Урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне"; 3 класс
Цветкова Светлана Борисовна
МБОУ «Рядская ООШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рядская основная общеобразовательная школа»
Разработка урока русского языка на тему
"Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"
для 3 класса
Работу выполнила Цветкова С.Б.
учитель начальных классов.
д. Ряд
2013г.
Тема: "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"
Цели урока:
- обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в слове;
- научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами.
Задачи урока.
Предметные.
Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми
орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.
Метапредметные.
Познавательные
Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.
Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).
Регулятивные
Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы,
Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные
Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные
Воспитывать любовь к русскому языку.
Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все сядем тихо,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Проверка домашнего задания:
(10 слов с безударным гласным)
- Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять?
- Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа
(трое на карточках, один у доски)
Вставить пропущенные буквы, зачеркнуть лишнее слово.
а) К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .
б) Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.
в) Л…дяной, к…рмушка, сне.., з…мой, к…ток.
г) Варе…ка, к…ток, к…рмушка, л…дяной, з…мой.
(На доске слова: МОРОЗ, СУГРОБ, СНЕГ, ВАРЕЖКА.)
IV. Самоопределение к деятельности
-Почему вы решили, что эти слова будут лишними?
(Все слова с пропущенной безударной гласной в корне, а это на другое правило.)
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Правописание парных согласных в корне)
- Назовите парные согласные звуки.
Минутка чистописания
б - п, в - ф, г - к, д - т, ж – ш, з - с.
V. Работа по теме урока.
Грамматическая сказка
Кто важнее?
В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б (В,Г,Д,Ж,З), другую звали П(Ф,К,Т,Ш,С). Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». Королева П говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И Никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения), а королева Б – для Орфографии (письма).
Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор они живут в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.
Работа по учебнику.
Упр. 208, с.111
- Прочитайте слова с орфограммами, Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению.
Проверка. (Читают по цепочке слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание)
Словарная работа.
Какое новое слово встретилось в тексте? (пороша)
(Свежий слой только что выпавшего снега)
Объясните лексическое значение слова. Давайте найдем его объяснение в словаре. (Ожегова, интернет)
(2 ученика работают на карточках)
Пушистая пороша покрыла землю4.
Пороша2, порошить, запорошила.
Работа по учебнику.
упр.209, с.111
- Прочитайте, выполните по образцу.
- Прочитайте слова и назовите звук, которая обозначает выделенная буква.
- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка.
Продолжение работы по учебнику.
Упр. 210, с.112
- Прочитайте.
- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
-Назовите два способа подбора проверочных слов
(Изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово)
- Спишите слова в строчку через запятую, вставив нужную букву.
(Взаимопроверка тетрадей)
Прочитайте ниже сведения о языке.
- как найти проверочное слово для слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком?
- Приведите примеры.
VII. Рефлексия.
-Попробуем подвести итог нашему уроку. Продолжите высказывания:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно …
Подведение итогов урока.
- С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
-Что показалось трудным?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды-
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Домашнее задание.
Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .
Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.
Л…дяной, к…рмушка, сне.., з…мой, к…ток.
Варе…ка, к…ток, к…рмушка, л…дяной, з…мой.
Пушистая пороша покрыла землю4.
Пороша2, порошить, запорошила.
мороз
сугроб
снег
варежка
Использованы материалы:
В.В.Волина «Учимся играя»
Поурочное планирование уроков русского языка в 3 классе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цветкова Светлана Борисовна
→ Ряд 24.12.2013 1 12071 1101 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.