Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова." + презентация



Разработка урока по русскому языку

во 2 классе

по программе «Школа 2100»


учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5» Г.САРАТОВА

Лезина Е.Г.



Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.


Оборудование

Демонстрационный материал: ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь.

Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник



Ход урока.

1. Организационный момент.

-Проверьте свое рабочее место: все ли в порядке?

-Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания.

2.Актуализация знаний.

-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем.

-Для чего это нужно?

-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.

3.Минутка чистописания. СЛАЙД 2

Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать)

-Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] и

[ х ] –твердый и мягкий, глухой.

-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА СЛАЙД 3

4. Работа со словарем. СЛАЙД 4

-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.

1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)

2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)

3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)

4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)

5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)

5.Повторение пройденного материала.

Задание

Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика. СЛАЙД 5

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.

(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске) СЛАЙД 6

Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень.

6.Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло. СЛАЙД 8

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.


Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?

-Что мы называем корнем? СЛАЙД 9

Корень- это общая часть родственных слов.


Задание 1. СЛАЙД 10

«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)

7. Постановка целей через проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» СЛАЙД 11

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)


- Какие слова можно называть однокоренными?

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. СЛАЙД 12


Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей


Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными: СЛАЙД 13

Пододеяльник одеяло

Подорожник дорога

Подосиновик осина

Подберёзовик берёза

Варианты ответа:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

- Нет! Эти слова разные по смыслу.

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберезовик – гриб, растущий под березой. После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.

Физ.минутка. СЛАЙД 14 – 19

Задание

Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень СЛАЙД 20

  • Лист хвостик

  • хвостатый листок

  • листочек хвост

  • листопад

8.Выполнить фонетический разбор: СЛАЙД 21

У доски - слово лист

Остальные самостоятельно слово хвост

9. Письмо по памяти СЛАЙД 22


Землю вьюга белая

Замела снежком.

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

Проверка в парах.

Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.


10.Самостоятельная работа СЛАЙД 23

(По учебнику Р.Н. Бунеева, с.74, упражнение 120.)


11.Итог урока. СЛАЙД 24


Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

Прочитайте их утверждения.

Итак. Корень – это общая часть родственных слов.

Какие слова мы называем однокоренными?


1.Какое задание понравилось? СЛАЙД 25

2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?

3.О чём не знали, а на уроке узнали?


12.Домашнее задание. СЛАЙД 26

Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.


13.Рефлексия. СЛАЙД 27


В ы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выделять корень

в словах, можете подобрать однокоренные слова,

но иногда вам ещё нужна помощь.


В ы считаете, что было трудно на уроке








































































Слайд 1
Слайд 2
1 декабря. Классная работа.
Слайд 3
Чистописание Урок 58 стр. 25
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
«Посадим» слово – корень САД
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
Слайд 14
Слайд 15
Пришло время отдохнуть!
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
• лист хвостик • хвостатый листопад • листок • листочек хвост •
Слайд 22
Слайд 23
Землю вьюга белая Замела снежком. Мы из снега сделали Двухэтажный дом.
Слайд 24
Слайд 25
Корень – это общая часть всех слов. Корень –это главная часть предложения. Корень – это общая часть однокоренных слов.
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.
Слайд 29
Слайд 30
Интернет-ресурсы. • • • • • • • • • • • • • • • • • http://www.skazki.su/smeshnye-skazki http://detyam.com.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,48/func,detail/catid,7/id,85/ http://megaserg.livejournal.com/5975.html http://drevo.uaportal.com/object/620071 http://www.socionik.com/thread/10772.html http://leksad.ru/h151-ryabina-obyknovennaya.htm http://www.piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?postid=519494 http://www.savepics.net/wps/nature/p=40 http://ounce.su/2009/11/09 http://night-angel2005.narod.ru/gif2.html http://arell.narod.ru/programmery.htm http://forumkiev.com/t1637-29/ http://carguru.ru/discussion/99-574-ja-prishla-vsem-zdraste-read.shtml • http://www.mdetstvo.ru/catalog.php?r=703&nal=1 http://krebo13251971ele.ya.ru/replies.xml?item_no=1481 http://sharbaaton.beon.ru/14672-997-sad.zhtml http://logograd.narod.ru/clipart/multiki/neznayka/neznayka_page_0001.htm http://www.anti-gorod.com/index.php?newsid=3208

Полный текст материала Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова." + презентация смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лезина Елена Геннадьевна  LEN02
02.08.2010 5 14391 4061

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК