Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные с шипящими на конце" для 3 класса.
Цели:
-познакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова,
- обобщить знания о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука, разделительного мягкого знака и ь для подтверждения ж.р. имён сущ.,
-развивать умение писать слова с изученными орфограммами, умение определять род им. сущ.,
-создавать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления, внимания, речи,
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
1 Орг.момент.
-Послушайте пословицу. «Человек силён знаниями.» -Как вы её понимаете?
-Каждый день мы узнаём что-то новое. Сегодня на уроке мы сможем пополнить свои знания.
2 Чистописание.
-Посмотрите на доску. Что записано? Попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. ( Это связано с уроком математики).
о д т ч п
-По какому правилу записаны буквы? (Первые буквы названий цифр).
-Какая буква следующая в этом ряду?
-Запишите. ши шл шм шо ша ош уш
-Какой звук обозначаем с помощью буквы ш?
-Дайте характеристику этого звука.
-Какие шипящие звуки знаете? Запишите. ж ч щ
-На какие 2 группы можно разделить шипящие звуки?
(Всегда твёрдые, всегда мягкие).
3 Словарная работа.
Знаю. Сомневаюсь.
-Запишите слова в 2 столбика. 1 человек у доски.
Тетрадь, воробьи, пальто, учитель, морковь, картофель.
Самопроверка по эталону. ( на доске)
-Используя эталон, вставьте пропущенные буквы, кому это необходимо.
-Прочитайте записанные слова.
-В чём их сходства? Различия?
-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 ед. ч., мн.ч. ; 2 одуш., неодуш.; 3 ь-показ.мягк., ь-разделит.; 4 ж.р., м.р., с.р.)
4 Постановка темы и целей.
-Какой частью речи являются записанные слова? Изучали мы на уроках эту часть речи?
-Вы уже можете назвать часть темы урока.
Имена существительные…
-Как вы думаете, всё ли мы узнали об имени существительном?
-Но то, что мы уже знаем, поможет нам сегодня на уроке.
-Попытайтесь узнать тему урока.
-Я произнесу слова, а вы назовите последние звуки в этих словах.
Ключ, ночь. – Это разные звуки? Дайте характеристику звука.
-Запишу я эти слова так: ключ, ночь? -Почему?
-Попробуйте сформулировать тему урока. Какие имена существительные нас сегодня интересуют?
Имена существительные с шипящими на конце.
-Какие цели поставим на этом уроке?
(-Распознать, в каком случае в им. сущ. на конце пишется ь , а в каком случае нет.
-Учиться правильно писать им. сущ. с ь на конце.)
5 Физминутка.
-Итак, в путь за новыми знаниями. А поможет нам мозговая гимнастика.
6 Открытие нового.
-Просит знаний настоящих ь после шипящих.
-В начале урока мы сказали о том, что человек силён знаниями. Я предлагаю вам стать сильнее и самим добыть новые знания.
1) Работа с карточкой.
-Возьмите карточку № 1 и прочитайте слова в 1 столбике.
№1
молодёжь ёж
луч борщ
вещь врач
помощь речь
______________________________________________________________________
-Найдите лишнее слово. (луч) Зачеркните его.
-Почему именно это слово вы назвали?
-Прочитайте слова 2 столбика. Какое слово лишнее? (речь) Почему? Зачеркните это слово.
-Посмотрите на слова 1 столбика. Что заметили? Попробуйте сформулировать правило написания им.сущ. ж.р. с шипящими на конце.
-Посмотрите на слова 2 столбика. Что заметили? Попробуйте сформулировать правило написания им.сущ. м.р. с шипящими на конце.
-Сделайте вывод, у каких имён сущ. на конце пишется ь.
2) Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр. 69 и сравните наш вывод с правилом.
3) –Посмотрите на слова, которые я записала в начале урока.
Ключ, ночь.
–Объясните, почему слово «ключ» написано без ь, а слово «ночь» с ь.
7 Физминутка.
-Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши над головой, если слово м.р., то опустите руки вниз и хлопайте в ладоши .
Ёж, лещь, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.
8 Применение новых знаний .
1) Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 70. Найдите упр. 59. Прочитайте задание.
-Записывать слова будем в 2 столбика : м.р., ж.р..
Самостоятельная работа.
2) Взаимопроверка.
3)Слуховой диктант.
-Запишите предложение.
На густую рожь упала чёрная ночь.
-Разберите предложение по членам. Стрелочками покажите связь слов в предложении.
4)Работа с карточками. (Дополнительно.)
-Возьмите карточку №2.
_№ 2_________________________________________________________________
Чёрная птица, вестник наступающей весны __________________
Она бывает устной и письменной___________________________
Он бывает тупой и острый ( на кухне)________________________
Мой весёлый звонкий _____________________________________
Верный преданный друг___________________________________
Правда лучше, чем________________________________________
В поле колосится золотая __________________________________
Вкусный свекольный наваристый____________________________
9 Рефлексия.
-Какие цели мы ставили на этом уроке?
-Достигли целей?
-Возьмите сигнальные карточки и покажите ту, которую считаете нужной.
(красная - не понял новую тему
жёлтая – не всё понял
зелёная – всё понял)
10 Домашнее задание.
С. 69-пр.наиз., упр.58
На странице приведен фрагмент.
Автор: Репина Юлия Николаевна
→ Учуучу 20.03.2010 1 15319 1331 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.