Урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне"; 3 класс



Цветкова Светлана Борисовна

МБОУ «Рядская ООШ»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рядская основная общеобразовательная школа»














Разработка урока русского языка на тему

"Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

для 3 класса














Работу выполнила Цветкова С.Б.

учитель начальных классов.





д. Ряд

2013г.


Тема: "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"


Цели урока:

- обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в слове;

- научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами.

Задачи урока.

Предметные.

        • Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми

орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.



Метапредметные.

Познавательные

        • Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.

        • Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.

        • Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).

Регулятивные

  • Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы,

  • Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные

  • Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;

  • Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные

  • Воспитывать любовь к русскому языку.

  • Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.

  • Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.




Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица.


Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все сядем тихо,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.


II. Проверка домашнего задания:

(10 слов с безударным гласным)

- Прочитайте слова, которые вы записали.

- Написание каких гласных нужно проверять?

- Назовите проверочные слова.


III. Актуализация знаний.

  • Индивидуальная работа

(трое на карточках, один у доски)

Вставить пропущенные буквы, зачеркнуть лишнее слово.

а) К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .

б) Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.

в) Л…дяной, к…рмушка, сне.., з…мой, к…ток.

г) Варе…ка, к…ток, к…рмушка, л…дяной, з…мой.


(На доске слова: МОРОЗ, СУГРОБ, СНЕГ, ВАРЕЖКА.)


IV. Самоопределение к деятельности

-Почему вы решили, что эти слова будут лишними?

(Все слова с пропущенной безударной гласной в корне, а это на другое правило.)

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.


-Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Правописание парных согласных в корне)

- Назовите парные согласные звуки.

Минутка чистописания

б - п, в - ф, г - к, д - т, ж – ш, з - с.


V. Работа по теме урока.

  • Грамматическая сказка

Кто важнее?

В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б (В,Г,Д,Ж,З), другую звали П(Ф,К,Т,Ш,С). Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». Королева П говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И Никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения), а королева Б – для Орфографии (письма).

Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор они живут в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.


  • Работа по учебнику.

Упр. 208, с.111

- Прочитайте слова с орфограммами, Назовите эти орфограммы.

- Как проверить слова с безударными гласными?

- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

- Как проверить слова с парными согласными звуками?

- Выполните письменное задание к упражнению.

Проверка. (Читают по цепочке слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание)


  • Словарная работа.

Какое новое слово встретилось в тексте? (пороша)

(Свежий слой только что выпавшего снега)

Объясните лексическое значение слова. Давайте найдем его объяснение в словаре. (Ожегова, интернет)


(2 ученика работают на карточках)

  1. Пушистая пороша покрыла землю4.

  2. Пороша2, порошить, запорошила.


Работа по учебнику.

упр.209, с.111

- Прочитайте, выполните по образцу.

- Прочитайте слова и назовите звук, которая обозначает выделенная буква.

- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.


VI. Физкультминутка.



Продолжение работы по учебнику.

Упр. 210, с.112

- Прочитайте.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

-Назовите два способа подбора проверочных слов

(Изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово)

- Спишите слова в строчку через запятую, вставив нужную букву.

(Взаимопроверка тетрадей)


Прочитайте ниже сведения о языке.

- как найти проверочное слово для слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком?

- Приведите примеры.

VII. Рефлексия.

-Попробуем подвести итог нашему уроку. Продолжите высказывания:


Я научился…

Было интересно…

Было трудно …


Подведение итогов урока.

- С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

-Что показалось трудным?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды-

Будешь грамотным и ты.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!


Домашнее задание.

Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.






ПРИЛОЖЕНИЕ




К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .





Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.





Л…дяной, к…рмушка, сне.., з…мой, к…ток.





Варе…ка, к…ток, к…рмушка, л…дяной, з…мой.









  1. Пушистая пороша покрыла землю4.





  1. Пороша2, порошить, запорошила.


мороз

сугроб

снег

варежка




Использованы материалы:

В.В.Волина «Учимся играя»

Поурочное планирование уроков русского языка в 3 классе.


Полный текст материала Урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цветкова Светлана Борисовна  Ряд
24.12.2013 1 12071 1101

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК