Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России». Слог. Деление слов на слоги.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№8» Кировского района г.Казани
Урок русского языка
во 2 классе.
УМК «Школа России»
Слог. Деление слов на слоги.
Подготовила и провела
Сёмина Светлана Александровна
учитель начальных классов
первой категории.
-Казань –
Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.
Цели и задачи урока:
Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения слов в алфавитном порядке;
Использование индивидуальных особенностей учащихся в процессе получения новых знаний, умений и навыков по теме урока;
Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать в группах и прислушиваться к ответам одноклассников, не настаивая на своем, уметь признавать свои ошибки.
Форма урока: нетрадиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России». Русский язык: автор курса Рамзаева Т.Г.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, любимые игрушки детей, карточки для индивидуальной, групповой работы.
Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
• игровые;
• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Оживляют урок игровые моменты, наличие в классе любимых игрушек детей.
При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Power Word 2007, Paint, интернет ресурсы.
План урока, хронометраж времени.
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1минута).
2. Словарная работа (5 минут).
а) работа с пройденными словами в группах
б) знакомство с новым словом
3. Письмо по памяти
4. Физминутка (1 мин).
5. Работа по теме урока (24 мин):
а) чтение стихотворения учителем;
б) работа в группах на деление слов на слоги;
в) работа с деформированным предложением;
г) игра «Собери урожай»;
д) физминутка для глаз (2 мин);
е) игра «Цепочки»;
6. Повторение пройденного (10мин):
а) работа в группах по распределению слов в алфавитном порядке
б) работа над звуковым анализом слов
7. Подведение итогов урока (1мин)
8. Рефлексия (1мин)
Ход урока.
I. Организационный момент(1).
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по русскому языку, а направлять нас будут ваши любимые игрушки. На каждой игрушке прикреплено задание, а когда его выполнить нам поможет список нашего класса, который составлен в алфавитном порядке. Чья фамилия стоит первой по алфавиту? Аскарова Салавата. Какое задание принесла твоя любимая игрушка? (На игрушке- карточка: «Выполни словарную работу».)
II. Словарная работа (5 мин):
а) Работа в группах:
1группа: Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы:
К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда.
2группа: Записать данные словарные слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы и поставив ударение в словах:
К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда.
б) Знакомство с новым словарным словом:
Ребята, чья фамилия следующая в списке класс? Игрушка Афанасьевой Кристины познакомит нас с новым словарным словом, но сначала надо подумать что это за слово, а потом записать в свои словарики.
Это слово имеет несколько лексических значений:
Промышленное предприятие;
Предприятие для разведения животных;
Приспособление для приведения в действие механизма.
Это слово – ЗАВОД.
III. Письмо по памяти.
Игрушка Бустабановой Саши приготовила для нас задание – письмо по памяти.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры. (А.Балонский)
Текст записан на доске, после записи учащихся в тетрадях, учитель открывает запись и проводит с учащимися взаимопроверку записи стихотворения. После обмена тетрадями, учащиеся уже в своих тетрадях ставят красным цветом точки под буквами, обозначающие гласные звуки, и делят слова на слоги.
Учащиеся числовыми веерами показывают количество слогов в каждом слове.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на слова, я думаю, что вы уже заметили закономерность, которая поможет нам определять количество слогов в словах. Послушаем ваши предположения.
Учащиеся делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
IV. Физминутка.
Бустабанова вера предлагает вместе с её игрушкой провести физминутку.
V. Работа по теме урока.
А) Чтение стихотворения учителем и его анализ:
Вот так слова я перенес – е-два
И получил за это два.
Укол я перенес – у-кол
И получил за это кол.
Опять я перенес- о-пять,
Теперь, наверно, будет пять?
Б) Фамилия Габдрахмановой Лили следующая в алфавитном списке нашего класса, вот для вас задание от её игрушки:
Задание для первой группы: Необходимо подчеркнуть слова, в которых только два слога.
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.
Задание для второй группы: Списать слова, разделив их на слоги.
_____________ наступила.
Высохли ______________,
И глядят уныло
Голые ________________.
Слова для справок: цветы, кусты, осень.
В) Игрушка Карачкова Артема принесла предложение, но по дороге произошло невероятное: все слова перепутались, и прочитать предложение невозможно. Давайте расставим слова по местам и запишем полученные предложения в тетради.
1 группа: а) Там, густо, ёлочки, молодые, зеленели.
б) В, золотистые, светились, березках, искорки.
2 группа: а) Девочки, через, шли, лес.
б) лесу, было, и, тихо, В, нарядно.
Учитель: Записав предложения, необходимо разделить слова на слоги. Все ли слова смогли разделить чертой на слоги? Нет. Почему? Правильно, слова там, шли, лес разделять не нужно, потому что в них только один слог.
Вывод: Если слово состоит из одного слога, то его нельзя разделить на слоги и, соответственно, нельзя переносить с одной строки на другую.
Г) Игра «Собери урожай».
Игрушка Кравченко Кати предлагает поиграть.
У учителя в корзине лежат яблоки, к которым прикреплены слова, надо взять яблоко и слово, записанное на карточке разделить на слоги.
Паук, заяц, радуга, лесник, дорога, буквари, стрекоза, ландыши, беседа, ученики, забор, баян.
Для слова, выделенного шрифтом необходимо записать транскрипцию, провести звуко-буквенный анализ слова. (Один ученик у доски выполняет задание, остальные в тетрадях. Затем проводится проверка выполненной работы.)
Д) Физминутка для глаз. (2мин.)
Е) Игрушка Назарова Аделя хочет с вами поиграть и предлагает из данных слогов составить цепочки слов.
Для этой работы ученики объединяются в группы и выполняют задание самостоятельно. По мере выполнения учитель проверяет составленные слова или, если есть необходимость, помогает той или иной группе.
1 группа: ду – ша – ры – жик. (Душа, шары, рыжик.)
2 группа: Ди – Ма – ри – На – та – ша. (Дима, Марина, Наташа.)
3 группа: но – ги – ря – би – на – ряд. (Ноги, гиря, рябина, наряд.)
Учитель: Выслушав представителей всех групп, подумайте и скажите: слова какой группы могут являться лишними и почему?
Дети: Во второй группе записаны одушевленные имена существительные собственные, а в 1 и 3 группе- неодушевленные имена существительные нарицательные.
VI. Повторение пройденного (10мин):
А вот игрушка Скворцовой Дианы хочет проверить вас на знание алфавита. Так совсем недавно вы изучали эту тему на уроках русского языка. Для выполнения данного задания возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, прочитайте слова, распределите их в алфавитном порядке, в этом же порядке запишите номера данных слов в тетради.
1 группа: 1) пенал; 2) карандаш; 3) книга; 4) линейка; 5) ученик; 6) парта; 7) урок; 8) букварь; 9) мел.
Запись в тетрадях: 8, 2, 3, 4, 9, 6, 1, 7, 5.
2 группа: 1) карандаш; 2) портфель; 3) ручка; 4) азбука; 5) дневник.
Запись в тетрадях: 4, 5, 1, 2, 3.
Далее проводится самопроверка работы учащимися.
Б) Работа над звуковым анализом слов.
А вот задание с игрушки Чироевой Снежанны: выписать слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв, доказать, записать в тетради, разделив на слоги.
Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дым.
Запись в тетрадях: су-харь, пу-зырь-ки, го-лубь.
Учащиеся проводят взаимопроверку, глядя на экран проектора.
VII. Подведение итогов урока. (1мин)
VIII. Рефлексия. (1 мин)
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
СПАСИБО ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сёмина Светлана Александровна
→ светлана73 30.06.2010 2 13297 2242 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.