Слайд 1
Урок русского языка
4 класс.
Склонение имен
прилагательных
Васько
Елена
Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 42»
г. Нижневартовск
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 42
Конспект урока
тема: « Склонение имен прилагательных»
Учитель начальных классов
Васько Елена Михайловна
г. Нижневартовск
2011г.
Русский язык, урок введения нового знания.
Тема: Склонение имен прилагательных.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 4
Технологии: мультимедийный проектор; презентация к уроку.
Цели и задачи:
Образовательные цели:
Ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных.
Повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное"
Развивающие цели:
Развитие интереса к дальнейшему учебному процессу, умения анализировать собственную деятельность.
Воспитательные цели:
Воспитание стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание коммуникативности и толерантности.
Задачи урока:
формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного.
развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.
воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, карточки со словарными словами, учебник, тетради, рисунок ёлки, нарисованные ёлочные игрушки, карточки с надписями «имя прилагательное» и «имя существительное», схемы.
Структура урока (этапы):
организационный
актуализация знаний
новая тема и цель урока
закрепление (первичное)
физминутка
закрепление (вторичное)
рефлексия
домашнее задание
этапы |
деятельность учителя |
деятельность ученика |
1.Организационный Слайд 6
Слайд 7 |
Приветствие. Снег упал нам на ладошку, На скамейку, на дорожку. Вьётся, вьётся, ой-ой-ой! Побежали мы домой И тихонько сели.
- каким вы хотите видеть наш урок? - хорошо, но для этого надо помнить, что работать нужно дружно и продуктивно. - итак, повторим правила посадки:
Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу, За осанкою слежу, На отлично напишу.
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
|
дети садятся
-интересным, познавательным
ученики хором
дети записывают число и классная работа.
|
2. Актуализа ция знаний Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12 |
1. Самоопределение к деятельности. - послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится в нём?
У
существительных подчас - правильно, а какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать? В Новый год стучится сказочное что-то, Тихо постучится в наши двери кто-то: - тук-тук! - кто там? - поглядите только! - зелёная, пушистая, смолистая, душистая…
- а вот и наша ёлочка, сегодня мы будем её украшать не простыми ёлочными игрушками, а с заданиями. (Учитель вывешивает ёлку на доску) - какие же прилагательные помогли вам узнать, что это ёлка?
- что общего у этих прилагательных?
- молодцы, а какое окончание еще вы знаете женского рода?
2. Минутка Чистописания. -и вот наш первый ёлочный шарик. (Учитель читает задание) - из окончаний ая, яя составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы. аяяя яаяа аяая (Учитель записывает на доске. Во время работы детей, он, проходя между рядами, хвалит учеников за красивое письмо) - к нам на урок пришли гости. Кто же это? В ыходят два ученика с карточками имя существительное ,держась за руки, рассказывают стихотворения имя прилагательное
- о чём главном нам сказали эти части речи? Микроитог. - в чём проявляется их дружба?
- какие признаки? |
- часть речи имя прилагательное
- ёлка
- зелёная, пушистая, смолистая, душистая
- прилагательные женского рода с окончанием –ая - окончание – яя
ученики прописывают в тетрадях.
имя существительное
имя прилагательное, мы с тобой дружны. признаки предметов называешь ты
имя прилагательное
солнечное лето, праздничная ель, вкусные конфеты, ягодный коктейль.
- они дружны
- имя прилагательное прилагается к имени существительному и имеет те же признаки
- род и число |
3. Новая тема и цель урока Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
4. Закрепле ние (первич ное) Слайд 19
Слайд 20 |
Работа со словарными словами. -посмотрите, какой красивый колокольчик, он предлагает выполнить работу у доски. Учитель даёт ученику карточку со словарными словами, в которых пропущены буквы. Вопрос ученику, который вышел к доске. - посмотри на слова, как ты думаешь, какое задание нужно будет выполнить? - правильно. Визуально разделите свой тетрадный лист на два столбика. Запишите слова во второй столбик. яблоко, аллею, улице, коллектива, месяцем, лагерю.
- что вы можете сказать об этих словах? - ребята, а какие признаки вы умеете определять у имени существительного? - на основе этих признаков, сформулируйте задание к данным словам.
- молодцы. Устно определите род и число.
- падеж надпишите над словами простым карандашом. - умницы, продолжаем украшать нашу ёлочку. Следующий новогодний шарик. Кто решится выполнить задание? Учитель даёт ученику словарные слова с пропущенными буквы, каждое слово на карточке. Вопрос ученику, который вышел к доске. - прочитай слова вслух. в берёзовую, городскому, хорошее, на северной, классного, морозным. - что ты можешь сказать о них? - хорошо. Как ты думаешь, какое задание нужно выполнить? - правильно. А можем мы объединить эти слова со словами, записанными на доске? - читай слово с первой карточки. - к какому имени существительному оно подойдет? - в первый столбик напротив слова – аллею магнитом прикрепи карточку - что нужно теперь сделать?
- посмотрите на слова в столбиках. Что же у нас получилось?
- подумайте, на какой признак имени существительного я бы хотела обратить ваше внимание? Почему? - сделайте вывод, как связан этот признак имени существительного с именем прилагательным, на основе этого сформулируйте тему урока.
- молодцы, позвольте, я грамотно сформулирую тему нашего урока, «Склонение имён прилагательных» - исходя из темы, определите цель данного урока?
- сделайте вывод, как определить падеж имени прилагательного?
- где в жизни нам понадобится умение правильно определять падеж имени прилагательного?
- чтобы сформировать данные умения мы с вами приступим к практическим заданиям. Следующий ёлочный шарик с заданием. Выборочное письмо (на доске надпись) - сейчас вам предлагается задание поискового характера. В учебнике с.144 упр.281 прочитайте текст. - посмотрите на доску, перед вами надпись «выборочное письмо», схемы, текст в учебнике, сформулируйте задание. 1) прил. + сущ. = В.п. 2) прил. + сущ. = Р.п. (на доске) 3) прил. + сущ. = И.п. 4) прил. + сущ. = Т.п. - молодцы - сверьте свои словосочетания с доской. Поднимите руку, у кого всё верно выполнено? - у кого одна ошибка и более - будьте внимательны в следующий раз Микроитог. – как вы думаете, с какой целью вы выполняли это упражнение? |
По желанию ученик выходит к доске
- вставить пропущенные буквы ученик у доски диктует слова и записывает их во второй столбик на доске, остальные дети в тетрадях. Проверка правильности написания слов фронтально. - словарные, имена существительные - род, число и падеж - определить у данных существительных род, число и падеж Работа фронтально. Дети приходят к выводу, что число у всех слов единственное, а род разный. Ученик выполняет задание у доски По желанию ученик выходит к доске
Ученик читает вслух
- словарные слова, имена прилагательные - вставить пропущенные буквы - можем - в берёзовую - аллею ученик прикрепляет карточку - вставить пропущенную букву. Аналогично остальные слова. Ученик на доске, дети в тетрадях
- словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного - падеж, потому что мы надписали его над словами - имя прилагательное находится в том же падеже, что и имя существительное, к которому оно относится - тема урока «как правильно определить падеж имени прилагательного»
- научиться определять падеж имени прилагательного - прилагательное связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному
- при составлении словосочетаний, правильном написании окончаний имен прилагательных
Один ученик читает вслух - найти в тексте словосочетания прилагательного с существительным по данной схеме и записать в тетрадь. Взаимопроверка
- чтобы закрепить свои знания определения падежа имени прилагательного |
5. Физминутка Слайд 21
|
- Наш новогодний колокольчик предлагает вам отдохнуть. А
теперь всем детям встать,
И отправились в дорожку. Мы
шагаем по сугробам, по сугробам
крутолобым.
|
Один ученик у доски, остальные дети выполняют движения возле парт
|
6. Закрепле ние (вторич ное) Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24 |
Дифференцированная работа - замечательно отдохнули. Итогом нашего урока будет творческая работа - перед выполнением следующего задания, вспомните, как же определить падеж имени прилагательного? - наша ёлочная игрушка предлагает вам задания по выбору. Прочитайте, подумайте, какое задание вы сможете выполнить, запишите в тетрадь. Задание. Поставьте имена прилагательные в нужном падеже. Выделите окончания. М ы приехали в (соседний) деревню. Днём купались в (тёплый) реке. Сидели под (раскидистый) берёзой. Пахло (свежий) травой. Задание. Напишите ответы на вопросы, определите падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Г де гуляли ребята? (берёзовая роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода). Чем играла девочка? (красивый мячик) Задание. Исправьте ошибки. Определите падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Как хорошо в берёзовай рощу. Мы шли по узкай тропинкой. Налетел резкому ветере. Мы услышали стрекот проворную сорокой. - Поднимите руки, кто выбрал упражнение с синим кружочком. (желтым, зелёным) Слайд - Приглашаю по одному человеку к доске, чтобы проверить правильно ли выполнили задание. - спасибо |
- определить падеж существительного, к которому относится прилагательное, по падежу существительного определить падеж прилагательного
на полях дети рисуют тем цветом кружок, задание которого выбрали и выполняют
ученики поднимают руки ученики по одному вписывают окончания |
7. Рефлексия Слайд 25 |
- вспомните, какую цель ставили на уроке.
- так как же определить падеж имени прилагательного?
- достигли мы цели урока?
- какие признаки вы теперь умеете определять у имени прилагательного?
- на следующем уроке русского языка мы с вами познакомимся с правописанием безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. -а теперь подумайте, кому за урок вы бы поставили «пять» и «четыре». Почему?
|
- научиться определять падеж имени прилагательного - по падежу имени существительного, к которому оно относится - да
- падеж, род, число
выслушиваются ответы учеников
|
8.Домашнее задание Слайд 26
Слайд 27 |
- последний наш ёлочный шарик. Для закрепления полученных знаний вам предлагается домашнее задание по выбору (на карточках): c.142 упр. 279 c.142 упр. 279 подобрать и записать к данным словам синонимы и выполнить задания, данные в упражнении c.142 упр. 279 придумать и записать по два распространённых предложения со словами, данными в упражнении, используя разные падежи
- посмотрите, какая нарядная у нас получилась ёлочка. С наступающим вас праздником. Спасибо за урок. Слайд |
Ученики выбирают задание того цвета, которого смогут выполнить.
|
Литература: Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 кл.: Книга для учащихся. – М.: Дрофа, 2004. Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. 4 кл.: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001. http://kidlib.ru/fizminutk – физминутка. www.moi-detki.ru – стихотворение про ёлку klub-drug.ru - анимашки Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание,1995
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
Самоанализ урока учителя начальных классов Васько Елены Михайловны
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: склонение имен прилагательных.
ТСО и наглядность: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, карточки с текстами, учебник, тетради, рисунок ёлки, нарисованные ёлочные игрушки, карточки с надписями «имя прилагательное» и «имя существительное», схемы.
Программное обеспечение: операционная система Windows ХР., пакет программ Office 2007 (программное средство разработки мультимедиа проектов - PowerPoint, текстовый редактор Word).
Данный урок включен в раздел программы 4 класса и является первым в теме «Имя прилагательное». Урок построен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся в 4 классе. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников.
При планировании урока я опиралась на развитие учебно–информационных, организационных и коммуникативных компетенций.
Исходя из темы урока, были поставлены следующие цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся со склонением имен прилагательных.
Повысить уровень знаний детей по теме "Имя прилагательное"
Развивающие:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитывать коммуникативность и толерантность.
Исходя из целей урока, были поставлены следующие задачи:
формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного.
развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.
воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.
Структура урока (этапы):
организационный
актуализация знаний
новая тема и цель урока
закрепление (первичное)
физминутка
закрепление (вторичное)
рефлексия
домашнее задание
Структура урока была выбрана, на мой взгляд, рациональная, которая была логичной, последовательной, благодаря включению приемов активизации мыслительных процессов ребенка на разных этапах урока. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена активных видов деятельности, объединенных одним сюжетом.
Использовала технологии:
1. Деятельностного метода:
самоопределение к деятельности;
актуализация знаний;
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
включение в систему знаний и повторения;
рефлексия деятельности;
2. Личностное ориентирование:
разноуровневые самостоятельные работы
оценка себя, как умелого, знающего ученика, способного многого добиться
стимулирование учащихся: хвалю, показываю достижения, обращаюсь к самолюбию ученика.
3. Здоровьесберегающие технологии:
состояние психологического микроклимата
учет социально-психологического развития детей
на уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задание в соответствии с уровнем обученности.
Приемы, применяемые для достижения поставленных задач на уроке: эвристическая прием сравнения, применение наглядных средств, компьютерной презентации, работа по заданному плану, дифференцированная, самостоятельная деятельность обучающихся на уроке, взаимопроверка.
В ходе урока с целью углубления восприятия (сопровождение вербальной информации зрительной) были использованы схемы, вербально–иллюстративные опоры – слайды с компьютерной презентации.
Мотивация обучающихся поддерживалась и развивалась за счет интересного им тематического содержания урока, атмосферы непринужденности. Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны. Рациональность использования времени, и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой урока.
Я считаю, что такие уроки очень удачны – видны не только знания обучающихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания. Таким образом, цели и задачи урока были достигнуты.
Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 4 класса начальной школы.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На некоторых этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.
Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова "потому что", "поэтому".
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.
Использовала систему дидактических принципов:
Принцип деятельности - ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности.
Принцип целостности – изучать явления неразрозненно, а во взаимной связи.
Принцип психологической комфортности.
Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ученик успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Автор: Васько Елена Михайловна
→ admin0160 13.11.2013 0 3663 750 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.