Урок русского языка "Настоящее и прошедшее время глагола", 4 класс.



Поливанова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 509 г. Москвы













































Урок русского языка: «Настоящее и прошедшее время глагола».


Цели: формирование умения изменять глаголы по временам; привлечь внимание детей к значению в нашей речи глаголов.


Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Минутка чистописания.


а) На доске записаны слова:


работа писать мечта


-Прочитайте слова. Какое слово лишнее. Почему?

- Что такое глагол? Образуйте от данных существительных глаголы.


- Цепочку слогов для минутки чистописания вы составите сами. Используйте для этого первые 2 буквы каждого слова.


б) . ансев алипутсаН


- Что заметили? ( Это предложение записанное наоборот )

- Прочитайте его справа налево и запишите правильно.

- Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Надпишите над ними части речи.


3. Словарная работа.


- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте над словами ударение.


Словарь: в_р_бей, в_рона, за_ц, к_рова, м_л_ко, кр_к_дил, л_сица, м_дведь, м_лина, с_рока, с_бака.


4. Работа над темой.


- О чём говорили на прошлом уроке? Что такое глагол? Что нового узнали о глаголе?


1) Упражнение в подборе глаголов с противоположным значением (антонимов )


- Прочитайте, заканчивая предложения глаголами.


Противник нападал на ворота, а вратарь их надёжно ________________ .


Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу _________________ .


Звёзды вспыхнули на мгновение и _______________ .



- Запиши глаголы парами из каждого предложения.

( - Проверь себя )

- Что заметили? ( Это глаголы – антонимы )

- Что вы можете сказать о этих глаголах? ( Они стоят в настоящем и прошедшем времени)


- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о глаголах в прошедшем и настоящем вре-

мени.


2) Упражнение в определении времени глаголов и изменении их по временам.


- Как определить время глаголов?

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем и настоящем времени?


Самостоятельное выполнение упражнения в учебнике с последующей

проверкой.

н. в. п. в.

Бродить – бродит, бродил,

лепить - , ,

возить - , ,

кормить - , ,

косить - , ,

точить - , .


3) Упражнение в употреблении глаголов в речи.


- Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи?

Выяснить это поможет нам следующее задание.


Старик ________ неводом рыбу, старуха __________ свою пряжу.

Волк ___________ целую ночь у проруби, хвост у него и ____________ .

Девочка _____________ лесное яблочко и спасибо ________________ .

Яблоня ______________ её своими ветвями.

Лебеди ____________ мимо.


- Прочитайте предложения. Что можете сказать? ( Не хватает глаголов )

- А без них непонятно, какие действия выполняют герои.

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы и прочитайте

получившиеся предложения.

- Что теперь можете сказать? Для чего нужны глаголы?


- Известный русский писатель А. Н. Толстой писал:


« Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».


Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще.


В словаре В. Даля написано: « Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».


- В каком времени употреблены глаголы? Прочитайте эти предложения так, чтобы глаголы употреблялись в настоящем времени.


5. Творческая работа.


- Как вы думаете, можно ли составить рассказ только из одних глаголов?

- Послушайте рассказ:


Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь!


- Чем интересен рассказ? ( Состоит из глаголов )

- Попробуйте и вы придумать рассказ, который состоял бы только из

глаголов.


6. Итог урока.


- Чем занимались на уроке?

- Как определить время глаголов?

- Для чего нужны в речи глаголы?


7. Домашнее задание.










Источники материалов:


Рамзаева Т.Г. Русский язык . 4 кл.: Книга для учителя. - М.: Дрофа,2010 г.


Рамзаева Т.Г. Русский язык . 4 класс. Методическое пособие. Дрофа, 2012 г.


Л.И.Тикунова, Ю.В.Новикова. «Дидактические материалы. Русский язык».4 класс, 2011 г.


О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. Русский язык: Правила и упражнения: 1-5кл. «Издательство АСТ», 2011 г.




Слайд 1
Тема Тема урока урока Настоящее и прошедшее время глагола.
Слайд 2
Прочитай! работа писать мечта
Слайд 3
Прочитай .ансев алипутсаН
Слайд 4
Спиши,вставь пропущенную букву,поставь ударение Словарь: в_р_бей, з_яц, в_рона, к_рова, м_л_ко, кр_к_дил, л_сица, м_дведь, м_лина, с_рока, с_бака.
Слайд 5
Прочитай • 1. Противник нападал на ворота, а вратарь их надёжно _________ . 2. Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ____ . 3. Звёзды вспыхнули на мгновение и __________ .
Слайд 6
Проверь себя •Нападал-защищал, •хвалит-ругает, •вспыхнули-погасли,
Слайд 7
Глаголы •Настоящее •Прошедшее время время • что делал? • что делает? • что сделал?
Слайд 8
Упражнение н.в. п.в. • Бродить – бродит, бродил, • лепить , • возить , • кормить , • косить , • точить , , , , , .
Слайд 9
Проверь себя н.в. п.в. • Бродить – бродит, бродил, • лепить - лепит, лепил, • возить - возит , возил, • кормить - кормит, кормил, • косить - косит , косил, • точить – точит, точил.
Слайд 10
Прочитайте предложения 1.Старик___ неводом рыбу, старуха ___ свою пряжу. 2.Волк __целую ночь у проруби, хвост у него и _____ . 3.Девочка ____лесное яблочко и спасибо _________ . Яблоня _______ её ветвями. Лебеди _________ мимо.
Слайд 11
Измени время глаголов 1.Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. 2.Волк просидел целую ночь у проруби, хвост у него и примёрз . 3.Девочка съела лесное яблочко и спасибо сказала . Яблоня укрыла её ветвями. Лебеди пролетели мимо.
Слайд 12
языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». А. Н. Толстой «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В. Даль
Слайд 13
Прочитай Глаголу нравится читать, Шуметь, бурлить, кипеть Играть, работать и мечтать, Шить, жить, свистеть и петь!
Слайд 14
Молодцы! Спасибо за работу!

Полный текст материала Урок русского языка "Настоящее и прошедшее время глагола", 4 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поливанова Ольга Викторовна  jkmdbr
01.12.2013 0 7388 1181

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК