Урок "Обучение грамоте буквы ж, Ж, обозначающих звук ж"
Андрющенко Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9 г.Заполярный.
«Обучение грамоте буквы ж, Ж, обозначающих звук [ж].»
Орг.момент
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Все мы очень дружный класс
Все получится у нас
Повторение пройденного
Шорох, Шептание,
Шумок под окном
Шлепанье легкое возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина
- Назовите слова из этого стихотворения, в которых есть звук «Ш», дайте характеристику «Ш» ?
- Прочитайте на доске слова «машина, шина, тишина»
- Какое правило мы знаем, чтобы не ошибиться в написании этих слов ?
Постановка темы и цели урока
Отгадайте загадку:
Летит воет,
Сядет, землю роет.
Он не муха не паук,
Он жужжит, он просто ……(жук)
- Назовите первый звук в слове «ЖУК»
- Как жужжит?
- Звук «Ж» на письме обозначается буквой «Ж». (Показ буквы)
- Это буква широка и похожа на жука. На что еще похожа эта буква ?
- Ребята, сегодня на урок прилетел жук «ЖУЖУ». Он рассказал, что его заколдовала злая жаба «ЖУЖЕЛИЦА» и превратила его в желудь
- За то что, он к Новому Году плел паутину из снежинок и громко распевал песенки и мешал спать.
- Она забрала все снежинки и жук не сможет встречать Новый Год, что бы его расколдовать нужно выполнить несколько заданий.
- Поможем?
- Что бы вернуть первую снежинку, нужно дать характеристику звуку «Ж»
- Давайте произнесем слово «ЖУК»
- Выделите новый звук. Какой это звук? (гласный или согласный),(Твердый или мягкий)
- Придумайте слова где звук «Ж» будет мягкий, какой можно сделать вывод (твердый)?
- А какой он звонкий или глухой?
- У буквы «Ж» есть пара, буква «Ш», значит и у звука есть пара (Ж-Ш)
- Эти звуки шипящие.
- Дайте полную характеристику звуку «Ж» (согласный всегда твердый, звонкий, шипящий, парный)
- Составим схему к слову «ЖУК», откройте тетради и напечатайте слово «ЖУК»
- Мы справились с первым заданием и вернули первую снежинку.
-Давайте прочитаем слоги с буквой «Ж» на доске.
- Теперь жаба хочет послушать, как мы умеем читать.(стр.149)
- Молодцы у нас еще одна снежинка.
- Прочитайте с доски слова с новой буквой. От какого слова образованы эти слова? Что у них общего?
- Обратите внимание на слово «снежинка», какой звук слышим после звука «ж»- «Ы», а почему написана буква «И»?
- Потому что есть такое правило: ЖИ и ШИ пиши с буквой «И»
- Страница 150. Читаем
- Жаба просит составить схему второго предложения.
- Выделим основу предложения.
- Физминутка.
- Вспомните пожалуйста, что мы знаем о ед. и мн. Числе.
- Давайте поиграем, я буду называть слово в ед. числе, вы во множ. числе: «чиж, стриж, лужа, уж»
- А теперь в учебнике прочитайте слова под предложениями.
- Почему после буквы «Ж», стоит буква «И», правило.
- Жаба приготовила вам задание на листочках, но буквоед пришел и съел буквы, что нужно сделать? (Вставить буквы)
- Поставьте друг другу оценки.
Все правильно вставили буквы?
- Жаба возвращает еще 1 снежинку.
- На стр. 151 есть рассказ «Чиж»
- Послушайте.
-Теперь читаем (следим). Почему Чиж не хотел петь в неволе?
- Как вы думаете, Варя выпустит чижа?
- А это доброе дело она делает?
- А жаба-Жужелица приготовила для нас пословицу: « Жизнь дана на добрые дела».
- Как вы её понимаете?
- Правильно!
- А мы с вами делаем доброе дело для жука?
- Еще одна снежинка возвратилась.
- Физминутка.
Вернемся опять к учебнику, прочитаем слова.
- Вспомните, как называются слова противоположные по смыслу. (Антонимы)
- Жаба хочет услышать, сможем ли мы подобрать к данным словам - антонимы:
Больше – меньше
Далеко – близко
Высоко – низко
Узко – широко
- Еще одну снежинку возвращаем жуку!
- Кто – где ниже на картинке? Жаба специально запутала всех зверей, птиц и теперь они не могут разобрать кто и где из них живет!
- Давайте разберемся!
Ежи |
в лесу |
Мыши |
в поле |
Ужи |
в болоте |
Стрижи |
в небе |
Ерши |
в реке |
2 столбик читаем.
Разобрались?
ИГРА
- Если услышите в словах звук «Ж» - хлопаем в ладоши.
«Ш» - топаем ногами.
Желудь, жук, шина, жарко, жизнь, кошка, ужи, ежик, крыжовник, моржи.
- Молодцы! Жаба вернула не все снежинки жуку, давайте ему поможем!
Стала снежинка буквою «ж»
Солнце её не растопит уже!
- На что она похожа? (На снежинку- подарим её жуку!)
- Жаба посмотрела, как мы старались, и решила расколдовать жука!
Желудь слетает!
Что нового?
Что запомнили?
Все большие молодцы, урок закончен.
Список использованной литературы:
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. – 1996
Учим ребенка говорить и читать. II период: С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.
Хуторский А.В. Современная дидактика. М.: Учитель. - 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андрющенко Ирина Геннадьевна
→ IRA35 18.06.2013 0 4369 632 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.