Урок русского языка и презентация "Наречие как часть речи"; 4 класс
Зайцева Светлана Анатольевна
Учитель нач. классов
ШЛ № 27 г. Астана
Тема: Наречие как часть речи.
Цель урока:
О - Дать общую характеристику наречия как части речи; показать отличие наречия от других частей речи,
Р - расширение словарного запаса, повторить пройденные орфограммы,
В- развивать активность и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями, презентация, карточки для оценивания, слова к сказке, короны с обозначением частей речи.
Ход урока:
Слайд 1.
1.Организационный момент. (1 мин.)
-Ребята сейчас у нас урок русского языка. Для того, чтобы мы работали быстро, активно и продуктивно мы будем использовать интерактивную доску и карточки для индивидуальной работы.
-У вас на столах лежат карточки для оценивания, за каждый правильный ответ вы берёте одну карточку.
2.Введение в тему урока. (2 мин.)
-Чтобы узнать тему урока, сыграем в игру «Спрятанные слова».
«Спрятанные слова»
Слайд 2- 9.
-Заполните клетки и в выделенном столбце сверху вниз прочтите название части речи, о которой сегодня пойдёт речь. Подсказка: все слова начинаются на букву Н.
1.Навыворот (наизнанку).
2.Взглянуть в одну из сторон (направо).
3.Пересекая кому- либо путь (наперерез).
4.Когда сильно чего- то хочется (невтерпёж).
5.С целью, с намерением, с умыслом (нарочно).
6.Вдвоём, без посторонних (наедине).
7.Все животные, которых осталось очень мало, которые стали очень редкими или находятся на грани исчезновения, занесены в … (Красную книгу) Казахстана, потому что они могут исчезнуть … (навсегда).
-О какой части речи пойдёт сегодня речь? (О наречии).
Число и классная работа записано в тетрадях.
-Запишем число и тему сегодняшнего урока: «Наречие».
3.Минутка чистописания. (6 мин.)
Слайд 10.
-А сейчас, как обычно в начале урока, у нас минутка чистописания. На доске даны слова, давайте прочитаем их.
Дети читают слова.
-Что нужно сделать с этими словами?
-Для правильного написания этих слов воспользуемся алгоритмом.
1.Вопрос.
2.Часть речи.
3.Правило.
-Сначала зададим вопрос. Определим часть речи. И вспомним, каким правилом нужно воспользоваться для правильного написания данного слова.
-В процессе работы сгруппируйте слова по видам орфограмм. Обозначьте эти орфограммы. Найдите лишнее слово.
-Вы называете слово, объясняя написание, и определяем слово в определённую группу.
Фальш.., несёш.., вскач.., настеж.., доч.., замуж.., стучиш.., мощ.., играеш.., сплош.., лож.., вовлеч…
-Проверяем, что у вас получилось.
Слайд 11.
1.Фальшь, дочь, мощь, ложь (на конце сущ. 3-го скл. пишется Ь)
2.Несёшь, стучишь, играешь, вовлечь (на конце глаголов настоящего и будущего времени во 2- м лице единственного числа и в неопределённой форме глаголов после шипящих пишется Ь)
3.Вскачь, настежь, сплошь, замуж (на конце наречий после шипящих пишется Ь)
-Лишнее слово «замуж» (искл.: уж, замуж, невтерпёж)
-Проверили, правильно ли вы справились с заданием, если правильно, то взяли карточку за правильный ответ.
-Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ь)
-Найдите закономерность и напишите Ь.
Ьь Ььь Ьььь Ььььь
-А так же запишите слова из третьего столбика в строчку, через запятую.
(Убрать слова с доски пока дети пишут.)
Слайд 12.
4.Изучение нового материала. (8 мин.)
Слайд 13.
-А сейчас мы послушаем сказку, которая называется «Проделки наречий».
К доске выходят 6 учеников: автор, прилагательное, существительное, числительное, глагол, наречие. В процессе сказки наречие с помощью волшебной палочки меняет слова.
Грамматическая сказка.
Проделки наречий.
Автор:
-Наречия легко образуются от других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это, оказалось, сделать с некоторыми прилагательными. Прилагательное:
-Я Прилагательное: «Хороший». А вы кто?
Наречие:
-А я Наречие и сейчас прилагательное я легко превращу тебя в наречие.
Заменю в слове хороший окончание суффиксом –о- и получится замечательное наречие. Как? (Хорошо!) То же самое я сделаю с прилагательным высокий и получу наречие высоко.
Автор:
-Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с другими прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о.
Прилагательное:
-Я Прилагательное новый и со мной такой фокус у тебя не получится.
Наречие:
-Почему же? Добавим приставку за- , а окончание заменим суффиксом –о- и получится наречие заново. Добавим приставку с- и суффикс –а- и получим наречие снова . Добавим приставку в- и получим наречие вновь.
Автор:
-Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось «побольше»: предлог превратился в приставку, окончание, в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.
Существительное:
-Я Существительное верх. Меня ты точно не превратишь в наречие.
Наречие:
-Конечно, превращу! Добавлю приставки и суффиксы и получатся наречия. Вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху, верхом.
-Здорово! Изменю- ка я существительное даль. Добавлю приставки и суффиксы и получу наречия издалека, далеко, вдаль.
Автор:
-Добрались наречия и до числительных.
Числительное:
-Я Числительное двое. Сможешь ли ты превратить меня в наречие?
Наречие:
-Конечно. Прибавлю приставки и получу наречия вдвоём, надвое.
Автор:
-Не миновала эта участь и глаголов.
Наречие:
-А сейчас я примусь за глаголы. Вот глагол скакать. Добавлю приставку и уберу суффиксы и получу наречие вскачь. Добавим предлог и изменим суффиксы и получим наречие на скаку.
-В глаголах догонять, и обнимать добавлю предлог или приставку и изменю суффиксы. Получились наречия и в обнимку, вдогонку.
Автор:
-Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на иена с предлогами. Поди, разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по- особому- через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться. (Слова: обнимать, догонять, двое, скакать, даль, верх, новый, высокий, хороший. Вывешиваются на доске, в процессе сказки)
-Какие наречия встретились в сказке?
Слайд 14.
-Попробуем изменить эти слова по лицам и числам. (схема)
Н- р: Я учусь хорошо. Мы учимся хорошо.
Ты учишься хорошо. Вы учитесь хорошо.
Он учится хорошо. Она учится хорошо. Они учатся хорошо.
-Скажите, изменилось ли наречие? (нет)
-Попробуем изменить эти слова по падежам.
-Можно ли изменить слово хорошо по падежам? (нет, оно отвечает на вопрос Как?, а у падежей нет таких вопросов)
-Какой вывод мы можем сделать?
-Они неизменяемы.
-Давайте соберём всё, что мы узнали или знаем о наречии.
На доске:
1.Наречие- неизменяемая часть речи.
-Задайте вопросы к наречиям. (Как? вверху, вверх, наверху,… Где? высоко, далеко.. Откуда? Издалека.)
На доске:
2.Отвечает на вопросы Как? Где? Откуда? Куда? Когда?
-Наречие не изменяется, значит … (у него нет окончаний)
На доске:
3.Наречие не изменяется, поэтому у него нет окончаний, есть суффиксы. Хорошо, вскоре, издалека.
4.Раньше нам встречались наречия в предложениях. Вспомните, чем могут являться наречия в предложении.
5.Что же обозначают наречия?
Работа по учебнику.
-Прочитаем правило на с. 189- 190.
Слайд 15.
5.Закрепление пройденного. Упражнение. (9 мин.)
Слайд 16.
На интерактивной доске:
Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился.
Вчера был хоккей. Был хоккей.
Вечером начались соревнования. Начались соревнования.
-Ясно ли из предложения правого столбика, когда прекратился дождь? Кода был хоккей? Когда начались соревнования?
-Нет.
-А из левого?
-Ясно.
-А теперь выясним: с какой частью речи связаны по смыслу выделенные слова? Какие слова они поясняют? (на доске и в тетрадях)
г л. х нар.
Прекратился когда? вскоре
-Какой вывод мы можем сделать о связи речи наречий с другими частями речи?
-Наречия поясняют глаголы.
-Дополним наши знания о наречии.
Слайд 17.
Работа по учебнику.
Упражнение 637 с. 189.
-Подбери к глаголам наречия. Запиши, выдели суффиксы наречий.
-Устно читает каждая группа по цепочке.
Писать (как?) аккуратно, красиво, быстро, умело, прилежно, ровно, грамотно.
Читать (как?) выразительно, правильно, чётко, медленно.
Рисовать (как?) обрывисто, размашисто, мелко, крупно.
-А сейчас с каждой группы по одному ученику записывают на доске.
Упражнение 638 с. 190.
Индивидуальная работа.
-Пока мы выполняем упражнение, некоторые ученики будут выполнять индивидуальные задания.
Работа по карточкам.
-Возьмите зелёные карточки. Прочитайте задание вслух.
-К наречиям подберите синонимы.
-Что такое синонимы? (Слова близкие по значению, но разные по написанию)
-Если вы затрудняетесь найти синоним нужно воспользоваться словарём синонимов. (показать словарь)
Работу выполняют по одному сильному ученику с каждой группы.
1 карточка.
Мелко- (неглубоко),
Внезапно- (неожиданно),
Тихо- (неслышно),
Близко- (недалеко).
2 карточка.
Тяжело- (нелегко),
Срочно- (немедленно),
Свободно- (непринуждённо),
Спокойно- (невозмутимо).
Проверка. За правильные ответы возьмите карточки оценивания.
Слайд 18.
-Прочитайте задание в упражнении 638.
-Допишите пословицы. Подчеркните наречия.
-Прочитайте первую пословицу. (Кончил дело, гуляй смело.)
-В каком случае так говорят, поясните.
-Найдите наречие.
Так же разбираются следующие пословицы. (устно)
Одна голова (хорошо), а две- лучше. Журавль летит (высоко), видит (далеко).
-Запишите понравившуюся пословицу. Подчеркните наречие. Как подчёркиваем наречие? (_ . _ . _ ._)
6.Физминутка. (1 мин.)
-Я называю слова, если это наречие хлопаем в ладоши, если другая часть речи приседаем.
Ярко, быстро, воркуют, рано, даль, игриво, сгоняет, настежь, прекраснее, аккуратно.
7.Расширение словарного запаса детей. Закрепление. (12 мин.)
Работа в группах.
-А сейчас мы будем работать в группах. Возьмите синие карточки.
-Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие.
1- группа.
Черепашьим шагом (медленно),
Кот наплакал (мало),
Как по маслу (хорошо),
Рукой подать (близко).
2- группа.
Конца- края не видно (далеко),
Шутки в сторону (всерьёз),
Между делом (попутно),
Курам на смех (нелепо).
3- группа.
Кошки скребут на душе (тревожно),
Чуть свет (рано),
Яблоку негде упасть (тесно),
В одно мгновение (быстро).
4- группа.
Шаг за шагом (постепенно),
Как попало (плохо),
В поте лица (усердно),
Исчезнуть в два счёта (мгновенно).
-Проверяем, что у вас получилось. Возьмите карточки оценивания за правильные ответы.
Слайд 19- 1 группа.
Слайд 20- 2 группа.
Слайд 21- 3 группа.
Слайд 22- 4 группа.
-Скажите, где можно найти описание фразеологических оборотов? (в словаре) Показать словарь.
-Составьте предложения с фразеологическими оборотами (устно).
-Запишите понравившееся предложение, подчеркните наречие. (на доске) Н- р: Он работал в поте лица.
-Разгадайте ребус.
-На речь ИЕ (Наречие)
8.Итог урока. (2 мин.)
Слайд 23.
-Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?
-Что нового узнали на уроке?
-Что интересное узнали на уроке?
9.Выставление оценок за активность на уроке (по карточкам ответов)(1 мин.)
10. Домашнее задание: (1 мин.) выучить правило с. 190, выполнить упражнение с. 642,
с. 191.
-Прочитайте задание.
-Выпишите наречие вместе с глаголами, которые они поясняют.
Н-р: Открыли Как? настежь.
-Укажите стрелочками главное и зависимое слово, задайте вопрос.
-В первом предложении выполнить синтаксический разбор.
11.Песенка про наречие. (2 мин.)
-Для позитивного завершения нашего урока давайте споём песенку о наречии.
Песенка про наречие.
Иногда бывает вам желательно
Действие или признак пояснить
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
П-в:
Наречие- старое слово,
Наречие- от слова «глаголить»,
Наречие- неизменяемое слово,
Наречия- нужно запомнить.
Знали вы или не знали,
Что наречия читали?
Вы запомните их прочно,
Навсегда, надёжно, точно.
П-в: тот же.
Хорошо, красиво, ладно,
Осторожно, аккуратно,
Чисто, ласково и нежно,
Бодро, холодно и снежно,
Тихо, близко, далеко,
Быстро, весело, легко.
Горько, кисло, очень сладко,
Тяжело, печально, гладко.
П-в: тот- же (2 раза). Ла- ла- ла…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Светлана Анатольевна
→ zaitsievasvetlana 05.07.2013 1 16645 2901 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.