Северо-Западное
управление Министерства образования
и науки Самарской области
государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа
п.г.т. Волжский
муниципального
района Красноярский Самарской области.
(ГБОУ СОШ п.г.т.
Волжский)
Урок русского
языка
с применением
информационных технологий
по теме:
«Правописание
падежных окончаний имён существительных
единственного числа»
УМК
«Школа России», 4 класс
Автор:
Чернова Евгения Анатольевна, учитель
начальных классов, ГБОУ СОШ п.г.т.
Волжский, высшей категории
Место
выполнения работы: Самарская область,
Красноярский район, п.г.т. Волжский, ул.
Князева, д.62, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
2013 г.
Описание
цифрового образовательного ресурса
Автор
проекта (ФИО)
|
Чернова
Евгения Анатольевна
|
Образование
|
Высшее,
СамГПУ
|
Место
работы с указанием адреса
|
ГБОУ
СОШ п.г.т. Волжский муниципального
района Красноярский Самарской области
|
Точный
почтовый адрес организации с указанием
индекса:
|
446394,
Самарская область, муниципальный
район Красноярский, п.г.т. Волжский,
ул.
Князева, д. 62
|
Тел.
(факс) с указанием междугороднего кода
тел:
|
(846)
97-84-413 (факс);
(84657)
57-132
|
Е
– mail:
|
voljz@sch.yartel.ru
|
Должность
|
Учитель
начальных классов высшей категории
|
Название
ЦОРа
|
Урок
русского языка с применением
информационных технологий
по
теме: «Правописание падежных окончаний
имён существительных единственного
числа»
УМК
«Школа России»
|
Форма
|
Урок-путешествие
|
Технические
данные
|
Компьютер,
проектор, колонки.
|
Учебный
предмет
|
Русский
язык
|
Класс
|
4
|
Название
учебного пособия и образовательной
программы с указанием авторов, к
которому относится ресурс
|
Данный
ресурс является авторской разработкой
|
Вид
ресурса
(презентация,
видео, текстовый документ, электронная
таблица и другие)
|
Презентация
(1),
текстовый
документ (1)
|
Средства Microsoft
Office или другое ПО, необходимые для
функционирования цифрового
образовательного ресурса
|
Microsoft
Office Power Point 2003,
Microsoft
Office Word
|
Возможности
использования ЦОР
|
в
урочной деятельности.
|
Аннотация
|
Использование
информационных технологий (ИТ) в
обучении способствует интенсификации
учебного процесса, эффективному
усвоению учебного материала, возрастанию
мотивации к изучению школьного
предмета, формированию основ
информационной компетенции. Применение
ИТ обеспечивает урок наглядностью,
помогает ученику овладеть навыками
самоконтроля и самооценки, что является
одной из основных задач
личностно-ориентированного обучения.
Учащиеся получают доступ к богатым
информационным ресурсам, а у учителя
имеется возможность органично
осуществлять обучение школьников.
|
Тема: «Правописание
окончаний имён существительных
единственного числа»
Цель
урока: систематизация
и обобщение знаний учащихся по теме
«Правописание окончаний имён
существительных единственного числа».
Задачи урока:
Образовательные:
повторить
склонения имён существительных;
сравнить
ударные и безударные окончания
существительных
одного
и того же склонения;
ознакомить
со вспомогательным способом проверки
безударных
окончаний
(подбор слова-помощника).
Развивающие:
развитие
умений выделять главное, существенное
в изучаемом материале, формулирование
выводов;
развитие
речи учащихся, орфографической зоркости
и каллиграфического письма;
развитие
навыков исследовательской работы.
Воспитательные:
способствовать
воспитанию таких качеств личности, как
воля, умение преодолевать трудности в
учении;
воспитывать
аккуратность.
Тип
урока: комбинированный
Вид
урока:
путешествие
Время
урока: 40 мин.
Оборудование
урока: Л.
М. Зеленина, Т. Е. Хохлова
«Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. в
2 ч.», 1 ч., презентация урока в Microsoft Office
PowerPoint, проектор с экраном, таблица
«Падежные окончания имён существительных»,
индивидуальные тесты, CD
программа-тренажёр по русскому языку
«Фраза» [1], компьютер для учителя и
ученика, раздаточный материал – карточки
с медузами, медали.
Ход урока
Организационный
момент. Постановка учебной задачи.
Орешек знаний
твёрд, но всё же
Мы не привыкли
отступать.
Нам расколоть его
поможет
Урок «Хочу всё
знать!»
Сегодня
мы отправимся в плавание по островам
Океана Знаний, а точнее, наш корабль
попадёт в море Имени Существительного.
Вы
побываете на Острове Коварной Ошибки,
вспомните окончания имён существительных
на Острове Падежных Окончаний, сразитесь
с пиратами на Острове Безграмотландия,
пересечёте Залив Медуз.
На
уроке вы постараетесь показать, как
много знаете и умеете. Мы будем
анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы, повторим изученные
правила и орфограммы. Я желаю вам получить
много хороших отметок, а самое главное
– получить орден от Королевы Знаний.
Его заработает тот, кто получит три
пятёрки за урок.
Как это интересно
- много знать!
Всем друзьям свои
уменья показать.
Вы к испытаниям
готовы?
Вперёд
друзья, к победам новым!
Подготовка
к плаванию. Минутка чистописания.
Мм
Морской,
моряк, морячок.
Разберите
слово морской
по составу.
Составьте
предложение со словом моряк
по схеме:
Кто?
что сделал? в какое? куда?
Разберите
предложение: укажите главные и
второстепенные члены, определите части
речи части речи.
(Моряк
отправился в дальнее плавание.)
Подготовка
к плаванию. Словарная работа.
Отправляясь
в путешествие, мореплаватели запасаются
провизией, в том числе овощами. Какие
овощи мы возьмём с собой? Попробуйте
отгадать:
Название
этого овоща произошло от латинского
слова капут,
что
значит
«голова».
Огородное
растение с крупными семенами-горошинами.
Этот
овощ получил своё название агурос
за то, что в отличие от других овощей
его едят неспелым.
Итальянцы
назвали этот овощ золотым яблоком.
Этот
овощ завезён из Южной Америки. Едят его
клубни.
Про
этот овощ сложена загадка «Красная
девица сидит в темнице,
а
коса на улице».
/
/ / / /
/
Капуста,
горох,
огурец,
помидор,
картофель,
морковь.
Проверка:
Назовите
слова, в которых надо запомнить две
безударные
гласные.
Назовите
слова, в которых надо запомнить гласную
О.
К
акую
гласную нужно запомнить в слове
«капуста»?
Продолжим словарную
работу:
Морское
судно (корабль)
Моряки
часто желают друг другу попутного…
(ветер)
Главный
на корабле (капитан).
Вспомните
словарное слово-синоним (командир).
Оценка
знаний.
Обобщение:
в русском языке есть слова, в которых
безударную гласную нельзя проверить
ударением, поэтому их надо запомнить.
Создание
проблемной ситуации. Остров коварной
ошибки.
Мы с вами попали
на Остров Коварной Ошибки.
Вернёмся
к словам, записанным на минутке
чистописания. Я предлагаю вам исследовать:
можно ли здесь проверить написание
безударной гласной в корне слова? Как?
(Находим сильную позицию). Проверьте.
(на
ветке
дерева, лёг на ветки)
Цель:
закрепить знания о способе проверки
безударной гласной в окончании слов.
Тема
нашего урока
«Правописание падежных окончаний имён
существительных единственного числа».
Работа
по теме урока. Остров падежных окончаний.
Ветер
по морю гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в
волнах
На поднятых
парусах.
Мимо
острова крутого,
Мимо
города большого;
Пушки с пристан…
палят,
Кораблю
пристать велят.
Вспомните,
как проверить правописание безударных
падежных окончаний существительных?
(Нужно определить тип склонения
существительных и падеж)
Для
начала давайте вспомним, какие типы
склонения и падежи существуют, от чего
зависит склонение имён существительных.
Ф
изминутка
Определите
склонение существительных: 1 склонение
– руки вверх, 2 склонение – руки в
стороны, 3 склонение – руки вниз.
Сторона,
падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь,
сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь,
стужа, метель.
Если
утверждение верное – хлопаем, если
нет – топаем.
Имя
существительное самостоятельная часть
речи.
Имя
существительное изменяется по родам.
Имя
существительное обозначает действие
предмета.
Имя
существительное изменяется по падежам
и числам.
Имя
существительное обозначает предмет
и отвечает на вопросы: кто? и что?
Существительные
имеют три рода: женский, мужской,
средний.
(Дети
определяют падеж и склонение, называют
окончание)
Проверьте
по таблице с. 109
Какой
вывод мы сделаем? (правило с. 110)
Правописание
падежных окончаний им. сущ. зависит
от типа склонения имени существительного
и падежа.
|
Остров
пиратов Безграмотландия.
Падежные
окончание имён существительных.
Мы
приближаемся ещё к одному острову.
Посмотрите, кто нас встречает! Это же
пираты! Их остров называется
Безграмотландия.
Здесь живут все те, кто пишет с ошибками.
Пираты забирают к себе в плен всех, кто
безграмотный. Давайте докажем, что мы
хорошо знаем падежные окончания имён
существительных.
Упр.
№ 101, с. 117
Индивидуальная
работа: 2 ученика у доски склоняют слова:
помощь, акула, 1 ученик выполняет задание
по программе «Фраза» [1]
Проверка.
Пароход
стоял в Архангельск… На пароход…
всё было отлажено.
И
вот он уже плывёт по Двине навстречу
мор… В половин… третьего ноч… выходим
в Белое мор… За бортом мигает буй –
одинокий солдат на границ… реки и
мор…
|
Оцените свою
работу.
2. «Открытие»
нового знания.
Ударные
или безударные окончания вы вставляли?
Проверьте по таблице.
Что
можете сказать о написании ударных и
безударных падежных окончаний?
(Одинаково)
Существует
ещё один способ проверки падежных
окончаний. Окончания можно проверить
по слову-помощнику. В нём окончание
всегда ударное. Главное – правильно
определить склонение, вспомнить
слово-помощник, поставить его в требуемый
падеж и узнать окончание существительного.
Что же это за слова-помощники?
1 склонение
т
рав
а , земл я
2
склонение
Конь
, стекл о ,
б
укварь
, бель ё
3
склонение
л
юбовь
В
одном и том же падеже у существительных
одного и того же типа склонения ударные
и безударные окончания пишутся
одинаково.
|
Правописание
безударного падежного окончания
существительного можно проверить
ударным окончанием существительного
того же типа склонения.
|
Самостоятельная
работа. Залив медуз.
(Карточки с
медузами - Приложение 1)
Ждал
на вокзал…, произошло в дорог…,
спросил у молодёж…, написал в тетрад…,
увидел на улиц..., купил в магазин…,
сделали на завод..., нашли в солом...,
сварили из земляник…, вышел за
учител…, висит на ветк…, подумал о
брат…, рассказал о космонавт…,
поговорил о телефон…, приклонил
головушк…, отошёл от берёзк…, вырос
в теплиц…, джем из ежевик…, видел
на спектакл…, играл с собак…,
подошёл к дом….
|
Проверка
Оцените
себя сами.
Задание
от Королевы Знаний. Закрепление.
Тест
«Окончания имён существительных
единственного числа» [2]
(Приложение 2)
Проверка
теста и оценка.
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
Добились
ли мы поставленной цели урока?
Кого
урок заинтересовал?
Что
вы возьмёте в копилку ваших знаний с
этого урока?
Что
нужно сделать, чтобы безударное
окончание существительного проверить
ударным в том же склонении? Дополните
предложения:
Ставлю
существительное в … и определяю …
Подбираю
… и ставлю …
Пишу
такое окончание, …
Проверяю
слово, обозначаю орфограмму.
Ответ:
Ставлю
существительное в начальную форму и
определяю его
склонение.
Подбираю
помощника и ставлю в тот же падеж.
Пишу
такое окончание, как у слова-помощника.
Проверяю
слово, обозначаю орфограмму.
Наш марафон пришёл
к финалу.
Мы потрудились
все на славу.
Пора итоги
подводить,
Не
грех команду наградить.
Награждаются
Орденом Королевы Знаний те, кто за урок
получил три пятёрки (Приложение 3)
Ребята,
у меня приготовлена ещё одна награда.
Это Приз Зрительских Симпатий. Я попрошу
наших многоуважаемых гостей определить,
кто сегодня на уроке был самым активным,
самым успешным, и вручить эту награду
победителю. (Приложение
4)
Домашнее
задание
с. 107-110 правила,
подготовиться к диктанту.
Д
о
новых встреч!
Приложение
1
Фамилия
______________________________________________________
Ж
дал
на вокзал , произошло в дорог
, увидел на улиц ,
с
просил
у молодёж , написал в тетрад
, купил в
м
агазин
, сделали на завод , нашли
в солом ,
с
варили
из земляник , вышел за учител
, висит на
в
етк
, подумал о брат , рассказал
о космонавт , поговорил о
телефон , приклонил головушк
, отошёл от берёзк , вырос
в теплиц , джем из ежевик
, видел на спектакл , играл
с собак , подошёл к дом
.
«Окончания
имён существительных единственного
числа» [1]
Укажи
существительное в единственном числе:
А)
озёра
Б)
трава
В)
вёсла
Прочитай
предложение. Укажи существительное,
в котором окончание является орфограммой.
На
доске висел плакат по математике.
А)
доске
Б)
плакат
В)
математике
В
каком падеже у существительных 1
склонения окончания – у(-ю)?
Укажи
строчку, в которой перечислены
существительные 2 склонения.
А)
победа, семья, папа.
Б)
метель, честь, дрожь.
В)
токарь, совет, мыло.
Укажи
слово, которое будет проверочным при
написании безударных падежных окончаний
существительных 1 склонения.
А)
стена
Б)
солома
В)
сумка
Укажи
слово, в котором пишется окончание -
и ?
А)
от речк…
Б)
на стенк…
В)
к деревн…
У
существительных какого склонения в
предложном падеже пишется окончание
- и ?
А)
1 склонение
Б)
2 склонение
В)
3 склонение
Ученик указывал
склонение и падеж существительного.
Где он ошибся?
Всадник
на лошади скакал по полю.
А)
всадник – 2 скл., И.п.
Б)
на лошади – 3 скл., Р.п.
В)
по полю – 2 скл., Д.п.
Приложение
3
Приложение
4