Конспект урока русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"; 3 класс



 

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Максимова И.В.

Класс: 3

Дата: 23.01.2014 год

Предмет: Русский язык

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные 

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний

Цель урока:

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

Задачи:

Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание помочь ребятам;

-  проявлять творческое отношение к выполнению заданий;

- осознание успешности при изучении темы.

Предметные

 

- Образовывать имена существительные  одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.

- Распределять имена  существительные  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.

- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными

 

Метапредметные

Познавательные умения: 

 - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен  существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для  классификации имен  существительных  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

соотносить учебные действия с известным правилом;

выполнение учебного действия в соответствии с планом.

 Коммуникативные умения:

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Музыка

Ресурсы: музыка Вивальди “Времена года - Зима”

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2 Канакина

Демонстрационный материал

  • Карточки с учебными заданиями.

  • дидактическое сопровождение

  • материалы для познавательной деятельности

  • презентация

Формы работы:

индивидуальная

парная  

фронтальная.

 

 


 


 


 


 


 


 

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Развитие УУД

1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.

(2 мин)

 

Цель: Создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

процесс

 

 

Приветствие учащихся.

- Ребята! Готовы к уроку?

     На вас надеюсь я , друзья.

     Мы хороший дружный класс.

     Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем и постарались открыть новые секреты. (проверка настроения смайликами)

- Какому времени года посвящена выставка наших рисунков? (зиме)

Звучит музыка Вивальди “Времена года - Зима”, появляется с изображением зимнего леса.

Слайд 1

Учитель читает стихотворение (звукозапись)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите. Назовите автора и название стихотворения.

Кого автор оживляет в своём стихотворении? Вы знаете, как называется такой приём в литературе? Это приём олицетворения.

О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


 


 


 


 


 


 

Говорит кто автор музыкального произведения

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Сергей Есенин «Пороша»

лес, сосна

 

УДД:

личностные (действие

смыслообразования,

установление учащимися связи

между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные

(планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками)

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(3 мин)

(Создание проблемной ситуации)

 

.

Цель: Организовать актуализацию изученных

способов действий, проблемного

изложения нового материала

достаточных для

 

Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем, мы можем им помочь.

Картинный словарный диктант Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные. Слайд 2 Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним? (медведь)№3

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (Заяц) Слайд 4

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ... (мороз) Слайд 5

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки) Слайд 6

Заяц, коньки, медведь, мороз. В классе развесить снежинки и рисунки. Учитель читает загадки. Дети пишут, выделяют орфограммы. Проверяют по слайду, где появляются под картинками слова.

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Записывают слова в тетрадь, проговаривают, проверяют

 

3. Построение проекта выхода из затруднения

(6 мин)

 

 

Цели:

1)Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий или

побуждающий диалог по проблемному

объяснению нового знания.

 

.

 


 

«Портфель знаний»

Какой частью речи являются слова? (Сущ.) Почему вы решили? Докажите.

На какие 2 группы можно разделить?

- Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим – на вопрос что? Проверка № 7

Что общего у слов каждой группы? Что обозначают слова которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО?

Проверка по слайду. № 8

-Прочитайте слова.

Как могут называться такие существительные ?

ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ № 9

Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

 

Электронная физминутка.

Мотивирует учащихся к изучению темы.

Стимулирует желание помочь ребятам.


 


 


 


 

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.

 


 


 


 

 

Принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(живые и неживые предметы)

 

Читают слова

(Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.)

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

УДД:

регулятивные (целеполагание;

планирование);

познавательные (общеучебные (поиск и

выделение необходимой информации);

 

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

 

Регулятивные умения: 

выполнять учебное задание в

соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание,

используя

термины, в рамках учебного диалога

4 Реализация построенного поекта.

(6 мин)

(воспитательный момент)

Цель:

1)Организовать уточнение и согласование

темы урока.

2)Организовать усвоение детьми нового

способа действий при решении данного класса

задач с их проговариванием во внешней речи:

 

3) Соотнесение нового знания с правилом

в учебном пособии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное интерактивное пособие

 

На заснеженных ветках в лесу мы можем встретить птичек, которые остались зимовать. Синицы, воробьи и т.д. Как мы можем помочь пережить им холодную зиму? Что мы с вами делали для птичек, которые обитают у школы? Слайд № 10

Проведём мини- исследование.

Сделаем небольшое открытие,

За работу!

Задание №1 Слайд №11

Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания ( в парах устно) проверка, сличение со слайдом

Волшебные превращения

  • коса;

  • мак;

  • капля;

  • сон.

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

  • коза;

  • рак;

  • цапля;

  • сом.

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1

- Что относится к одушевлённым именам существительным? ( люди, животные)

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Проверим себя, интерактивное пособие.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.

Помогли птичкам, отправляемся дальше. Кого же мы встречаем на своём пути? Маленьких волчат. Заблудились, поможем им найти дорогу домой. Слайд №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу на карточках, поясняет задание

 

 


 


 


 


 

Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания


 


 


 


 


 

Вывешивает схему-опору.

Чтобы им не было голодно, мы можем принести кормушки и насыпать в них корм.

 

 

 

 

 

Ребята работают на карточках в парах, устно проговаривают вывод


 

 

 


 


 


 


 

Оценивают свои достижения при выполнении задания №1

 

УДД:

личностные (действие

смыслообразования,

установление учащимися связи между

целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные (целеполагание,

планирование);

познавательные (постановка и

формулирование

проблемы;

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения

«одушевленные

предметы», «неодушевленные предметы»;

- определять имена существительные

одушевленных

и неодушевленных предметов и

обосновывать

свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного

задания

и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного

задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание,

используя термины,

в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- классифицировать существительные

на группы

одушевленных и неодушевленных

предметов;

- писать имена существительные

одушевленные и неодушевленные

 

5. Первичное закрепление во внешней речи.

(7 мин)

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа

действий при решении данного класса задач

с их проговариванием во внешней речи:

 

 

ФИЗМИНУТКА (тематическая)

Если вы услышите одушевлённые имена существительные, вы топаете, а если неодушевлённые - хлопаете.

Слон, кот, стол, замок, ручка, мама, забор, ветер.

Найдите карточки жёлтого цвета

Задание №2 Слайд № 13

Самостоятельная работа в определении одушевлённых и неодушевлённых слов Два ученика работают у доски.

 Врач, автомобиль, дети, луна, лягушка, ветер, стол.      

Проверка учителем работы у доски. Контроль за слабыми уч-ся. Сличение результата работы с доской.

 

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя поставьте + или – в задании №2

 

Интерактивная игра «Помоги лосям спуститься на землю»

 

Посмотрите, вон с дерева на дерево прыгает белка… Слайд №14

Задание №3    (в парах)     Слайд №15      

Работа с учебником.

Упр. №20

Сравним результаты вашей работы.

 

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу, поставьте + или – в задании №3

 

 

Выполняют движения

 

 

Работают на карточках. Два ученика работают у доски.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №2

 


 


 


 


 


 


 

Оценивают свои достижения при выполнении задания №3

 

УДД:

Познавательные умения:

- различать имена существительные

одушевленные и

неодушевленные и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения

проверять учебное задание и вносить

корректировку;

Коммуникативные умения:

 -  оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою позицию.

Предметные умения:

- писать имена существительные

одушевленные и

неодушевленные по группам;

- проводить исследование имен

существительных

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8 мин)

(Дифференцированная работа по уровням)

 

Цель: Организовать выполнение учащимися

типовых заданий на новый способ действий.

 

Задание №4      Слайд № 16           

Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.

У вас жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых розовые жетоны. Послушайте внимательно.

(1 низкий уровень) Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? Что может летать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

Те ребята, у кого оранжевые жетоны. Вам нужно

(2 средний уровень) придумать и записать по два имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Зима лесу”.

И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложение, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Зима в лесу»

Проверка выполнения заданий (устно).

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу поставьте + или – в задании №4

 

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания.

 

 

 

 

 

 

Работают на карточках индивидуально

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценивают свои достижения при выполнении задания №4

 

УДД:

Познавательные умения:

- различать имена существительные

одушевлённые и

неодушевлённые в определенном

контексте и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с

известным правилом.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции и находить

общее решение.

Предметные умения:

- формулировать вопрос к

существительному

одушевленному и неодушевленному;

Познавательные (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

7.Подведение итогов.

(5 мин)

 

-Итак, наш урок подходит к концу, и нам нужно подвести его итог. Слайд № 18

- Вернёмся к началу урока. Над какой темой мы работали?

- Какая была цель?

- Давайте ещё раз вспомним какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

 

 

 

8. Рефлексия учебной деятельности

(5 мин)

Цель:

Организовать фиксацию нового содержания,

изученного на уроке

 

Проанализируйте свою работу и поставьте себе оценку за урок «Лесенка успеха»

Какую оценку поставил бы себе …

Почему?

Оценки за урок.

Проверка эмоционального настроения (смайлики)

-рефлексия настроения и эмоционального состояния (смайлики)

-рефлексия деятельности( лесенка успеха)

-рефлексия содержания учебного материала (приём незаконченного предложения)

 

Отвечают на итоговые вопросы урока

Оценивают свою работу на уроке.

УДД:

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной

деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и

полученный результат  деятельности.

 

9. Домашнее задание

(2 мин)

Задание на выбор (Повышенной сложности)

Упр № 16 ! или Упр №15

Слайд № 19

Спасибо за урок!

 

 

 


 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Ирина Валерьевна  Публикатор
07.12.2019 0 5474 134

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК