Конспект урока на тему "Имя прилагательное. Синонимы и антонимы"; 3 класс
Учитель МБОУ-СОШ №12
ст. Новониколаевская
Калининского района
Краснодарского края
Нафтаева Светлана Алексеевна
Тема: «Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы».
Цели: углубление представлений учащихся о синонимах и антонимах, развитие умения правильно употреблять их в речи;
уточнение знаний об имени прилагательном; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, развивать логическое мышление учащихся, расширять кругозор, воспитывать старательность, аккуратность; прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности.
Оборудование:
Мультимедиа «Презентация к ходу урока»
Ход урока:
1-й слайд
1.Орг. момент
Руки? - На месте! - Ноги? - На месте!
-Локти? - У края! - Спина? - Прямая!
2.Введение в тему урока
-Хочу начать урок русского языка словами великого русского писателя Л.Н.Толстого. (Читает ученик)
2-й слайд
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно бойкий и живой.
-Ребята, слов какой части речи больше всего в этом предложении?
-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке русского языка? (об имени прилагательном).
-Что такое имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи связано?
-Каким членом предложения чаще всего бывает?
-Какие признаки предметов обозначают имена
прилагательные?
(цвет, вкус, форма, качество, материал, размер, вес)
-Зачем в речи нужно использовать имена прилагательные? (они делают нашу речь богаче, ярче, живее).
3-й слайд
3. Объявление новой темы
- Тема сегодняшнего урока: « Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»
4-й слайд
4.Минутка чистописания.
Показ учителем написания буквы на доске с комментированием:
Кк Кк Кк Кк
моя Кубань…
- Ребята, а какая она моя Кубань? Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное и напишите. (Вольная, раздольная, поющая, хлеборобная, родная, любимая…)
5-й слайд
5.Словарная работа.
Отгадывание загадок (отгадки словарные слова, к этим сущ. Дети подбирают подходящие прилагательные из словаря).
Этот Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Чёрный карандаш)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет –
вот и завтрак и обед. (Жёлтый картофель)
Ничего никому не говори: держи…. за зубами (русский язык)
6- 11-й слайды
6. Новая тема.
1) Наблюдение над употреблением имён прилагательных – антонимов.
- Ребята, в русском языке мы часто противопоставляем одни слова другим, зачем, как вы думаете?
Мы с вами уже говорили, какие признаки предметов обозначают имена
прилагательные - цвет, вкус, форма, качество, материал, размер, вес.
Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными: кот большой, а утёнок…
Противопоставление по размеру, по цвету и др.
12-й слайд
В русском языке слова противоположные по смыслу называются антонимы.
13-й слайд
2) работа с учебником упр.477.
Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью, каких слов это передаётся? Выпишите имена прилагательные противоположные по смыслу вместе с именами существительными.
-Почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)
Холодный ветер - тёплый ветер,
тяжёлые облака – лёгкие облака,
сильные раскаты - слабые раскаты.
- У доски разбираем по составу: холодный, сильные.
- Читаем определение в учебнике, какие слова называются антонимами.
Физ. минутка
3) Наблюдение над употреблением в речи имён прилагательных, близких по смыслу.
Грамматическая сказка о синонимах.
Слова – братья.
Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.
Но однажды по стране прошёл слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались слова в этот город. Очень уж им хотелось найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их всех в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.
17-18-й слайды
Холодный день. Грустно светит холодное солнце. Холодный ветер наметает сугробы холодного снега. По холодной степи
едет одинокий путник.
- Что кажется неудачным? Как бы вы изменили текст?
Солнце, которое не греет, чаще всего бывает зимой. В зимнюю стужу ветер по характеру – злой, а снег кажется колючим.
- Слова холодный, морозный, зимний близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли люди используют такие слова. В языке много слов близких по смыслу.
Морозный день. Грустно светит зимнее солнце. Злой ветер наметает сугробы колючего снега. По заснеженной степи
едет одинокий путник.
19-21-й слайды
Слова, близкие по смыслу называются синонимы.
Замени прилагательные словами близкими по смыслу и запиши словосочетания.
4) Самостоятельная работа по вариантам.
1в.-упр.484 2в. – упр.483
23-24-й слайды
Проверь себя.
5) Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке? Какие слова называются синонимами, а какие антонимами? Для чего мы употребляем их в речи?
6)Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение о своём домашнем любимце.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нафтаева Светлана Алексеевна
→ Alexeevna 04.02.2014 1 8354 1060 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.