Урок "Обучение грамоте буквы ж, Ж, обозначающих звук ж"




Андрющенко Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9 г.Заполярный.






«Обучение грамоте буквы ж, Ж, обозначающих звук [ж]
























Орг.момент


Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Все мы очень дружный класс

Все получится у нас


  1. Повторение пройденного


Шорох, Шептание,

Шумок под окном

Шлепанье легкое возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина


- Назовите слова из этого стихотворения, в которых есть звук «Ш», дайте характеристику «Ш» ?


- Прочитайте на доске слова «машина, шина, тишина»


- Какое правило мы знаем, чтобы не ошибиться в написании этих слов ?


  1. Постановка темы и цели урока


Отгадайте загадку:

Летит воет,

Сядет, землю роет.

Он не муха не паук,

Он жужжит, он просто ……(жук)


- Назовите первый звук в слове «ЖУК»

- Как жужжит?

- Звук «Ж» на письме обозначается буквой «Ж». (Показ буквы)

- Это буква широка и похожа на жука. На что еще похожа эта буква ?

- Ребята, сегодня на урок прилетел жук «ЖУЖУ». Он рассказал, что его заколдовала злая жаба «ЖУЖЕЛИЦА» и превратила его в желудь

- За то что, он к Новому Году плел паутину из снежинок и громко распевал песенки и мешал спать.

- Она забрала все снежинки и жук не сможет встречать Новый Год, что бы его расколдовать нужно выполнить несколько заданий.

- Поможем?

- Что бы вернуть первую снежинку, нужно дать характеристику звуку «Ж»

- Давайте произнесем слово «ЖУК»

- Выделите новый звук. Какой это звук? (гласный или согласный),(Твердый или мягкий)

- Придумайте слова где звук «Ж» будет мягкий, какой можно сделать вывод (твердый)?

- А какой он звонкий или глухой?

- У буквы «Ж» есть пара, буква «Ш», значит и у звука есть пара (Ж-Ш)

- Эти звуки шипящие.

- Дайте полную характеристику звуку «Ж» (согласный всегда твердый, звонкий, шипящий, парный)

- Составим схему к слову «ЖУК», откройте тетради и напечатайте слово «ЖУК»

- Мы справились с первым заданием и вернули первую снежинку.

-Давайте прочитаем слоги с буквой «Ж» на доске.

- Теперь жаба хочет послушать, как мы умеем читать.(стр.149)

- Молодцы у нас еще одна снежинка.

- Прочитайте с доски слова с новой буквой. От какого слова образованы эти слова? Что у них общего?

- Обратите внимание на слово «снежинка», какой звук слышим после звука «ж»- «Ы», а почему написана буква «И»?

- Потому что есть такое правило: ЖИ и ШИ пиши с буквой «И»

- Страница 150. Читаем

- Жаба просит составить схему второго предложения.

- Выделим основу предложения.

- Физминутка.

- Вспомните пожалуйста, что мы знаем о ед. и мн. Числе.

- Давайте поиграем, я буду называть слово в ед. числе, вы во множ. числе: «чиж, стриж, лужа, уж»

- А теперь в учебнике прочитайте слова под предложениями.

- Почему после буквы «Ж», стоит буква «И», правило.

- Жаба приготовила вам задание на листочках, но буквоед пришел и съел буквы, что нужно сделать? (Вставить буквы)

- Поставьте друг другу оценки.

Все правильно вставили буквы?

- Жаба возвращает еще 1 снежинку.

- На стр. 151 есть рассказ «Чиж»

- Послушайте.

-Теперь читаем (следим). Почему Чиж не хотел петь в неволе?

- Как вы думаете, Варя выпустит чижа?

- А это доброе дело она делает?

- А жаба-Жужелица приготовила для нас пословицу: « Жизнь дана на добрые дела».

- Как вы её понимаете?

- Правильно!

- А мы с вами делаем доброе дело для жука?

- Еще одна снежинка возвратилась.

- Физминутка.

Вернемся опять к учебнику, прочитаем слова.


- Вспомните, как называются слова противоположные по смыслу. (Антонимы)

- Жаба хочет услышать, сможем ли мы подобрать к данным словам - антонимы:

Больше – меньше

Далеко – близко

Высоко – низко

Узко – широко


- Еще одну снежинку возвращаем жуку!

- Кто – где ниже на картинке? Жаба специально запутала всех зверей, птиц и теперь они не могут разобрать кто и где из них живет!

- Давайте разберемся!

Ежи

в лесу

Мыши

в поле

Ужи

в болоте

Стрижи

в небе

Ерши

в реке

1 столбик читаем.

2 столбик читаем.





Разобрались?


ИГРА


- Если услышите в словах звук «Ж» - хлопаем в ладоши.

«Ш» - топаем ногами.


Желудь, жук, шина, жарко, жизнь, кошка, ужи, ежик, крыжовник, моржи.


- Молодцы! Жаба вернула не все снежинки жуку, давайте ему поможем!


Стала снежинка буквою «ж»

Солнце её не растопит уже!


Склейте из полосок букву «Ж»

- На что она похожа? (На снежинку- подарим её жуку!)

- Жаба посмотрела, как мы старались, и решила расколдовать жука!


Желудь слетает!

Что нового?

Что запомнили?


Все большие молодцы, урок закончен.





Список использованной литературы:



  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. – 1996

  2. Учим ребенка говорить и читать. II период: С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.

  3. Хуторский А.В. Современная дидактика. М.: Учитель. - 2006.


Полный текст материала Урок "Обучение грамоте буквы ж, Ж, обозначающих звук ж" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андрющенко Ирина Геннадьевна  IRA35
18.06.2013 0 4369 632

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК