Использование игровых технологий на уроке русского языка. Изучение словарных слов.


Использование игровых технологий на уроке русского языка.
Изучение словарных слов

Тема «Родина»

В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы на уроке. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над словами с непроверяемыми написаниями. Анализ приёмов словарной работы показывает, что вся работа не должна превращаться в словарно - орфографическую. Работа над правописанием приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно - лексического запаса учащихся.
Все дети разные, и поэтому на уроках русского языка пытаюсь увлечь маленьких учеников, не принуждая учиться. Предлагаю им различные познавательно-дидактические игры и, ребята эмоционально отзываются на постановку учебных заданий путём использования занимательных задач. Игровые приёмы привлекают детей, снимая напряжение, помогают серьёзный напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого. Исследуются слова с непроверяемыми гласными (словарные) по плану, приведенному на 2 странице.

Работая по развивающей системе Л.В.Занкова, мы знакомимся с большим количеством словарных слов (около 500 слов), среди них слова как частоупотребляемые (класс, мебель, природа, собака, картина и другие), так и редкоупотребляемые (желе, пароль, фантазия, фойе, викторина и другие).

В процессе работы над словарными словами у школьников формируется внимание к слову, его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование этого вида работы на уроках повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе. Такой подход к работе над словарными словами вовлекает ученика в исследовательскую деятельность, повышает интерес к родному языку, обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения, обогащает нравственно- эстетический и познавательный опыт ребёнка.

1.Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка.

Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.)

4.Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.
Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.

5. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.
Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.
Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.

7. Словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.


8. Предложения, тексты. Это интересно!
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.
Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.

9. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.


Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле!

Полный текст материала Использование игровых технологий на уроке русского языка. Изучение словарных слов. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  KTAa
20.06.2010 5 9669 1712

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК