пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь

Низко.

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь

(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь

(пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты:

(нашёл).

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты:

(храбрец).

Теперь

начало я скажу.

Ну, отвечай

(конец)!


6. Работа с учебником

С.32 №62

Надо прочитать пословицы, найти и выписать антонимы.


Земелька чёрная, а хлебец белый родит.

-По какому признаку сравниваются данные антонимы?

-Лексический анализ слов белый, чёрный.

У этой пары слов есть несколько значений. Это зависит от контекста. Например.

Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла (задумал чёрное дело, настал чёрный день).

Белый цвет означал доброту, чистоту, красоту. Девушки в сказках сравнивались с белыми лебёдушками.


Добро помни, а зло забывай.




7.Слайд №3, №4

НАЙДИТЕ В ЗАГАДКАХ АНТОНИМЫ И ВЫПИШИТЕ ИХ ПАРАМИ.

(загадки записаны на доске)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям друг. (дятел)


Слайд 5

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (Зима)


Слайд 6

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач)


8. Слайд 7, 8

На доске даны картинки, к ним надо подобрать пары слов (антонимы).

Грязный (чумазый) – чистый,

Смелый (храбрый, отважный) – трусливый (храбрец – трус).

К данному заданию можно составить разные пары слов, используя синонимы.


9.Диск к уроку

Задание №4 (интерактивное задание)

Надо вставить нужные слова (антонимы) в пословицы.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).

Лучше горькая правда, чем сладкая (ложь).

Готовь сани летом, а телегу (зимой).

Ласточка день начинает, а соловей (заканчивает).


10. Надо записать начало пословицы под диктовку и продолжить её до конца.

Труд всегда даёт, а лень (отбирает).


Речи как снег, а дела как (сажа).


Корень ученья горек, да плод его (сладок).


Грамматические задания:


1 предложение – поделить на слоги, поставить ударение

2 предложение – подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные

3 предложение – подчеркнуть гласные


11 Работа на компьютерах Macbook.

Дети на предыдущем уроке подготовили карточку с рисунками (лев, заяц, луна, солнце, ель большая и маленькая), записали звуковое задание.

Сейчас они должны соединить картинки-антонимы друг с другом.


12. Подведение итогов изученной темы.



Литература.

1.А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» Москва «Просвещение» 1995

2. Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник» Санкт-Петербург «Тригон» 1997

3.Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык» программа «Перспектива» 1 класс

4. Учебник Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык» программа «Перспектива» 1 класс Москва «Просвещение» 2011

5. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Русский язык. Методическое пособие. 1 класс» Москва «Просвещение» 2007







Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" для 1 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каряжкина Марина Юрьевна  Marousia
17.05.2013 0 7038 1043

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК