Конспект урока русского языка «Глагол и его признаки»; 4 класс
Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспектива».
Учитель Данилова Вера Витальевна
Тема «Глагол и его признаки»
Тип урока: комплексное применение ЗУНов.
Урок с применением ИКТ.
Цель: обобщить изученный грамматический материал по теме «Глагол».
Задачи:
обучающие: формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
развивающие: развивать умение обобщать знания, развивать орфографическую зоркость;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку
Планируемые результаты:
Личностные:
иметь мотивацию к изучению предмета; умение принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам.
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельное определение темы, цели урока; прогнозирование области применения данных знаний: правильно писать безударные личные окончания глаголов; использовать различные способы проверки; составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
исследование, поиск, отбор информации; моделирование изучаемого содержания по теме «Глагол»; работа со словарём.
Коммуникативные:
умение слышать, слушать, понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; вести дискуссию; правильно выражать свои мысли.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (задания подобраны с учётом дифференцированного подхода)
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. |
Мотивация к учебной деятельности. (регулятивные -самост. определение темы, задач; личностные – мотивация к изучению предмета; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). |
||
|
- Здравствуйте. Садитесь. На уроках русского языка мы часто приходим на улицу частей речи. Уже познакомились со многими жителями этой улицы. Не раз были в гостях у Глагола. Многое рассказала о себе эта часть речи: где живёт, чем занимается, с кем дружит. -Прочитайте эпиграф нашего урока, объясните смысл (на доске). «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». А. Югов. - Определите тему урока. - Послушайте отрывок из стихотворения и сформулируйте цель урока: Как спрягается глагол, Где синоним к слову «шёл» И как слово по составу разобрать, Должен каждый хорошо всё это знать. - Наш урок сегодня пройдёт в форме деловой игры. Мы снова собрались на «Заседание редакционного совета». Работаем над подготовкой выпуска газеты «Глагол». Работают отделы: «Писем», «Новостей», «Информационный». В качестве помощников редактора - консультанты.Итак, не будем терять время и перейдем к работе. - Какие рубрики предлагаете для обсуждения? |
Объяснение смысла эпиграфа.
Самостоятельное формулирование темы, цели урока.
На доске открывается план урока: Глагол 1. Значение 2. Вопросы. 3. Постоянные признаки. 4. Непостоянные признаки. 5. Роль в предложении. |
|
2. |
Актуализация в пробном действии. (позн.- отбор информации, работа со словарём, анализ, сравнение, исп – е знаково – символических средств; личност.- сделать учение осмысл – м). |
||
2.1.
|
Проверка домашнего задания. - Начнём работу с разбора почты. |
Проверка д/з (зачитывание мини – сочинений о весне). Одновременно выполняется индивид.задание на доске с консультантом: морфологический разбор глагола «мелькают». Самооценка деятельности (п.1). |
|
2.2
2.3 |
Словарно орфографическая работа, чистописание - Работаем над расширением словарного запаса. Для того чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам необходимо быть очень внимательными. Посмотрите на геометрические фигуры. Слайд 1 т р е с е ч ь
- - А теперь возьмитеК -1 и напечатайте буквы в соответствующие фигуры. - Какое слово получилось? Слайд 2
СТЕРЕЧЬ
- Значение этого слова нам найдёт консультант, поработав с «Толковым словарём».
- А вы работаете с орфографическим словарём в учебнике. Что можно сказать о правописании слова? - Запишем слово в тетрадь, выделяя непроверяемую гласную: Упражнение на запоминание орфограммы. - Какие слова «спрятались» в слове? - Поработаем со словом в группах. «Отдел писем» - составить и записать предложение со словом «стеречь». «Отдел новостей»- записать синонимы к слову. «Отдел информации» - записать однокоренные глаголы с приставками. Проверка. |
Учащиеся работают с геометрическими фигурами (вписывают соответствующие буквы).
Проверка по эталону. Самооценка деятельности (п.3). Работа с «Толковым» словарём. -1- охранять, следить за сохранностью чего-либо, 2 – выжидать появление кого то или чего то, выслеживать
Работа с «Орфографическим» словарём в учебнике с. 123.-Непроверяемая безударная гласная «е», на конце «ь», так как это неопределенная форма глагола
«стёр», «речь»
Работа в группах.
Проверка (фронтально). Самооценка деятельности (п.2). |
|
3. |
Реализация построенного проекта. ( позн.-наблюдение, анализ текста; ком. – планирование уч. сотрудничества;личн. – уважение чужого мнения, осознание ответствен-ти за общее дело) |
||
|
- На уроке мы будем остерегаться ошибок и следить за своей речью. - Собираем материал для 1, 2 рубрик. - Глагол – необыкновенная часть речи. Докажите эту мысль, работая в группах по заданию К-2. 1гр. – выписать глаголы из текста. По какому признаку можно объединить в одну группу? Дан текст: Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. 2гр. – сосчитать в тексте имена сущ., имена прил., гл. Сделать вывод: на каком месте по частоте употребления стоит глагол в речи? Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. Сущ. - …, гл. - …, прил. - … . По частоте употребления в речи глаголы стоят на … месте. 3гр. – заменить глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени. Согревало солнышко сосульку. Плакала она холодными слезами. Вспыхивали капельки на солнце. Светились красными, синими, желтыми огоньками. Журчали они ручейками. Проверка - Вы сказали, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает бесчисленное количество действий как одушевлённых, так и неодушевлённых предметов. - Какой вывод сделали по наблюдениям «Отдел новостей»? - «Отдел писем», назовите глаголы. - На каком месте по частоте употребления стоят глаголы в речи? - Какой текст получился в результате редактирования в «Отделе информации»?
- Можно ли эту запись назвать текстом? - Какой это текст? - Вывод по этой части работы? (на доске рядом с пунктами плана – карточки с опорными словами:
Физкультминутка |
Практическая работа в группах.
Проверка фронтально (по 1 человеку от группы)
-Существительных – 7,глаголов – 5,прилагательных – 4.
-Глаголы – на втором месте по частоте употребления в речи). -Согревает солнышко сосульку. Плачет она холодными слезами. Вспыхивают капельки на солнце. Светятся красными, синими, желтыми огоньками. Журчат они ручейками. - Да - Описание Учащиеся делают выводы по 1,2 рубрикам. Действие, что делать? что сделать? Самооценка деятельности (п.4). Ученик показывает упражнения на снятие мышечного напряжения с глаз, учащиеся повторяют. |
|
4. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи.(позн.- рассуждение, док – во, действие по алгоритму, исп – е знак. –символ. средств; ком.-умение выражать свои мысли; личн. –этическое поведение ) |
||
4.1 |
Упражнения на систематизацию знаний о постоянных признаках глагола. - Работаем над следующей рубрикой по К-3. 1гр. – Ответьте на письма читателей. Допишите предложения: 1. Постоянные признаки глагола это - …, … . 2. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос… 3. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос … 4. Подчеркнуть глаголы - исключения, относящиеся ко 2 спряжению: шелестеть, смотреть, клеить, обидеть, зависеть, учить, дышать. 2гр. – Знакомя читателей с новым для них понятием «спряжение», вы должны провести анкету. Прежде чем печатать её, попробуйте сами ответить на вопросы анкеты. 1. Что называется спряжением глагола: а) изменение глагола по падежам; б) изменение глагола по лицам и числам; в) изменение глагола по родам и числам. 2. Сколько спряжений вы знаете: а) одно; б) шесть; в) три; г) два. 3. Запишите ответ на вопрос: зачем нужно знать спряжение глагола? 3гр. – Вашему отделу предстоит исправить ошибки, связанные с неправильным написанием личных окончаний глаголов. Объяснить свой ответ. Шустро бегут ручейки. Оседаит потемневший снег. Птицы радуются весне. Они дружно поют. Весна продолжет движение вперёд. Проверка Слайд 3 1гр.- Назовите постоянные признаки глагола, «лишние» слова зачеркнуть. (На экране слова: «спряжение», «лицо», «число», «вид», «время») - Как определить вид глагола? 2гр. – Что называется спряжением? -Для чего нужно знать спряжение? Слайд 4 3гр.- В каких глаголах проверяли окончание? Уберите «лишние» в корзину. Докажите выбор. (На экране глаголы: «бег*т», «оседа*т», «по*т», «продолж*т»)
- Каким ещё способом можно проверить безударное окончание глагола? - Вывод: Какие опорные слова в этой рубрике? Физкультминутка. (на столах у каждого ученика табличка с глаголом.На стенах класса развешаны схемы разбора по составу. У каждой схемы – консультант.) мечтать живёшь поглядит выпросить поглядишься белеть светит заморозишь задрожал причешутся грустить строят подбежим выучил застелитесь светил гладим сходит поговорить строить бежал - Соотнести глаголы со схемами. |
Работа в парах.
(Фронтально по 1 человеку от группы).
-Спряжение, вид.
-По вопросу. - Изменение глагола по лицам и числам -Чтобы правильно писать безударные окончания.
-Оседает – н. ф. (что делать?) оседать, 1спр., окончание -ет, Продолжит – н. ф. (что сделать?) продолжить, 2 спр., окончание -ит -По 3 л.мн. ч.
Вид, спряжение
(Учащиеся ищут подходящую схему и подходят к ней.Консультанты дают оценку) |
|
5. |
Включение в систему знаний и повторение.(позн. – действие по алгоритму, анализ задания; регул. – контроль, оценка своих действий) |
||
5.1
5.2 |
Упражнения на систематизацию знаний о непостоянных признаках глагола. - Начинаем обсуждать материал, который поместим под рубрикой «Непостоянные признаки глагола». - Письма в редакцию поступают из разных уголков нашей необъятной страны. Читатели делятся впечатлениями о пробуждении природы. Где-то весна ещё только подаёт первые признаки, где – то бушует в самую силу. - Выполните самостоятельную работу по К-4. (см. Приложение) 1гр. – Определить в тексте время и лицо глаголов. 2гр. – Отредактировать текст, поставив глаголы в указанных формах. 3гр. – Выбрать из текста предложения согласно заданию. Записать предложения, чтобы получился текст. Проверка. - «Отделы писем и новостей» сверьте работу с доски. Слайд 5 - «Отдел информации» исправьте ошибки в порядке следования предложений. - Вывод: Как изменяется глагол? Озвучьте схему-опору: Н.в. Б. в. П. в. 1л. 2 л. 3л.ед.ч. мн.ч.
ед.ч. мн.ч. ж.р. с.р. м.р. |
Одновременно выполняется задание на индивидуальной доске сконсультантом (определить время и лицо глаголов).
Индивидуальная работа.
(Проверяют с индивидуальной доски)
(На экране-3 предложения в неправильной последовательности)
(Учащийся озвучивает схему.) Самооценка деятельности (п.7). |
|
6.
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (позн. – наблюдение, анализ, поиск способа выхода; регул. – самоконтроль; ком. – умение вести диск-ю, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать с учителем и однокласс.; личн.- корректное отношение к товарищам.) |
||
|
- На правах главного редактора газеты вношу предложение, добавить ещё одну рубрику «Почемучкины вопросы», где мы поместим информацию для любознательных. - Итак, вопрос: «Все ли глаголы 1лица ед ч. могут употребляться в форме настоящего и будущего вр.?» - Послушайте сценку – разговор, которую подготовили наши консультанты.
- А как же сказать правильно? Подумайте. Вывод: Слайд 6 (На экране - победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть и др. в 1 л. ед. ч. не употребляются). - Однако ситуация небезвыходная. Можно сказать: «одержать победу», «буду пылесосить», «чищу пылесосом» и т.д. (На доске запись): - Запишите предложение, раскрыв скобки: Я (убедить) ребят остерегаться шуметь в весеннем лесу. |
Сценка. - В этом году на школьной олимпиаде по русскому языку я обязательно победю…, нет – побежу… . - Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить. (Ответы детей).
«Я постараюсь убедить ребят остерегаться шуметь в весеннем лесу». |
|
7. |
Рефлексия учебной деятельности. (позн. – оценка процесса и результатов деят – ти; личн. – адекватное понимание успеха и неуспеха (осознание того, что ещё подлежит усвоению); ком. – использование критериев для обоснования своего мнения, планирование учеб. сотрудничества). |
||
|
- Новый выпуск газеты готов. Я благодарю всех за работу. Проверим ещё раз содержание рубрик. - В результате работы всех отделов у нас получился текст, который может служить наглядным материалом к нашим рубрикам. Проиллюстрировали его наши художники. - Позвольте мне озвучить текст. Согревает солнышко сосульку. Плачет она холодными слезами. Вспыхивают капельки на солнце. Светятся красными, синими, жёлтыми огоньками. Журчат они ручейками. Шустро бегут ручейки. Весна продолжает движение дальше. Ещё вчера я шёл в школу под зимним небом. Сегодня лужайка меняет свой внешний вид после тёплого дождя. Оседает потемневший снег. Птицы радуются весне. Они дружно поют. Над лугом скоро пролетят жаворонки. Я постараюсь убедить ребят остерегаться шуметь в весеннем лесу. - А теперь дайте общую оценку своей деятельности. |
(На доске – рисунки учеников на тему «Весна».)
Самооценка своей деятельности на уроке. |
|
8. |
Домашнее задание. |
|
|
|
1гр. – озвучить схему – опору, подтвердив каждый пункт письменными примерами. 2гр.- составить и записать 2 вопроса по теме «Глагол», которые мы сегодня не повторили. 3гр. – придумать и записать занимательный вопрос в рубрику «Почемучкины вопросы». |
Запись индивидуального задания в дневник. |
Приложение
Карточка для индивидуальной работы. Ф.И.
Группа 1.
К-1.
Напечатать буквы в геометрические фигуры:
К-2.
Выписать глаголы из текста. По какому признаку их можно объединить в одну группу?
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.
К-3.
Ответьте на письмачитателей. Допишите предложения:
1. Постоянные признаки глагола это- , .
2. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос- ?
3. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос- ?
4. Подчеркнуть глаголы – исключения, относящиеся ко спряжению: шелестеть, смотреть, клеить, обидеть, зависеть, учить, дышать.
К-4.
В тексте определить время и лицо глаголов.
Три месяца ты наблюдаешь ( л., ч.) ход весны. Ещё вчера ты шёл в школу под зимним небом. Сегодня лужайка меняет ( л., ч.) свой вид после тёплого дождя. Она зеленеет ( л., ч.) от молодых травинок. Над лугом скоро пролетят ( л., ч.) жаворонки.
Карта самооценки
задание |
д.з. |
ч. |
сл.р. |
1,2 |
3 |
ф.п. |
4 |
итог |
работал сам без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
работал сам, но допускал ошибки |
|
|
|
|
|
|
|
|
работал, принимая помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка для индивидуальной работы. Ф.И.
Группа 2.
К-1.
Напечатать буквы в геометрические фигуры:
К-2.
Сосчитать в тексте существительные, глаголы, прилагательные. Сделать вывод: на каком месте по частоте употребления в речи стоит глагол?
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.
Сущ. - ,гл.- , прил. - .
По частоте употребления в речи глагол стоит на … месте.
К-3.
Ответьте на вопросы анкеты.
1. Что называется спряжением глагола:
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по лицам и числам;
в) изменение глагола по родам и числам.
2. Сколько спряжений вы знаете:
а) одно;
б) три;
в) два.
3. Запишите ответ на вопрос: для чего нужно знать спряжение глагола?
Чтобы ________________________________________________________________
К-4.
Отредактировать текст, поставив глаголы в указанных формах.
Три месяца ты (наблюдать – н. в., 2 л., ед. ч.) ход весны.Сегодня лужайка (менять – н. в., 3 л., ед. ч.) свой вид после тёплого дождя.Над лугом скоро (пролететь – б. в., 3 л., мн. ч.) жаворонки.
Карта самооценки
задание |
д.з. |
ч. |
сл.р. |
1,2 |
3 |
ф.п. |
4 |
итог |
работал сам без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
работал сам, но допускал ошибки |
|
|
|
|
|
|
|
|
работал, принимая помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка для индивидуальной работы. Ф.И.
Группа 3.
К-1.
Напечатать буквы в геометрические фигуры:
К- 2.
Заменить глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
(Согревало)____________________ солнышко сосульку. (Плакала)______________ она холодными слезами. (Вспыхивали)__________________капельки на солнце. (Светились)_______________ красными, синими, жёлтыми огоньками. (Журчали) ___________________они ручейками.
К- 3.
Исправьте ошибки в окончаниях глаголов. Объясните свой ответ письменно.
Шустро бегут ручейки. Оседаит потемневший снег. Птицы радуются весне. Они дружно поют. Весна продолжет движение вперёд.
______________________________________________________________________________
К- 4.
Выбрать из текста предложениясогласно заданию. Записать предложения в тетрадь в таком порядке, чтобы получился текст.
Три месяца ты наблюдаешь ход весны. Ещё вчера ты шёл в школу под зимним небом. Сегодня лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она зеленеет от молодых травинок. Над лугом скоро пролетят жаворонки.
1 предложение – глагол п. в., ед. ч., м. р.
2 предложение – глагол н. в., ед. ч., 3 л.
3 предложение – глагол б. в., мн. ч., 3 л.
Карта самооценки
задание |
д.з. |
ч. |
сл.р. |
1,2 |
3 |
ф.п. |
4 |
итог |
работал сам без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
работал сам, но допускал ошибки |
|
|
|
|
|
|
|
|
работал, принимая помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Данилова Вера Витальевна
→ Публикатор 20.02.2018 0 2278 95 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы