Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное"
Цели:
1)Образовательная: научить уч-ся использовать и выделять в речи имена прилагательные, обобщить морфологические знания уч-ся об имени прилагательном как части речи.
2)Развивающая: развивать речь, мышление, внимание.
Оборудование: учебник, компьютер, карточки со стих-ем, толковый словарь, магнитофон, дерево, облака,
Ход урока:
1.Организационный момент
- Сегодня такой чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением? Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас.
А теперь за работу.
2. Психологический настрой. Медитация
-прикройте глазки и мысленно произнесите:
«Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе»
-откройте глаза. Я желаю вам успеха!
3. Сообщение целей урока
- Сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать изученное об имени прилагательном. А главная задача: понять особенности имени прилагательного.
- В конце урока вам предстоит ответить на 14 вопросов. А сделать мы это сможем, если будете работать дружно.
-Запишем число, классная работа_______________________________________
4.Минутка чистописания.(на облачках)
-ая;- яя;- ий;- ый;
- ое; - ее;- ие;- ой;- ые.
- Что вы можете сказать о записях на облаках ?
-А как вы определили, что это именно окончания?(
-Можно ли их объединить в группы? ( родовые окончания – ж.р, м.р., ср.р.)
- Что вы можете сказать об окончаниях имен прилагательных?(бывают ударными и безударными)
-Пропишите эти окончания через запятую: ж.р., м.р., ср.р.
5. Проверка пройденного материала. « Игра с текстом».
- Прочитайте небольшой текст. Какая часть речи поможет нам украсить этот авторский текст?
Пригрело (весеннее) солнце. На (лесной) полянке начал таять (рыхлый) снег. С (крутого) пригорка побежал (говорливый) ручеёк.
(Г. Скребицкий)
- В какое время года можно это наблюдать? (весна)
-
(фронтальная работа)
-найдите имена прилагательные в тексте, выделите окончания, определите род и падеж.
-давайте сделаем синтаксический разбор 2и 3 предложений. (1в- 2предл, 2в-3предл)
-Итак, как зависит прилагательное от существительного?
ВЫВОД: ( Прил-е в предлож-х стоят в том же роде, числе и падеже, что и сущ-е)
6. Работа в группах ( задание на карточках)
- Вставьте пропущенные окончания , определите падеж прил-х, найдите лишнее словосочетание.
Родник
В глуши лесн…, в глуши зелен…,(П.п)
Всегда тенист… и сыр…(П.п)
В крут… овраге под горой (П.п)
Бьёт из камней родник студён… (И.п)
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальн… клубами (Т.п)
( И.Бунин)
-Какое словосочетание на ваш взгляд лишнее? (хрустальными клубами)
-Почему? (мн.ч.)
- Итак, что можно сказать о прил-х во мн.ч.?( по родам не изменяются, но можно изменить по падежам, бывают с мягким и твердым согласным на конце основы, оконч. бывают ударными и безударными)
7.Физминутка (музыка)
8. Самостоятельная работа
- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка?
«Эпитет»
-Что же такое эпитет? (образное сравнение, описание)
- Предлагаю выполнить упражнение №318 с.65 сам-но , найти эпитеты и выписать их из текстов.( здесь 3 текста, разделим его по рядам)
9.Словообразование.
- от каких частей речи образовались эти прилагательные?
-разберите несколько слов по составу. ( у доски)1-ряд-пёстрая, 2-ряд –сладкий, 3-ряд- утреннего.
- при помощи чего образуются? (суффиксов) (если будет время)
-чем похожи основы сущ-х и прил-х? ( корнем)
10.Итог урока
- Весь урок вы хорошо мне помогали, но наша экспертная комиссия (Саша и Вероника) помогут мне подвести итог урока. Кто ответит правильно на мои вопросы, тот успешно справился с задачей урока.
Работа в парах( у каждой пары на зеленом листике написан вопрос. Нужно одеть дерево )Получится небольшой рассказ о имени прилагательном.
П. 1.Что такое прилагательное? (ч.р., …)
Р. 2.Как изменяются имена прилагательные?( по родам, числам, падежам)
И 3.Чем является прил-е в предложении?( определением)
Л 4.От какой части речи зависит прилагательное?( от сущ-го)
А 5.Что обозначает прил-е?( признак предмета)
Г 6.каким членом предложения является имя прилагательное??(второстепенным)
А 7.Какие окончания имеют прил-е?(….)
Т 8.Как определить падеж прил-го?(по падежу сущ-го.)
Е 9.Как правильно написать безударное окончание прил-го?( задать вопрос)
Л 10.Какую смысловую нагрузку несут имена прил-е в речи?
(описыв.предметы,делают их более яркими)
Ь 11.Как подчеркиваем прил-е в предложении?(волнистой линией)
Н 12.Что означает слово при-е в переводе с греческого ?(эпитет)
О 13.Как образуются прил-е? (от сущ-х, наречий с помощью ^)
Е 14.Можно ли прил-е разобрать по составу?
15. В каком типе текста используются прилагательные больше всего? (текст описания)
(буквы на карточках, а с обратной стороны вопрос.)
- Слово экспертной группе:…..
* Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?
12. Домашнее задание : подготовиться к зачету по этой теме сборник с.163-165, уровень 2,3
Хочу знать больше
Хорошо, но могу
лучше.
Пока испытываю
трудности.
Хочу знать больше! Хорошо, но могу лучше! Пока испытываю трудности. Оценка учителя. (таблица самооценки у каждого ребёнка парте)
Автор: Москалева Анжела Александровна
→ 2081108 08.05.2010 4 28874 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.