Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные с шипящими на конце" для 3 класса.


























Цели:

-познакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова,

- обобщить знания о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука, разделительного мягкого знака и ь для подтверждения ж.р. имён сущ.,

-развивать умение писать слова с изученными орфограммами, умение определять род им. сущ.,

-создавать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления, внимания, речи,

- воспитывать любовь к родному языку.

































Ход урока.

1 Орг.момент.

-Послушайте пословицу. «Человек силён знаниями.» -Как вы её понимаете?

-Каждый день мы узнаём что-то новое. Сегодня на уроке мы сможем пополнить свои знания.

2 Чистописание.

-Посмотрите на доску. Что записано? Попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. ( Это связано с уроком математики).

о д т ч п

-По какому правилу записаны буквы? (Первые буквы названий цифр).

-Какая буква следующая в этом ряду?

-Запишите. ши шл шм шо ша ош уш

-Какой звук обозначаем с помощью буквы ш?

-Дайте характеристику этого звука.

-Какие шипящие звуки знаете? Запишите. ж ч щ

-На какие 2 группы можно разделить шипящие звуки?

(Всегда твёрдые, всегда мягкие).

3 Словарная работа.

Знаю. Сомневаюсь.

-Запишите слова в 2 столбика. 1 человек у доски.

Тетрадь, воробьи, пальто, учитель, морковь, картофель.

Самопроверка по эталону. ( на доске)

-Используя эталон, вставьте пропущенные буквы, кому это необходимо.

-Прочитайте записанные слова.

-В чём их сходства? Различия?

-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 ед. ч., мн.ч. ; 2 одуш., неодуш.; 3 ь-показ.мягк., ь-разделит.; 4 ж.р., м.р., с.р.)



4 Постановка темы и целей.

-Какой частью речи являются записанные слова? Изучали мы на уроках эту часть речи?

-Вы уже можете назвать часть темы урока.

Имена существительные…

-Как вы думаете, всё ли мы узнали об имени существительном?

-Но то, что мы уже знаем, поможет нам сегодня на уроке.

-Попытайтесь узнать тему урока.

-Я произнесу слова, а вы назовите последние звуки в этих словах.

Ключ, ночь. – Это разные звуки? Дайте характеристику звука.

-Запишу я эти слова так: ключ, ночь? -Почему?

-Попробуйте сформулировать тему урока. Какие имена существительные нас сегодня интересуют?

Имена существительные с шипящими на конце.

-Какие цели поставим на этом уроке?

(-Распознать, в каком случае в им. сущ. на конце пишется ь , а в каком случае нет.

-Учиться правильно писать им. сущ. с ь на конце.)

5 Физминутка.

-Итак, в путь за новыми знаниями. А поможет нам мозговая гимнастика.

6 Открытие нового.

-Просит знаний настоящих ь после шипящих.

-В начале урока мы сказали о том, что человек силён знаниями. Я предлагаю вам стать сильнее и самим добыть новые знания.

1) Работа с карточкой.

-Возьмите карточку № 1 и прочитайте слова в 1 столбике.

1

молодёжь ёж

луч борщ

вещь врач

помощь речь

______________________________________________________________________

-Найдите лишнее слово. (луч) Зачеркните его.

-Почему именно это слово вы назвали?

-Прочитайте слова 2 столбика. Какое слово лишнее? (речь) Почему? Зачеркните это слово.

-Посмотрите на слова 1 столбика. Что заметили? Попробуйте сформулировать правило написания им.сущ. ж.р. с шипящими на конце.

-Посмотрите на слова 2 столбика. Что заметили? Попробуйте сформулировать правило написания им.сущ. м.р. с шипящими на конце.

-Сделайте вывод, у каких имён сущ. на конце пишется ь.

2) Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 69 и сравните наш вывод с правилом.

3) –Посмотрите на слова, которые я записала в начале урока.

Ключ, ночь.

Объясните, почему слово «ключ» написано без ь, а слово «ночь» с ь.

7 Физминутка.

-Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши над головой, если слово м.р., то опустите руки вниз и хлопайте в ладоши .

Ёж, лещь, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.

8 Применение новых знаний .

1) Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 70. Найдите упр. 59. Прочитайте задание.

-Записывать слова будем в 2 столбика : м.р., ж.р..

Самостоятельная работа.

2) Взаимопроверка.

3)Слуховой диктант.

-Запишите предложение.

На густую рожь упала чёрная ночь.

-Разберите предложение по членам. Стрелочками покажите связь слов в предложении.

4)Работа с карточками. (Дополнительно.)

-Возьмите карточку №2.

_№ 2_________________________________________________________________

Чёрная птица, вестник наступающей весны __________________

Она бывает устной и письменной___________________________

Он бывает тупой и острый ( на кухне)________________________

Мой весёлый звонкий _____________________________________

Верный преданный друг___________________________________

Правда лучше, чем________________________________________

В поле колосится золотая __________________________________

Вкусный свекольный наваристый____________________________



9 Рефлексия.

-Какие цели мы ставили на этом уроке?

-Достигли целей?

-Возьмите сигнальные карточки и покажите ту, которую считаете нужной.

(красная - не понял новую тему

жёлтая – не всё понял

зелёная – всё понял)

10 Домашнее задание.

С. 69-пр.наиз., упр.58












Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные с шипящими на конце" для 3 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Репина Юлия Николаевна  Учуучу
20.03.2010 1 15319 1331

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК