Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существи


МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 55 «Лингвист»

Учитель начальных классов Съедина Светлана Вадимовна

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Планета знаний»)


Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Цели:

  • повторить:

  • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

  • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.


Оборудование: таблицы: «Падежные окончания имен существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»;

карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;

алгоритмы проверки безударных окончаний имён

существительных и имён прилагательных


Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1).

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

- Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.


III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

- Как можно эти словарные слова разделить на две группы?

(Имена существительные и имена прилагательные)

- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

- Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

- А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

- Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

- В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

_


- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

- Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)


V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

    3. Проверочное слово.

    4. Пров. слово → падеж

- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

- Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

- Для 3-го? (Степь и т.д.)


VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка - задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)


Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк.







к кроват.







по кроватк.







в огород.







перед мороз. м







- Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

- Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)


2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

- Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?


3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)

- В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

- О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных твори­тельного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячо'м, дуʹшем.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


4. «Найди ошибки» (Работа по карточкам – задание 3).

- А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.


VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

- А что такое имя прилагательное?

- Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

- Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

- Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Определить число, род и падеж существительного.

  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

- Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

(Р., Д., Т., П. → какой? → -ой-, -ей-)

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.


2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 4).

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);


VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 5).

- Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)


IX. Итог урока.

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

- Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

- Какие слова – подсказки запомнили?

- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

- Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?



Приложение 1

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Фамилия, имя ______________________

  1. Словарная работа.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, в. сточное,

кр. вать, м. рковные.

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________


  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк.







к кроват.







по кроватк.







в огород.







перед мороз. м








  1. Найди ошибки:

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.


  1. Игра «Заказ».

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.


  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

В глубок_й канав_, в дремуч_м лесу, к стар_й беседк_, на мокр_м песк_, от весен____ дождя, перед зимн_й стуж_й, из сладк_й клюквы, для лучш____ друга, в зимн_й вечер, по зелён_му полю.


Приложение 2

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.


    1. Нач. ф. → род →  → скл.

    2. Падеж.

    3. Проверочное слово.

    4. Пров. слово → падеж


Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

В именах существительных твори­тельного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.



Приложение 4

Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

6



Полный текст материала Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существи смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Съедина Светлана Вадимовна  рассвет8879
06.06.2013 0 3724 625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК