Урок русского языка "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа", 4 класс, УМК "Школа России"


6


Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский

муниципального района Красноярский Самарской области.

(ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский)









Урок русского языка

с применением информационных технологий

по теме:

«Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»

УМК «Школа России», 4 класс





Автор: Чернова Евгения Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский, высшей категории




Место выполнения работы: Самарская область, Красноярский район, п.г.т. Волжский, ул. Князева, д.62, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский



2013 г.

Описание цифрового образовательного ресурса

Автор проекта (ФИО)

Чернова Евгения Анатольевна

Образование

Высшее, СамГПУ

Место работы с указанием адреса

ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский муниципального района Красноярский Самарской области

Точный почтовый адрес организации с указанием индекса:

446394, Самарская область, муниципальный район Красноярский, п.г.т. Волжский,

ул. Князева, д. 62

Тел. (факс) с указанием междугороднего кода тел:

(846) 97-84-413 (факс);

(84657) 57-132

Е – mail:

voljz@sch.yartel.ru

Должность

Учитель начальных классов высшей категории

Название ЦОРа

Урок русского языка с применением информационных технологий

по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа»

УМК «Школа России»

Форма

Урок-путешествие

Технические данные

Компьютер, проектор, колонки.

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Данный ресурс является авторской разработкой

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

Презентация (1),

текстовый документ (1)

Средства Microsoft Office или другое ПО, необходимые для функционирования цифрового образовательного ресурса

Microsoft Office Power Point 2003,

Microsoft Office Word

Возможности использования ЦОР

в урочной деятельности.

Аннотация

Использование информационных технологий (ИТ) в обучении способствует интенсификации учебного процесса, эффективному усвоению учебного материала, возрастанию мотивации к изучению школьного предмета, формированию основ информационной компетенции. Применение ИТ обеспечивает урок наглядностью, помогает ученику овладеть навыками самоконтроля и самооценки, что является одной из основных задач личностно-ориентированного обучения. Учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам, а у учителя имеется возможность органично осуществлять обучение школьников.

Тема: «Правописание окончаний имён существительных единственного числа»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Правописание окончаний имён существительных единственного числа».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить склонения имён существительных;

  2. сравнить ударные и безударные окончания существительных

одного и того же склонения;

  1. ознакомить со вспомогательным способом проверки безударных

окончаний (подбор слова-помощника).

Развивающие:

  1. развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, формулирование выводов;

  2. развитие речи учащихся, орфографической зоркости и каллиграфического письма;

  3. развитие навыков исследовательской работы.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию таких качеств личности, как воля, умение преодолевать трудности в учении;

  2. воспитывать аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: путешествие

Время урока: 40 мин.

Оборудование урока: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2 ч.», 1 ч., презентация урока в Microsoft Office PowerPoint, проектор с экраном, таблица «Падежные окончания имён существительных», индивидуальные тесты, CD программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» [1], компьютер для учителя и ученика, раздаточный материал – карточки с медузами, медали.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.


Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Урок «Хочу всё знать!»


Сегодня мы отправимся в плавание по островам Океана Знаний, а точнее, наш корабль попадёт в море Имени Существительного.


Вы побываете на Острове Коварной Ошибки, вспомните окончания имён существительных на Острове Падежных Окончаний, сразитесь с пиратами на Острове Безграмотландия, пересечёте Залив Медуз.

На уроке вы постараетесь показать, как много знаете и умеете. Мы будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, повторим изученные правила и орфограммы. Я желаю вам получить много хороших отметок, а самое главное – получить орден от Королевы Знаний. Его заработает тот, кто получит три пятёрки за урок.

Как это интересно - много знать!

Всем друзьям свои уменья показать.

Вы к испытаниям готовы?

Вперёд друзья, к победам новым!


  1. Подготовка к плаванию. Минутка чистописания.

Мм

Морской, моряк, морячок.

  • Разберите слово морской по составу.

  • Составьте предложение со словом моряк по схеме:

Кто? что сделал? в какое? куда?

Разберите предложение: укажите главные и второстепенные члены, определите части речи части речи. (Моряк отправился в дальнее плавание.)

  1. Подготовка к плаванию. Словарная работа.


Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмём с собой? Попробуйте отгадать:

  • Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что

значит «голова».

  • Огородное растение с крупными семенами-горошинами.

  • Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

  • Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

  • Этот овощ завезён из Южной Америки. Едят его клубни.

  • Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице,

а коса на улице».

/ / / / / /

Капуста, горох, огурец, помидор, картофель, морковь.

Проверка:

  • Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные

гласные.

  • Назовите слова, в которых надо запомнить гласную О.

  • К акую гласную нужно запомнить в слове «капуста»?


Продолжим словарную работу:

  • Морское судно (корабль)

  • Моряки часто желают друг другу попутного… (ветер)

  • Главный на корабле (капитан).

  • Вспомните словарное слово-синоним (командир).


Оценка знаний.

Обобщение: в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.


  1. Создание проблемной ситуации. Остров коварной ошибки.

Мы с вами попали на Остров Коварной Ошибки.

Вернёмся к словам, записанным на минутке чистописания. Я предлагаю вам исследовать: можно ли здесь проверить написание безударной гласной в корне слова? Как? (Находим сильную позицию). Проверьте.

  • А если слабая позиция будет в окончании? Мы можем проверить гласную в окончании?


  • Какую гласную вы вставите: на ветк…

(на ветке дерева, лёг на ветки)

  • Сформулируйте цель нашего урока.


Цель: закрепить знания о способе проверки безударной гласной в окончании слов.

Тема нашего урока «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа».


  1. Работа по теме урока. Остров падежных окончаний.


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.


Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристан… палят,

Кораблю пристать велят.


  • Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных? (Нужно определить тип склонения существительных и падеж)

  • Для начала давайте вспомним, какие типы склонения и падежи существуют, от чего зависит склонение имён существительных.


Ф изминутка

  • Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – руки вниз.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

  • Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.

  • Имя существительное самостоятельная часть речи.

  • Имя существительное изменяется по родам.

  • Имя существительное обозначает действие предмета.

  • Имя существительное изменяется по падежам и числам.

  • Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?

  • Существительные имеют три рода: женский, мужской, средний.


  • Отдохнули? Вставьте пропущенное окончание в стихотворении.

(Дети определяют падеж и склонение, называют окончание)

  • Проверьте по таблице с. 109

  • Какой вывод мы сделаем? (правило с. 110)


Правописание падежных окончаний им. сущ. зависит от типа склонения имени существительного и падежа.





  1. Остров пиратов Безграмотландия.

    1. Падежные окончание имён существительных.

Мы приближаемся ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает! Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты забирают к себе в плен всех, кто безграмотный. Давайте докажем, что мы хорошо знаем падежные окончания имён существительных.

Упр. № 101, с. 117

Индивидуальная работа: 2 ученика у доски склоняют слова: помощь, акула, 1 ученик выполняет задание по программе «Фраза» [1]

Проверка.


Пароход стоял в Архангельск… На пароход… всё было отлажено.

И вот он уже плывёт по Двине навстречу мор… В половин… третьего ноч… выходим в Белое мор… За бортом мигает буй – одинокий солдат на границ… реки и мор…


Оцените свою работу.

2. «Открытие» нового знания.

  • Ударные или безударные окончания вы вставляли? Проверьте по таблице.

  • Что можете сказать о написании ударных и безударных падежных окончаний? (Одинаково)

  • Существует ещё один способ проверки падежных окончаний. Окончания можно проверить по слову-помощнику. В нём окончание всегда ударное. Главное – правильно определить склонение, вспомнить слово-помощник, поставить его в требуемый падеж и узнать окончание существительного. Что же это за слова-помощники?


1 склонение

т рав а , земл я


2 склонение

Конь , стекл о ,

б укварь , бель ё

3 склонение

л юбовь


  • Какой вывод можно сделать? Прочитайте сообщение на с. 107-108


В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.


Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.



  1. Самостоятельная работа. Залив медуз.

  • М ы приближаемся к берегу. Осталось пройти только небольшой залив. Но…


  • Что это? Медузы захватили некоторых морских жителей в плен. Освободите же их!

(Карточки с медузами - Приложение 1)


Ждал на вокзал…, произошло в дорог…, спросил у молодёж…, написал в тетрад…, увидел на улиц..., купил в магазин…, сделали на завод..., нашли в солом..., сварили из земляник…, вышел за учител…, висит на ветк…, подумал о брат…, рассказал о космонавт…, поговорил о телефон…, приклонил головушк…, отошёл от берёзк…, вырос в теплиц…, джем из ежевик…, видел на спектакл…, играл с собак…, подошёл к дом….


Проверка


Оцените себя сами.

  1. Задание от Королевы Знаний. Закрепление.

Тест «Окончания имён существительных единственного числа» [2]

(Приложение 2)

Проверка теста и оценка.

  • Кто справился с заданием Королевы?

МОЛОДЦЫ!

  1. Рефлексия.


  • Добились ли мы поставленной цели урока?

  • Кого урок заинтересовал?

  • Что вы возьмёте в копилку ваших знаний с этого урока?


  • Что нужно сделать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении? Дополните предложения:

  • Ставлю существительное в … и определяю …

  • Подбираю … и ставлю …

  • Пишу такое окончание, …

  • Проверяю слово, обозначаю орфограмму.

Ответ:

  1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю его

склонение.

  1. Подбираю помощника и ставлю в тот же падеж.

  2. Пишу такое окончание, как у слова-помощника.

  3. Проверяю слово, обозначаю орфограмму.

Наш марафон пришёл к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

Не грех команду наградить.

Награждаются Орденом Королевы Знаний те, кто за урок получил три пятёрки (Приложение 3)

Ребята, у меня приготовлена ещё одна награда. Это Приз Зрительских Симпатий. Я попрошу наших многоуважаемых гостей определить, кто сегодня на уроке был самым активным, самым успешным, и вручить эту награду победителю. (Приложение 4)


  1. Домашнее задание

с. 107-110 правила, подготовиться к диктанту.

Д о новых встреч!

















Приложение 1

Фамилия ______________________________________________________

Ж дал на вокзал , произошло в дорог , увидел на улиц ,

с просил у молодёж , написал в тетрад , купил в

м агазин , сделали на завод , нашли в солом ,

с варили из земляник , вышел за учител , висит на

в етк , подумал о брат , рассказал о космонавт , поговорил о телефон , приклонил головушк , отошёл от берёзк , вырос в теплиц , джем из ежевик , видел на спектакл , играл с собак , подошёл к дом .













Тест

Приложение 2

«Окончания имён существительных единственного числа» [1]

  1. Укажи существительное в единственном числе:

А) озёра

Б) трава

В) вёсла

  1. Прочитай предложение. Укажи существительное, в котором окончание является орфограммой.

На доске висел плакат по математике.

А) доске

Б) плакат

В) математике

  1. В каком падеже у существительных 1 склонения окончания – у(-ю)?

А) Д.п.

Б) В.п.

В) Р.п.

  1. Укажи строчку, в которой перечислены существительные 2 склонения.

А) победа, семья, папа.

Б) метель, честь, дрожь.

В) токарь, совет, мыло.

  1. Укажи слово, которое будет проверочным при написании безударных падежных окончаний существительных 1 склонения.

А) стена

Б) солома

В) сумка

  1. Укажи слово, в котором пишется окончание - и ?

А) от речк…

Б) на стенк…

В) к деревн…

  1. У существительных какого склонения в предложном падеже пишется окончание - и ?

А) 1 склонение

Б) 2 склонение

В) 3 склонение

  1. Ученик указывал склонение и падеж существительного. Где он ошибся?

Всадник на лошади скакал по полю.

А) всадник – 2 скл., И.п.

Б) на лошади – 3 скл., Р.п.

В) по полю – 2 скл., Д.п.


Приложение 3



















































Приложение 4















































Слайд 1
Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский муниципального района Красноярский Самарской области. (ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский) Урок русского языка с применением информационных технологий по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа» УМК «Школа России», 4 класс Автор: Чернова Евгения Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский, высшей категории Место выполнения работы: Самарская область, Красноярский район, п.г.т. Волжский, ул. Князева, д.62, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
Слайд 2
Урок русского языка «Хочу всё знать!»
Слайд 3
Плавание по Океану Знаний Море Имён Существительных
Слайд 4
Карта Путешествия
Слайд 5
Подготовка к плаванию
Слайд 6
Словарная работа капуста огурец горох помидор картофель морковь
Слайд 7
Словарная работа корабль ветер капитан командир
Слайд 8
Оцени себя «5» - нет ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок.
Слайд 9
Остров Коварной Ошибки
Слайд 10
На ветк… На ветке дерева Лёг на ветки
Слайд 11
закрепить о способе проверки безударной гласной в окончании существительных. Цел ь: знания
Слайд 12
Острова Падежных окончаний
Слайд 13
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристан… палят, Кораблю пристать велят.
Слайд 14
Физминутка
Слайд 15
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристан… палят, Кораблю пристать велят. и
Слайд 16
Безграмотландия
Слайд 17
Упражне ние № 101 с. 117
Слайд 18
Проверка е Пароход стоял в Архангельск… На пароход… всё было отлажено. И вот он уже плывёт по Двине навстречу мор… В половин… третьего ноч… выходим в Белое мор… За бортом мигает буй – одинокий солдат на границ… реки и мор… е е я е ю и е
Слайд 19
Оцени себя «5» - нет ошибок, «4» - 1 - 2 ошибки, «3» - 3 – 4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок.
Слайд 20
Склонения имён существительных единственного числа 1 склонение Ж.р. и М.р. трава земля 2 склонение М.р. и С.р. стекло стол 3 склонен ие Ж.р. с мягким знаком на конце любов
Слайд 21
Залив Медуз
Слайд 22
дороге, спросил у молодёжи, написал в тетради, увидел на улице, купил в магазине, сделали на заводе, нашли в соломе, сварили из земляники, вышел за учителем, висит на ветке, подумал о брате, рассказал о космонавте, поговорил по телефону, приклонил головушку, отошёл от берёзки, вырос в теплице, джем из ежевики, видел на
Слайд 23
Оцени себя «5» - нет ошибок, «4» - 1 - 2 ошибки, «3» - 3 – 5 ошибок, «2» - 6 и более ошибок.
Слайд 24
Задание от Королевы Знаний
Слайд 25
Проверка
Слайд 26
Укажи существительное в единственном числе: 1. А) озёра Б) трава В) вёсла
Слайд 27
предложение. Укажи существительное, в котором окончание является орфограммой. На доске висел плакат по математике А) доске плакат Б)
Слайд 28
3.В каком падеже у существительных 1 склонения окончания – у (- ю) ? А) Д.п. Б) В.п.
Слайд 29
которой перечислены существительные 2 склонения. А) победа, семья, папа. Б) метель, честь, дрожь. В) токарь, совет,
Слайд 30
5. Укажи слово, которое будет проверочным при написании безударных падежных окончаний существительных 1 склонения. А) стена Б) солома В) сумка
Слайд 31
6. Укажи слово, в котором пишется окончание - и ? А) от речк… Б) на стенк… В) к деревн…
Слайд 32
7. У существительных какого склонения в предложном падеже пишется окончание -и? А) 1 склонение Б) 2 склонение В) 3 склонение
Слайд 33
существительного. Где он ошибся? Всадник на лошади скакал по полю. А) всадник – 2 скл., И.п. Б) на лошади – 3 скл., Р.п.
Слайд 34
Оцени себя «5» - нет ошибок, «4» - 1 - 2 ошибки, «3» - 3 – 4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок.
Слайд 35
МОЛОДЦ Ы!
Слайд 36
закрепить о способе проверки безударной гласной в окончании существительных. Цел ь: знания
Слайд 37
1. Ставлю существительное в … и определяю … 2. Подбираю … и ставлю… 3. Пишу такое окончание, … 4. Проверяю слово, обозначаю орфограмму.
Слайд 38
Домашнее задание С. 107 – 110 - выучить правила. Подготовиться к диктанту: повторить разбор слова по составу, фонетический разбор, изученные
Слайд 39
Слайд 40
Интернет ресурсы Острова: tp://s49.radikal.ru/i124/1003/73/ffec468334fd.jpg /img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/373/28373112_1211915764_024.jpg

Полный текст материала Урок русского языка "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа", 4 класс, УМК "Школа России" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чернова Евгения Анатольевна  ev4
14.06.2013 0 7460 1572

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК