Урок "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"; 4 класс


ГБОУ СОШ НО № 367 Зел.АО г.Москвы

Учитель: Снегур Елена Викторовна



Конспекта урока русского языка в 4 классе «Б»

УМК «Школа 2100»


Тема урока: «Выведение общего правила правописания падежных окончаний имен существительных».


Тип урока Урок ОНЗ

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), выделять главное, свёртывать информацию для ключевых слов.

Овладение орфографией и пунктуацией: выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умения писать слова с орфограммой буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм.

Задачи:

- развивать умение различать существительные родительного, дательного, предложного падежей;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей;

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Литература: 1) Бунеевы, О.В.Пронина «Русский язык 4 класс, часть 2», Москва, Балласс, 2008г.

2) Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя», Москва, Балласс 2012 г.

Оборудование урока: презентация, три бумажные снежинки (большая, средняя и маленькая), карточки с заданием (см. приложение).

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

- Проверьте готовность к уроку. Слайд 1.

- Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно!

- Мы успешно справились с проверочной работой, написали сочинение.

- Как вы думаете, что нас ждёт сегодня?

- Сегодня мы должны сделать открытие(щелчок). Но сначала повторим. Будем повторять всё, что знаем или нет?

- Тогда что?













- Новая тема.



- Нет



- Только то, что нам может пригодиться…



2. Минутка чистописания.


- Записываем число, классная работа. Выкл.доску, свернуть презентацию, включить линейку.

- На какие группы можно разделить эти буквы?

(Е У А е Э и Ю Я)

- запишите красиво только строчные… (е,и)

- Какое время года хозяйничает сейчас на земле? (1 человек работает у доски)

- Запишите, обозначьте орфограмму…

-Проверьте…

- Подберите однокоренные слова

- вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных… (как проверить?)

- Прочитайте предложение. Слайд 2.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

- Что напоминает предложение?

- Попробуйте произнести быстро, выслушайте друг друга. А теперь все вместе.

- Что услышали?

- Почему?

-Напишите по памяти.

- проверьте. Обозначьте все орфограммы, определите у всех сущ. склонение и обозначьте падежи



- заглавные и строчные






- Зима



- безударная гласная


- зимушка




- зимн.. узоры, зимн.. утро

- по вопросу







- Скороговорку.





Звенят березы.


Звук [з].


- Дети пишут…


- 1 чел. у доски


- 1 чел. у доски

3. Актуализация знаний

- Слайд 3. Запишите словарные слова: камыш, пальто, копейка, конструктор, забота, копыто, печь. - Самопроверка. Сравните с доской. Оцените свою работу. Встаньте те, кто написал без ошибок.

- Какое слово лишнее и почему?

- Что общего у слов КАМЫШ и ПЕЧЬ?

-Определите склонение…Слайд 4.

- дети пишут в столбик






- пальто (несклоняемое)

- печь (и сущ., и глаг.)

- шипящий на конце


- дети определяют…


4. Постановка проблемы






- запишите эти слова в форме предложного падежа. Выключить доску.

- давайте проверим… Слайд 5.

- почему возникли сомнения?

- где находится безударная гласная?

- Сформулируйте тему урока Слайд 6.

- о камыше …



- плохо слышится окончание

- в окончании…

«Безударная гласная в окончании существительных»

5. Физминут

ка.






Игра «Пожалуйста» Слайд 7.


6. Открытие новых знаний и построение алгоритма

- Слайд 8. Ещё раз, почему у нас возникло затруднение?

- Умеем ли мы проверять безударное окончание?

- может быть, у сущ. также воспользуемся этим правилом?

- Как же быть?

- Я вам обязательно помогу, но сначала я хотела бы спросить, от чего может зависеть окончание? (вспомните признаки сущ.)

- МОЛОДЦЫ

Предлагаю вам таблицу Слайд 9.

- Всё ли понятно? Почему в ней только три падежа?



Слайд 10. - Тогда сейчас воспользуемся этой таблицей и поработаем все вместе

Карточка №1.

Вставьте окончания, объясните написание.

Оседает на шапк.., выехали из деревн.., ходили по льдин.., звенит в лазур.. , летали в неб.. .

- Удобно ли вам было? А если я сейчас уберу эту таблицу?

- Как вы думаете, нет ли какого-нибудь другого способа?

- Когда у нас спорят родительный и винительный падежи, что мы обычно делаем?

- Вот и сегодня я вас познакомлю с таким способом. (Учитель демонстрирует с карточкой №1)

- Вам понравилось?

- Давайте составим АЛГОРИТМ. Слайд 11.

1. Определяю склонение

2. Подставляю вспомогательное слово

3. Слушаю окончание

4. Пишу


- окончание безударное

- да, у прилагательных


- дети пробуют…

- Спросить у взрослых, посмотреть в учебник…

- от падежа и от склонения




- в остальных окончание хорошо слышится…







- Надо учить наизусть и помнить всю жизнь…


- зовём МАМУ (подставляем вспомогательное слово)





- Детям можно предложить и разветвлённый алгоритм (см. раздаточный материал и презентацию).


7. Первичное закрепление. Работа по алгоритму

- Поработаем в парах. Слайд 12.

Карточка №2. Слайд 13.

Вставьте окончания, объясняя написание по алгоритму:

Стояли у тропинк.., подошел к лошад.., кружились в воздух.., прыгал по полянк.. , висели на ёлк.. .

Алгоритм Слайд 14.

- Проверка с фиксацией результатов в таблице на доске Слайд 15.

- Молодцы! Слайд 16.





- Дети работают в парах

8. Самостоятельная работа

- Спишите, пожалуйста, с доски предложение, вставляя пропущенные окончания (действуйте по алгоритму) Слайд 17.

Валенки у Вареньк.. сохнут на завалинк.. .

- Проверьте, сравнивая с доской. Слайд 18.

(Фиксация результатов в таблице)


9. Итог урока.

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Всё ли получилось?

-Дети высказываются

10. Домашнее задание.

- стр. 63 № 187 , № 188. (Жучков М. и Шульга М. только № 188) Слайд 19.

Слайд 20. Выключить доску.


11. Рефлексия


- перед вами три снежинки: большая, средняя и маленькая. Если у вас всё сегодня получилось, вы довольны своей работой, то подойдите к большой снежинке. Если не совсем всё хорошо, то к средней, а если вообще ничего не получилось, то к маленькой.





















Слайд 1
? Урок русского языка 4 класс «Б» ГБОУ СОШ НО № 367 ЗелАО г. Москвы Учитель: Снегур Е.В.
Слайд 2
Зимним от_мороза Зимнимутром утром от мороза на заре звенят на_заре звенятберёзы. берёзы.
Слайд 3
[ккамыш а м ы ш] [ппальто а л’ т о] [ккопейка а п’э й’к а] [кконструктор а н с т р у к т а р] [ззабота а б о т а] [ккопыто а п ы т а] [п’э печь ч’]
Слайд 4
1 скл. 2 скл. 3 скл. Ж.р. -а, -я М.р. □ Ж.р. □ М.р. -а, -я Ср.р. -о, -е
Слайд 5
камыш - о камыше пальто - о пальто копейка - о копейк? конструктор - о конструктор? забота - о забот? копыто - о копыт? печь - о печи
Слайд 6
Выведение общего правила правописания падежных окончаний имен существительных .
Слайд 7
Слайд 8
камыш - о камыше пальто - о пальто копейка - о копейк? конструктор - о конструктор? забота - о забот? копыто - о копыт? печь - о печи
Слайд 9
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных вопросы окончания 1 2 3 и - и Д. кому? чему? п. куда? где? е - и П. о ком? о чем? п. где? е е и Р. п. кого? чего? откуда? где?
Слайд 10
Карточка № 1. Оседает на шапк.. , выехали из деревн.. , ходили по льдин.. , звенит в лазур.. , летали в неб.. . вопросы окончания 1 2 3 и - и Р. п. кого? чего? откуда? где? Д. п. кому? чему? куда? где? е - и П. п. о ком? о чем? где? е е и
Слайд 11
Алгоритм определения безударной гласной в окончании существительного Опсклонение Определяю 1-е11 скл? да земля, луна да конь, окно да е–и нет 2-е скл? нет 3-е скл? нет
Слайд 12
Работа в парах
Слайд 13
Карточка № 2. Стояли у тропинк.. , подошёл к лошад.. , кружились в воздух.. , прыгал по полянк.. , висели на ёлк.. .
Слайд 14
Алгоритм определения безударной гласной в окончании существительного Опсклонение Определяю 1-е11 скл? да земля, луна да конь, окно да е–и нет 2-е скл? нет 3-е скл? нет
Слайд 15
Карточка № 2. Стояли у тропинки (1 скл.), подошёл к лошади (3 скл.), кружились в воздухе (2 скл.), прыгал по полянке (1 скл.), висели на ёлке (1 скл.).
Слайд 16
Самостоятельная работа Взаимопроверка
Слайд 17
Заваалинка Валенки у Вареньк.. сохнут на завалинк...
Слайд 18
Валенки у Вареньки (1 скл.) сохнут на завалинке (1 скл).
Слайд 19
Домашнее задание 1) Учить алгоритм 2) стр. 63 № 187, 188.
Слайд 20
Слайд 21
Используемые материалы: images.yandex.ru›зимние картинки http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html
Слайд 1
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных вопросы окончания 1 2 3 и - и Д. кому? чему? п. куда? где? е - и П. о ком? о чем? п. где? е е и Р. п. кого? чего? откуда? где?
Слайд 2
Карточка № 1. Оседает на шапк.. , выехали из деревн.. , ходили по льдин.. , звенит в лазур.. , летали в неб.. . вопросы окончания 1 2 3 и - и Р. п. кого? чего? откуда? где? Д. п. кому? чему? куда? где? е - и П. п. о ком? о чем? где? е е и
Слайд 3
Алгоритм определения безударной гласной в окончании существительного Оп Определяю склонение 1-е11 скл? да земля, луна да конь, окно да е–и нет 2-е скл? нет 3-е скл? нет
Слайд 4
Карточка № 2. Стояли у тропинк.. , подошёл к лошад.. , кружились в воздух.. , прыгал по полянк.. , висели на ёлк.. .

Полный текст материала Урок "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Снегур Елена Викторовна  потатушечка
12.02.2014 0 13771 2162

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК