Разработка урока русского языка по теме "Роль суффиксов в слове. Развитие умения находить суффиксы в словах"; 2 класс
Тема |
Роль суффиксов в слове. Развитие умения находить суффиксы в словах. |
Цели
|
Формирование умения выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, находить суффиксы в словах, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Формирование УУД: – познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации; – регулятивные УУД: умение прогнозировать предстоящую работу на уроке (составлять план); обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника; находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; осуществлять познавательную и личностную рефлексию: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; – коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и в группе; – личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Основные понятия |
Суффикс, значение суффикса. |
Ресурсы и оборудование: – основные
–дополнительные |
– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 78-79.
– презентация к уроку; – тетрадь, доска, мел; – маркер, лист бумаги формата А3 (по 1 шт. на группу); – листы самооценки (по количеству учеников); – цветные карандаши; – карточки со словами для групповой работы; – плакат с изображением героя «Суффикс»; – знаки суффикса для рефлексии ( по количеству учеников). |
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа. |
Использованная литература и интернет-источники:
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык», 2 класс. – М. : Баласс, 2014.
- Презентация - сайт Образовательной системы «Школа 2100» .
Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Проговорить правила общения.
Проговорить последовательность действий на уроке.
Проговорить правила орфографического режима. |
Слайд 1. – Вспомним правила поведения на уроке. – Для чего нужно соблюдать эти правила?
Слайд 2. – Нам сегодня предстоит поработать в парах и в группах. Давайте вспомним правила общения.
Слайд 3. – Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». – Значит, … – Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 4. – Откройте тетради, запишите дату и слова «Классная работа». – Какие правила ведения записей в тетради нужно соблюдать? Для чего их нужно соблюдать? – Аккуратность письменной работы передает ваше уважение к родному языку. Старайтесь! |
Рассказывают правила поведения на уроке. – Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
Проговаривают правила общения.
Читают девиз урока.
– Значит, мы открываем что-то новое. – Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. Записывают дату, слова «Классная работа». – Писать аккуратно, буквы и их соединения писать правильно. Ошибки исправлять аккуратно, зачеркивать карандашом. |
|
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Определить основной вопрос урока. |
– Откройте учебник на стр. 89. Рассмотрите центральный кадр фотоплёнки. – Кого вы видите на центральном кадре? Чем заняты ребята? – Когда мы видели такой кадр, где Петя выдернул пень из земли?
– А что такое корень в слове и для чего он нужен?
– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.) – Что же такое -ок? Вспомните, как называется эта часть слова после корня? – Сформулируйте основной вопрос урока. Слайд 5. |
Рассматривают иллюстрацию.
– На кадре изображены Петя Зайцев и Вова Колесников. – Когда изучали тему «Корень слова». Значит, этот пень обозначает слово «корень». – Это главная часть слова, от которой можно образовать другие слова с похожим значением –однокоренные слова. – Буквы ок. – Это суффикс.
– Что такое суффикс?
|
|
Сформулировать тему, цель урока.
Проговорить последовательность действий на уроке.
|
– Значит, какая тема нашего урока сегодня? – Какую цель ставим? – Какие вопросы можно рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Рассмотрите таблицу, которую будем заполнять на уроке. В ней отражены все пункты нашего плана. Слайд 6.
– Вы назвали много вопросов. Я думаю, что теперь тему урока нужно уточнить. Звучать она будет так: «Роль суффикса в слове. Определение суффикса в слове».Слайд 7. – Вы готовы работать? Тогда начнем! |
– Суффикс. – Наблюдать над суффиксами в словах. – Что такое суффикс? – Где его место в слове? – Зачем нужны суффиксы в словах? – Как найти суффикс в слове? – Как его обозначать в слове? – Какие бывают суффиксы? – Изменяется ли значение слова с разными суффиксами?
|
|
Воспользоваться уже имеющимся опытом и знаниями. Заполнение таблицы новыми сведениями.
Работа в парах. Обсуждение вопроса, высказывание предположений.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Составление слова из частей.
Сравнение однокоренных слов «корень» и «корешок».
Работа в паре.
Задания для физминутки.
Деление слов на группы, определение способа выделения суффикса в однокоренных и неоднокоренных словах.
Проговорить правила работы в группе.
Проговорить критерии оценки работы группы, каждого члена группы.
Задания для физминутки.
Упр. 124, стр. 89.
Обобщить полученные на уроке знания о суффиксе с опорой на таблицу.
|
– Итак, мы определили основной вопрос урока, тему и цель урока. Какой наш следующий шаг? Слайд 8. – Новое знание мы будем записывать в таблицу. Одно слово уже можно поместить на схему. Это слово «суффикс». Впишите его в верхнюю строку таблицы. Слайд 9. – Работаем по следующему пункту плана. Можете ли вы уже дать определение, что такое суффикс? – Что можно вписать в схему? – Впишите их в свою таблицу. Слайд10. – Переходим к следующему пункту плана: «Место суффикса в слове». Кто может ответить на вопрос, где в слове располагается суффикс? – Дополните свою таблицу информацией. Слайд 11. – Движемся к следующему пункту плана «Роль суффикса в словах». Зачем же нужны суффиксы в словах? Может у вас есть какие-либо предположения на этот счет? Обсудите в своих парах. – Обратимся снова к иллюстрации - кадру фотопленки к нашему уроку. – Запишите слово корень. Слайд 12. – Какую часть слова подставил Петя после корня? – Что же получится? Составьте слово из частей на доске.
– Встречалось ли вам такое слово раньше? Можете вы объяснить его значение? Может, оно должно звучать и писаться как-то по-другому? – Запишите слово корешок во второй столбик. – Сравните слова корень и корешок. Что вы о них можете сказать?
– Что помогло Пете образовать новое однокоренное слово? – Какое новое знание дополнит нашу таблицу?
– Запишите это в таблицу.
– Проверим, можно ли таким же способом образовать слова от других корней. Прочитайте слова на слайде. Слайд 13. – Поставьте после корня суффикс –ок. Запишите парами эти слова. – Какие слова получатся? – Какое слово образовалось с помощью суффикса?
– А сейчас немного отдохнем. У нас физминутка для глаз!
– Следующий пункт плана «Как найти суффикс в слове?» Обсудите в паре. Вспомните правила общения в паре. Следуйте этим правилам во время обсуждения. Есть предположения, как нужно действовать, чтобы найти в словах суффиксы? – Попробуйте выполнить задание в паре. Задание в конвертах на ваших столах. – Прочитайте слова на карточках. – На какие две группы их можно разделить? – Расположите слова в два столбика: в один столбик однокоренные слова, а в другой не однокоренные слова. – Проверим, как вы выполнили это задание.
– А теперь обсудите в паре, в какой группе слов –однокоренных или не однокоренных, проще найти суффиксы? Попробуйте найти способ, как нужно действовать, чтобы определить в слове суффикс. – Сформулируйте правило, какие действия нужно выполнить, чтобы определить суффикс в однокоренных словах.
– Внесите запись в таблицу новых знаний в виде схемы. Слайд 14. – В нашем плане есть пункт «Знак для обозначения суффикса». Вспомните, каким знаком мы его обозначали в 1 классе. Дополните запись в таблице. Слайд 15. – Запишите группу однокоренных слов. Найдите в словах суффиксы, действуя по этому алгоритму.
– Поработайте в группах. Подумайте и обсудите, как определить суффикс в словах, которые не являются однокоренными. Выполните это задание в группах. Каждая группа будет работать с одним из тех слов, что вы определили в группу не однокоренных. Выберите себе слово и приступайте к работе. Работайте на листе бумаги формата А3 маркером. – Проверим работу групп. – Оцените работу группы в целом, отметьте свое мнение в лист самооценки работы группы. – Дайте в группе оценку работы каждого ученика. Каждый ученик должен отметить эту оценку в личном листе самооценки работы на уроке.
– Думаю, что вы устали сидеть. Ножки ваши очень хотят побегать по дорожке. Выполним физминутку для ног. – Следующий пункт плана : «Какие бывают суффиксы?» Какие суффиксы сегодня встречались на уроке? Слайд 16. – Запишите разные суффиксы в нужную строку таблицы. – В последнем пункте нашего плана вопрос «Зачем нужны разные суффиксы?» Ответить на него нам поможет задание в учебнике. Это упр. 124. Прочитайте задание. – Запишите пары слов. Как определить суффикс в слове? – Обозначьте корень в словах, выделите суффикс. – В каком слове какой суффикс вы нашли? – Как изменилось значение слова при подстановке суффикса? – Какой вывод о значении суффикса в словах можно сделать?
– Добавим это знание в таблицу в нужную строку. Слайд 17.
– Ну что же, мы выполнили работу по всем пунктам плана. Вы активно поработали, молодцы! А теперь нужно собрать новые знания по теме урока воедино. – Воспользуемся нашей таблицей и расскажем то, что сегодня вспомнили и узнали нового о суффиксе. Слайд 18 (вся таблица). – Сравним свои выводы с правилом в учебнике на стр. 90. |
– Открываем новое знание.
Вписывают слово «Суффикс» в таблицу.
– Суффикс-это часть слова.
– Слова «часть слова». Вписывают слова «часть слова» в следующую строку таблицы.
– Суффикс стоит в слове после корня. Вписывают слова «после корня» в таблицу.
Высказывают предложения (гипотезы). Представление гипотез парами.
Записывают в тетради слово «корень».
– Суффикс -ок. – Слово с корнем «корень» и частью ок. Пытаются составить слово. Получается «кореньок». – Такого слова нет в русском языке. Есть слово корешок.
Записывают в тетради слово «корешок» под словом «корень». – Это однокоренные слова, только в слове корешок чередование согласной на конце корня. – Суффикс - ок.
- Суффиксы образуют новые однокоренные слова. Записывают в таблицу «образуют однокоренные слова». Читают слова: лед, мед, зуб, глаз.
Записывают слова парами.
Называют пары слов.
Выполняют движения по образцу в интерактивной физминутке. Формулируют правила общения в паре.
Дети высказывают предположения.
Читают слова. –На однокоренные и не однокоренные. Располагают слова в два столбика.
Одна из групп, которая раньше других правильно выполнила задание, называет слова в каждом столбике. Другие пары проверяют свое выполнение задания, исправляют ошибки. Представитель от одной из групп высказывает предположение группы, приводит доказательство.
Формулируют правило: «Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренное слово, желательно состоящее из одного корня, выделить в словах корень, сравнить написание слов, найти часть слова после корня, которая изменяет значение слова. Это и будет суффикс.» Записывают в таблицу: «однокоренные слова корень суффикс».
В нужной строке рисуют знак обозначения суффикса.
Выполняют работу.
Проговаривают правила работы в группе.
Выполняют работу в группе.
Один представитель от каждой группы вывешивает на доске лист со словами и объясняет, как они рассуждали, чтобы определить суффикс в этом слове. Высказывают предположение, что действовать нужно тем же способом, только подбирать однокоренные слова самостоятельно. Оценивают работу в группе по критериям на листе оценки работы группы. Оценивают свою работу в группе с учетом мнения товарищей по группе.
Выполняют движения для ног по образцу.
Называют суффиксы, которые встретились в словах.
Записывают суффиксы в таблицу.
Читают задания.
Записывают пары слов в один столбик. Обозначают корень и суффикс.
По одному ученику объясняют, что в паре - однокоренные слова, корень…, в слове… суффикс …, как изменилось значение слова. – Суффикс изменяет значение слова. Суффикс –ок, -ик имеет значение уменьшительно-ласкательное. Суффиксы –онок, -ёнок образуют слова-названия детенышей животных. В строке назначения суффиксов добавляют: «изменяет значение слова».
Фронтально. Дети составляют рассказ о суффиксе.
Читают правило, сравнивают с теми знаниями, которые получили на уроке. |
|
«Дидактический материал», упр. 107. Прочитать предложение, Списать. Обозначить суффиксы в однокоренных словах. Понаблюдать, как суффиксы изменяют смысл слова. Подобрать слова с такими же суффиксами.
Самопроверка. Самооценка.
|
– Какой наш следующий шаг? Слайд 19 . Организует выполнение самостоятельной работы. Организует фронтальную работу по проверке выполнения задания по каждому предложению последовательно. После ответа ученика - проверка по образцу на слайде, самооценка. Примечание: договориться о критериях оценивания. – Какие однокоренные слова нашел в этом предложении? – Какой суффикс ты обозначил в каждом из этих слов? – Как изменилось значение слова? – Какие еще слова с такими же суффиксами ты записал? Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Вопросы ко всему классу: – Кому удалось выполнить работу самостоятельно и правильно? – Кто нашел и исправил ошибки во время проверки? – Кто испытывал затруднения, в чем они заключались? – Оцените свою самостоятельную работу в листе самооценки. |
– Применяем новые знания.
Самостоятельно выполняют задание в тетради (6 мин).
По одному человеку каждое предложение объясняют.
Проверяют, исправляют ошибки.
Выполняют самооценку. Несколько человек рассказывают, как оценили свою работу. |
|
Определить, какое новое знание открыли. Упр. 123, с. 78.
Рефлексия.
|
– Какой вопрос задали в начале урока? – Какое новое знание открыли?
– Расскажите, какие умения формировали на уроке? –О чём урок заставил задуматься? –Что хорошо получилось? –Над чем надо ещё поработать? –За что можете себя похвалить? – Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке? Почему? – Каждый оцените свою работу в листе самооценки. Поставьте отметку в виде цветного кружка. («5»-зеленый, «4»-желтый, «3»-красный. Критерии известны.) – Раскрасьте знак суффикса таким же карандашом, прикрепите его к плакату на доске. Мы увидим оценку работы всего класса. – Я довольна вашей работой на уроке. Вы сумели открыть для себя новые знания. За работу на уроке получают отметки следующие ученики: … (называет фамилии учеников и их отметки). Вложите все свои листы самооценки в тетрадь. – Но на этом знакомство с суффиксами не закончено. Например, на следующем уроке мы выясним, есть ли суффикс в слове поток, и есть ли другие значения суффиксов? |
– Что такое суффикс? – Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. – Планировать работу на уроке. Добывать информацию по иллюстрации, из текста. Работать самостоятельно, в паре, в группе. Наблюдать над значением слов, находить в словах суффикс и корень. Оценивать свою работу. Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух, объясняют, что оценивали, какую отметку поставили себе, почему. Ставят себе отметку за работу на уроке в виде цветных кружков: «5»-зеленый, «4»-желтый, «3»-красный. Раскрашивают знаки. Прикрепляют свои знаки на доске, оценивают работу класса в целом. |
|
Дидактический материал, упр. 106.
Выучить правило на стр. 90, повторить информацию о суффиксе по таблице, составленной в классе.
По желанию: Сочинить сказку про суффиксы. Подобрать группы слов для игры «Третье лишнее».
|
– Прочитайте задание. – Что вы будете делать сначала, что потом?
- По желанию предлагаю выполнить творческую работу: сочинить сказку про суффиксы или подобрать группы слов для игры «Третье лишнее». Например, послушайте сказку про ещё один суффикс. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь. Ласковый и добрый. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .
– Запишите задание в дневник. – Наш урок окончен, спасибо за работу! |
Читают задание самостоятельно. – Прочитаем, сравним слова, определим, чем они похожи. Спишем слова и выделим суффиксы. Запишем несколько слов в каждую группу с такими же суффиксами.
Слушают сказку. Угадывают, о каком суффиксе идет речь.
Записывают задание в дневник. Предоставляют дневники учителю для выставления отметок. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корниенко Елена Евгеньевна
→ Публикатор 29.12.2015 0 4002 327 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы