Конспект урока на тему "Имя прилагательное. Синонимы и антонимы"; 3 класс












Учитель МБОУ-СОШ №12

ст. Новониколаевская

Калининского района

Краснодарского края


Нафтаева Светлана Алексеевна




Тема: «Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы».

Цели: углубление представлений учащихся о синонимах и антонимах, развитие умения правильно употреблять их в речи;

уточнение знаний об имени прилагательном; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, развивать логическое мышление учащихся, расширять кругозор, воспитывать старательность, аккуратность; прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности.

Оборудование:

Мультимедиа «Презентация к ходу урока»

Ход урока:

1-й слайд

1.Орг. момент

Руки? - На месте! - Ноги? - На месте!

-Локти? - У края! - Спина? - Прямая!

2.Введение в тему урока

-Хочу начать урок русского языка словами великого русского писателя Л.Н.Толстого. (Читает ученик)

2-й слайд

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно бойкий и живой.

-Ребята, слов какой части речи больше всего в этом предложении?

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке русского языка? (об имени прилагательном).

-Что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-С какой частью речи связано?

-Каким членом предложения чаще всего бывает?

-Какие признаки предметов обозначают имена

прилагательные?

(цвет, вкус, форма, качество, материал, размер, вес)

-Зачем в речи нужно использовать имена прилагательные? (они делают нашу речь богаче, ярче, живее).

3-й слайд

3. Объявление новой темы

- Тема сегодняшнего урока: « Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»

4-й слайд

4.Минутка чистописания.

Показ учителем написания буквы на доске с комментированием:

Кк Кк Кк Кк

моя Кубань…

- Ребята, а какая она моя Кубань? Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное и напишите. (Вольная, раздольная, поющая, хлеборобная, родная, любимая…)

5-й слайд

5.Словарная работа.

Отгадывание загадок (отгадки словарные слова, к этим сущ. Дети подбирают подходящие прилагательные из словаря).

Этот Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Чёрный карандаш)

Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землёй.

Клубни вытянешь на свет –

вот и завтрак и обед. (Жёлтый картофель)

Ничего никому не говори: держи…. за зубами (русский язык)


6- 11-й слайды

6. Новая тема.

1) Наблюдение над употреблением имён прилагательных – антонимов.

- Ребята, в русском языке мы часто противопоставляем одни слова другим, зачем, как вы думаете?

Мы с вами уже говорили, какие признаки предметов обозначают имена

прилагательные - цвет, вкус, форма, качество, материал, размер, вес.


Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными: кот большой, а утёнок…

  • Противопоставление по размеру, по цвету и др.


12-й слайд

В русском языке слова противоположные по смыслу называются антонимы.

13-й слайд

2) работа с учебником упр.477.

Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью, каких слов это передаётся? Выпишите имена прилагательные противоположные по смыслу вместе с именами существительными.

-Почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета признакам другого предмета? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

Холодный ветер - тёплый ветер,

тяжёлые облака – лёгкие облака,

сильные раскаты - слабые раскаты.

- У доски разбираем по составу: холодный, сильные.

- Читаем определение в учебнике, какие слова называются антонимами.

Физ. минутка

3) Наблюдение над употреблением в речи имён прилагательных, близких по смыслу.

Грамматическая сказка о синонимах.

Слова – братья.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошёл слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались слова в этот город. Очень уж им хотелось найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их всех в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.

17-18-й слайды

Холодный день. Грустно светит холодное солнце. Холодный ветер наметает сугробы холодного снега. По холодной степи

едет одинокий путник.


- Что кажется неудачным? Как бы вы изменили текст?

Солнце, которое не греет, чаще всего бывает зимой. В зимнюю стужу ветер по характеру – злой, а снег кажется колючим.

- Слова холодный, морозный, зимний близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли люди используют такие слова. В языке много слов близких по смыслу.

Морозный день. Грустно светит зимнее солнце. Злой ветер наметает сугробы колючего снега. По заснеженной степи

едет одинокий путник.


19-21-й слайды

Слова, близкие по смыслу называются синонимы.

Замени прилагательные словами близкими по смыслу и запиши словосочетания.

4) Самостоятельная работа по вариантам.

1в.-упр.484 2в. – упр.483

23-24-й слайды

Проверь себя.

5) Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке? Какие слова называются синонимами, а какие антонимами? Для чего мы употребляем их в речи?

6)Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение о своём домашнем любимце.









Полный текст материала Конспект урока на тему "Имя прилагательное. Синонимы и антонимы"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нафтаева Светлана Алексеевна  Alexeevna
04.02.2014 1 8354 1060

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК