Разработка урока русского языка "Основа слова. Разбор слова по составу"; 3 класс


МКОУ «Романовская основная общеобразовательная школа»







Тема:

«Основа слова. Разбор слова по составу»





Учитель начальных классов

Поплева Надежда Николаевна

















Медынь 2013

Тема урока: «Основа слова. Разбор слова по составу»

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

  • развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;

  • развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;

  • развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащих-

ся

УУД

1.Органи-

зационный

момент

Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.

Учащиеся настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Актуали-

зация зна-

ний и фик-

сация за-

труднений в

деятельно-

сти.

-Прочитайте, пожалуйста, слова и озаглавьте, объединив данные слова одной темой.

Слайд 1






-Что можно сказать о словах первого столбика?



-Докажите





-Как озаглавим слова второго столбика?


-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.


-Снег снежный
снега снежинка
снегу подснежник
о снеге снежки


-Это однокоренные слова.



-Это разная форма одного и того же слова «снег».


-Здесь изменяется только окончание

(дети выделяют окончание и корень данных слов)

-Однокоренные или родственные слова.


Коллективный разбор слов, фронтальная работа.





Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности



3.Самооп-

ределение к

деятельно-

сти.

- Откройте, пожалуйста, учебник на станице 73, рассмотрим схему. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

-Назовите часть слова, с которой мы еще не знакомы.

-Сформулируйте тему урока





(Ответы детей)



-Основа


-Тема нашего урока «Основа слова»







Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности

4.Постановка

учебной за-

дачи.

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой










-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?


- Мы видим надстрочный знак над словом, что он может обозначать?

Слайд 2





- В конце урока мы разберем по составу данные слова, выделив все его составные части, в том числе и основу, таким образом, проверив себя.





Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.


-Научится выделять основу слова.


(Дети находят в условных обозначениях этот знак)

- Этот знак обозначает, что данное слово мы должны разобрать по составу.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

5.Построение

проекта вы-

хода из за-

труднения.

Первичное

закрепление

каждого по-

няти


















Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы. Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?



-Найдите упражнение 181 на странице 96.

Мы работаем парами.











- А сейчас немного отдохнем вместе с Машей из мультфильма «Маша и медведь».

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение.


Работа детей. Взаимопроверка.












Физкультминутка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности

6.Самостояте

льная работа

с самопроверкой

по эталону

-Работаем на нэтбуках.

К нам в гости пришла Маша из мультфильма «Маша и медведь». Она решила поиграть в «Поле чудес». Слайд 4

Ваша задача – помочь Маше отгадать слово, а также составить свои слова, состоящие из таких же частей, как у Маши. Все свои слова пишете у себя на открытой странице, определенным цветом выделяя все составные части слова. Основу мы выделяем подчеркиванием.

В процессе отгадывания я могу открыть одну или две значимые части слова. Вы можете найти подсказку в упр. 183 на стр.97.

Затем мы сверяемся с доской и смотрим, угадали ли вы заданные слова и сумели оказать помощь Маше. Так же мы проверяем, какие слова, состоящие из таких же частей, вы написали. Слайды 5-10

Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

Приложение 1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

7.Рефлексия

деятельности

(итог урока)

-Ребята, что нового мы сегодня узнали? Чему мы учились на уроке?



- Ребята, а сейчас мы возвращаемся к тем словам, при помощи которых мы должны себя проверить, как мы научились выделять основу и другие составные части слова и оценить свои успехи цветом. Слайд 12

-Кто хочет выставить свою оценку в классный журнал, может со своей тетрадью подойти к учителю для анализа оценки и своей классной работы.

- Домашнее задание: прочитать памятку № 5 на стр.146, упр. 185.

-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.


Разбор слов по составу. Слайд 11

Взаимопроверка.

Самооценка на полях тетради при помощи цвета.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.























Приложение 1

Выполнила: Антонова Вика

Говорливый

коробочка

звездочка

настенный

бабушка

тётушка

повязка

заморозки

желтоватый







Слайд 1
Презентация к уроку русского языка по теме: «Основа слова. Разбор слова по составу» 3 класс Составитель: учитель начальных классов МКОУ «Романовская основная общеобразовательная школа» Медынского района, Калужской области Поплева Надежда Николаевна
Слайд 2
снег снега снежный снежинка снегу подснежник о снеге снежки
Слайд 3
Подарки ² соловушки ореховая выход
Слайд 4
Делай как я!
Слайд 5
Поле чудес Условные обозначения приставка корень суффикс окончание основа Подсказк а: стр.97 упр.183
Слайд 6
говорливый
Слайд 7
коробочка
Слайд 8
настенны й
Слайд 9
тётушка
Слайд 10
желтоватый
Слайд 11
заморозки
Слайд 12
Подарки ² соловушки ореховая выход
Слайд 13
Оцените свою работу ! В следующий раз все получится! Я старался, но у меня не все получилось! Я старался и у меня все получилось!
Слайд 14
http://allforchildren.ru/pictures/avatar_mim.php аватары «Маша» http://detskieradosti.ru/dir/1-1-0-10 - песня «Про следы»

Полный текст материала Разработка урока русского языка "Основа слова. Разбор слова по составу"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поплева Надежда Николаевна  Zateinica
04.01.2014 0 10796 1855

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК