Урок русского языка "Безударные гласные непроверяемые ударением"; 2 класс








Урок русского языка 2 класс.




Подготовила

Фирсова Вера Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1

с. Сарыг - Сеп

Республика Тыва











Тема: Безударные гласные непроверяемые ударением.


Цели: познакомить с различными случаями появления в словах непроверяемых гласных

и согласных;

познакомить с орфографическими словарями непроверяемых слов, с

этимологическим словарём;

развивать орфографическую зоркость, внимательность, наблюдательность;

воспитывать любовь к природе, птицам.


Тип урока:


Задачи урока: повторить умение проверять написание слова по словарю.

Тренироваться в умении правильно записывать слова.


Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:


  1. Частично-поисковая деятельность.


Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:


  1. Фронтальная, групповая, индивидуальная

  2. Беседа по вопросам, диалог, сообщение

  3. Практическая работа в тетрадях


Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты, иллюстрации, карточка со словами.


Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка учебной задачи

  4. Физминутка

  5. Учебная проблема

  6. Рефлексия

















Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Вы отличный дружный класс

Всё получится у вас

Давайте скажем мы себе:

Я всё знаю,

Всё смогу,

Я друзей не подведу!

  1. Актуализация знаний учащихся.

-Ребята, а какое время года сейчас идёт?

- Зима. Слайд 2

- А, что вы знаете про это время года?

Самое холодное время года.

- Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль. Слайд 3


Кому приходится трудно в это время ?

Птицам и зверям. Слайд 4


Морозы жёсткие в этом году

Тревожно за яблоньки в нашем саду

Тревожно за Жучку в её конуре.

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц

За наших воробышек, дятлов, синиц.

Е. Благинина.


- А каким птицам? Вы сейчас откроете учебник на странице 26

Но сначала запишите число. Классная работа. Слайд 5

Упражнение 8. Выпишите из словаря названия птиц.

Ворона, воробей, дятел, снегирь, синица, сорока, соловей.

-Какие слова вы выписали? И почему?

- Слова с непроверяемой безударной гласной, т.е. словарные слова, написание которых мы запоминаем. Давайте проверим.

- А знаете ли вы птиц. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете.


  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять …. ( снегирь) Слайд 6

  1. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока

А зовут её …. ( сорока) Слайд 7


  1. Всё время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит ( дятел) Слайд 8


  1. Скачет птичка по дорожке

Собирает шустро крошки

А потом на ветку прыг

И чирикнет: « Чик – Чирик!» ( воробей) Слайд 9

  1. Спинкой зеленовата

Животом желтовата

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика ( синица) Слайд 10


- Хорошо. Молодцы!

У вас на партах лежат карточка со словом ( название птицы). Составьте предложение с этим словом.


СНЕГИРЬ СОРОКА ДЯТЕЛ

ВОРОБЕЙ СИНИЦА ВОРОНА

- Правильно! Каждая группа прочитает предложение, которое они составили и записали.

Как вы думаете, почему нужно запомнить, как пишутся названия этих птиц?

Потому, что к этим словам нельзя подобрать проверочное слово. Их нужно запомнить.

  1. Постановка учебной задачи.

Что объединяет всех этих птиц?

- Все эти птицы зимующие. Слайд 11

Правильно! Давайте запишем и продолжим предложение.


В НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЛОСЕ ЗИМУЮТ …, …, …,

( ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, дятел)

- Молодцы!

IV. Физминутка.

Встал воробышек на лапки,

Приготовился к зарядке

Повернулся вправо, влево

Приседанье сделал смело

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.


Отгадайте загадку.

Пусть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как нагрянут холода,

Прямо с севера – сюда ( снегирь) Слайд 12

- Почему эту птицу, так назвали? Как вы думаете?

-Где можно об этом узнать?

- В словаре.

ЭТИМОЛОГИЯ - ( с греческого) наука об истинном значении слов. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является оно исконно русским, или пришло к нам из другого языка, каким образом образовано слово.

Существуют специальные этимологические словари, из которых вы можете узнать о происхождении интересующих вас слов Слайд 13

( демонстрация словаря)

Показать словарь и прочитать в нём о значении слова снегирь.

Эта птица прилетает к нам с первым снегом с севера. Однако есть и другое толкование слова.

СНИГИРЬ ( так, оно писалось раньше) и образовано оно от тюркского СНИГ, что значит «красногрудый». Потом это слово изменилось на современное написание СНЕГИРЬ и ассоциируется в народе с первым снегом. Как пойдёт первый снежок – жди снегиря.


- Догадайтесь, о какой птички идёт речь?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё! Клее! Клё! – поёт со свистом ( клёст) Слайд 14

- Имя этой птицы произошло от старинного русского слова КЛЕСТИТЬ, что значит « СЖИМАТЬ» , « СДАВЛИВАТЬ », «СТИСКИВАТЬ». Клюв у клеста загнут крест накрест, как будто сдавлен. Это не единственное толкование по польски « kleskas» – щёлкать, хлопать.

- Ребята, а как помочь птицам пережить зиму?

Прочитайте упражнение 10.

Развесить кормушки, насыпать корм.

Ученик читает:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетаются, как домой

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима. Слайд 15

А. Яшин.

Спишите предложение: ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ! Слайд 16


- Необходимо помогать птицам. А они помогут нам весной и летом, избавляя наши сады и огороды от вредителей.

Давайте угадаем названия птиц.


о


о


е




я


е












е


и




о


о


а




ё




о


о


а




-Прочитайте, ещё раз эти слова и запомните как они пишутся. Слайд 17

-Молодцы!

- Скоро придёт весна. И первые, кто нам о ней расскажут- это наши птички.



Ученица читает:

О чём поют воробышки

В последний день весны

- Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы! Слайд 18


Рефлексия.

- Что на уроке было наиболее интересным?

- Что трудным?

-Как вы оцениваете свою работу?

Дерево успеха.

- СПАСИБО ЗА УРОК! Слайд 19

Слайд 1
Безударные гласные непроверяемые ударением Фирсова Вера Михайловна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Сарыг – Сеп Республика Тыва
Слайд 2
ЗИМА
Слайд 3
Зимние месяцы Декабрь Январь Февраль
Слайд 4
Февраль
Слайд 5
15 февраля. Классная работа
Слайд 6
Снегирь
Слайд 7
Сорока
Слайд 8
Дятел
Слайд 9
Воробей
Слайд 10
Синица
Слайд 11
Зимующие птицы
Слайд 12
Снегирь
Слайд 13
Этимология ( с греческого) -наука об истинном значении слов. Этимологические словари.
Слайд 14
Клёст
Слайд 15
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо Не богаты их корма Горсть зерна нужна Горсть одна и не страшна Будет им зима. А. Яшин.
Слайд 16
Покормите зимующих птиц!
Слайд 17
Запомните Воробей, сорока, ворона, дятел, синица.
Слайд 18
О чём поют воробышки В последний день зимы? -Мы выжили! Мы выжили! -Мы живы! Живы мы! В. Берестов.
Слайд 19
Источники информации • Панкова Татьяна Владимировна http://pedsovet.su • ppt4web.ru/detskieprezentacii/zimujushhie-pticy0.html • web2edu.ru • Этимологический словарь

Полный текст материала Урок русского языка "Безударные гласные непроверяемые ударением"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фирсова Вера Михайловна  vera23
12.02.2014 0 10821 1337

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК