Конспект урока русского языка "Текст. Редактирование текста"; 4 класс


Урок русского языка в 4-ом классе

Учитель: Волошина Валентина Витальевна

Тема: Текст. Редактирование текста.

Цель урока: закрепление знаний детей о тексте и его построении.

Задачи урока:

 

Предметные: углубить знания и опыт более свободного, умелого построения и использования текстов; учить редактировать текст, определять основную мысль, озаглавливать текст

 

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке

 

Тип урока: урок систематизации знаний

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Метод урока: деятельностный.

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

1

2

3

I.

Организаци-

онный момент.

 

- Ребята, предлагаю вам пройти краткосрочные курсы журналистики .

- А что такое журналистика?

- А как называется профессия человека, который занимается журналистикой?

- Как проверить, что наши знания верны?

 


 


 


 


 


 

 

 

- Как вы думаете, какими знаниями должен обладать журналист?

( Помните, что у нас урок русского языка)

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы


 

заглянуть в словарь (работа в группах со словарями)

Журналистика- вид общественной деятельности по сбору, обработке, распространению информации через прессу, радио, телевидение, кино и др.

Журналист – литературный работник, занимающийся литературно- публицистической деятельностью в журналах, газетах.

- Умение красиво писать.

- Знание правил правописания слов.

- Умение правильно и чётко выражать свои мысли, составляя предложения.

II. Определение темы урока.

 

словарная работа

- Запишите слова, вставьте, где нужно, пропущенные буквы

Соедините пропущенные буквы и вы получите названия наших курсов.

- Какое слово получилось?

Тема наших курсов: текст

- Давайте оценим первое задание.


 

Лес__ница, н_деля, во_зал, бас_ейн, фу_бол

 

текст


 

оценивают по листу самооценки

III. Актуализация знаний. Определение целей урока

 

Можно грамотно писать отдельные слова, но можно безграмотно говорить и не уметь выражать свои мысли. Сегодня мы с вами займемся исправлением этих ошибок через различного вида упражнения.

Но сначала давайте вспомним:

-Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Что значит определить основную мысль текста?

- Что такое заголовок?

- Что такое абзац?

- Как выделятся абзац в письменной речи?

- Какие типы текстов вы знаете?

- Определите тип текста

1. У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.

2. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие.

3. Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик

обидел Тузика?

Мы подвели первые итоги ваших знаний о тексте, теперь вы готовы поставить цель (можно использовать предлагаемые начала предложений)

 

 


 


 


 

Это два или несколько предложений, связанных по смыслу


 

Отвечают на вопросы


 


 

Текст-повествование


 

Текст-описание

Текст-рассуждение


 


 


 

  1. Для меня сегодняшний урок…

  2. На уроке мне необходимо…

  3. Я читаю тему урока и думаю, что…

4. На уроке мне хотелось бы не только…

IV.Формирование навыков работы с текстом.

 

Практически любой текст начинается с темы, и уже по теме мы с вами можем предположить, о чём в нём говорится.

Определите темы текстов, с которыми мы будем работать (определяют по отрывку из стихотворения Г. Ладонщикова "Здравствуй, зимушка-зима" и репродукции картины "Зимние забавы")

Ребята, а вы любите зиму? Почему?

Работа над речевыми ошибками. Составление памятки.

Чтобы стать хорошими журналистами, нужно уметь правильно и точно выражать свою мысль.

Не зря Дмитрий Иванович Писарев (Русский публицист литературный критик, переводчик) сказал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни»

Наша задача исправить ошибки в предложениях, составить памятку, которая поможет нам при составлении текста.

(каждая группа получает свое задание приложение 1)

Составляется памятка:

1. Когда пишешь текст, старайся правильно соотносить время глаголов.

2. Согласовывай местоимения в предложении.

3. Не употребляй в тексте повторы.

4. В тексте не должно быть лишних слов, значение которых уже выражено другими.

5. Некрасиво смотрятся жаргонизмы и просторечные слова.

Оцените свою работу на данном этапе

 

 


 


 

Зима


 


 

Ответы детей


 


 


 


 


 


 


 


 

1 группа

Вывод: когда пишешь текст, старайся правильно соотносить время глаголов.

2 группа

Вывод: согласовывай местоимения в предложении.

3 группа

Вывод: не употребляй в тексте повторы.

4 группа

Вывод: в тексте не должно быть лишних слов, значение которых уже выражено другими.

5 группа

Вывод: некрасиво в тексте смотрятся жаргонизмы и просторечные слова.

 

оценивают по листу самооценки

V

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

 

Журналист должен уметь правильно строить свой текст, иначе читатели его не поймут.

(работа идет по одному тексту, группа получает задание с учетом индивидуальных особенностей)

 

(эталон для проверки своей работы)

Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз.

Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.


 

Определите тип текста. Докажите.

Оцените в своих листах работу на данном этапе

 

 


 

Приложение 2


 


 


 


 


 


 


 

повествование

оценивают по листу самооценки

VI

Итог урока.

Рефлексия

 

Наши курсы подошли к концу. Подведём итог.

Интересна ли вам тема урока?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Работу группы?

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Самым интересным для меня…

Мне непонятно…

Я еще хотел бы узнать...

 

 

VII

Домашнее задание

Выбрать из предложенных вариантов (приложение 3)

 


 

Приложение 1

1 группа

Отредактируйте. Обратите внимание на формы глаголов. Запишите в тетрадь.

Снег падает крупными хлопьями и таял на земле.

Мороз усилится, и к вечеру похолодало.


 

2 группа

Отредактируйте. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Запишите в тетрадь.

Окна замерзли, его разрисовал мороз.

Слепив снежки, дети стали играть ей.

 

 

3 группа

Отредактируйте. Замените повторяющие слова (тавтологию) синонимами. Запишите в тетрадь.

 

Повсюду белый снег.

Деревья в белом снегу похожи на юных модниц, которые надели свои модные шубки. 

 

 

4 группа

Отредактируйте предложения, устранив плеоназмы (слова, которые можно вычеркнуть, не изменив при этом смысл предложения) Запишите в тетрадь.

 

В декабре месяце по календарю наступает зима.

На ледяных сосульках играли солнечные лучи солнца.

 

5 группа

Отредактируйте. Замените жаргонные слова. Запишите в тетрадь.

 

Миша напялил шапку на голову и выбежал на улицу.

Мне клёво зимой!


 

Приложение 2

Задание группы 1

Прочитайте текст, определяя границы предложений.

Наступило самое холодное время года на улице стоит мороз но зима – это и еще и самая веселая пора только зимой можно устроить настоящую снежную битву а как здорово скатиться с ледяной горки на санях ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки а можно слепить снежную бабу.


 

Определите основную мысль текста.

Озаглавьте текст.

Запишите заголовок в тетрадь.


 

Задание группы 2

Прочитай текст, восстанавливая ход событий.

Но зима – это и еще и самая веселая пора.

На улице стоит мороз.

Наступило самое холодное время года.

А как здорово скатиться с ледяной горки на санях!

Только зимой можно устроить настоящую снежную битву.

Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки.

А можно слепить снежную бабу.

 

Определите основную мысль текста.

Озаглавьте текст.

Запишите заголовок в тетрадь.


 

Задание группы 3

Прочитайте текст, разделяя текст на части. Обозначьте абзацы.

Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз. Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.

 

Определите основную мысль текста.

Озаглавьте текст.

Запишите заголовок текста в тетрадь.


 


 

Задание группы 4

Прочитайте текст.

Определите основную мысль текста.

Озаглавьте текст.

Запишите заголовок.

Составьте план текста. Запишите в тетрадь.

 


 

Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз.

Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.


 


 


 


 

Задание группы 5

Прочитайте текст.

Определите основную мысль текста.

Озаглавьте текст.

Закончите текст.


 

Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз.

Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Домашнее задание (выбрать один из вариантов)

Вариант 1

Прочитай текст, восстанавливая ход событий.

 

Ребята размели каток. Коньки у всех готовы. Ловко и легко скользят мальчишки по льду. У бегунов блестят от счастья глаза. Весело и радостно звучат детские голоса. Наступила долгожданная зима. Мороз затянул пруд ледком. Хорошо мчаться по гладкому льду!

Определи основную мысль текста.

Озаглавь текст.

Запиши заголовок текста.

Спиши текст, начиная каждую часть с красной строки.

 

Вариант 2

Прочитай текст, вставь пропущенные по смыслу подходящие глаголы.

 

Небо………………серой пеленой. ……………крупные снежинки.

Катя и Маша всё утро……………на лыжах.. Брат…………….. впереди.

Сестрёнка легко …………………. за ним.

Лыжники из конца в конец ………………………..лес. Одна лыжня

полукругом ……………..лес. Всё поле было ………………………… лыжнями.

Прогулка на лыжах детям в радость.

 

Озаглавь текст.

Запиши заголовок текста.

Спиши текст, начиная каждую часть с красной строки.

Вариант 3

Написать небольшой текст, пользуясь памяткой, которую составили на уроке


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Текст. Редактирование текста"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волошина Валентина Витальевна  Публикатор
31.10.2021 0 14176 984

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК