Конспект урока русского языка "Текст. Редактирование текста"; 4 класс
Урок русского языка в 4-ом классе
Учитель: Волошина Валентина Витальевна
Тема: Текст. Редактирование текста.
Цель урока: закрепление знаний детей о тексте и его построении.
Задачи урока:
Предметные: углубить знания и опыт более свободного, умелого построения и использования текстов; учить редактировать текст, определять основную мысль, озаглавливать текст
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке
Тип урока: урок систематизации знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Метод урока: деятельностный.
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
1 |
2 |
3 |
I. Организаци- онный момент.
|
- Ребята, предлагаю вам пройти краткосрочные курсы журналистики . - А что такое журналистика? - А как называется профессия человека, который занимается журналистикой? - Как проверить, что наши знания верны?
- Как вы думаете, какими знаниями должен обладать журналист? ( Помните, что у нас урок русского языка)
|
Дают ответы на вопросы
заглянуть в словарь (работа в группах со словарями) Журналистика- вид общественной деятельности по сбору, обработке, распространению информации через прессу, радио, телевидение, кино и др. Журналист – литературный работник, занимающийся литературно- публицистической деятельностью в журналах, газетах. - Умение красиво писать. - Знание правил правописания слов. - Умение правильно и чётко выражать свои мысли, составляя предложения. |
II. Определение темы урока.
|
словарная работа - Запишите слова, вставьте, где нужно, пропущенные буквы Соедините пропущенные буквы и вы получите названия наших курсов. - Какое слово получилось? Тема наших курсов: текст - Давайте оценим первое задание. |
Лес__ница, н_деля, во_зал, бас_ейн, фу_бол
текст
оценивают по листу самооценки |
III. Актуализация знаний. Определение целей урока
|
Можно грамотно писать отдельные слова, но можно безграмотно говорить и не уметь выражать свои мысли. Сегодня мы с вами займемся исправлением этих ошибок через различного вида упражнения. Но сначала давайте вспомним: -Что такое текст? - Что такое тема текста? - Что значит определить основную мысль текста? - Что такое заголовок? - Что такое абзац? - Как выделятся абзац в письменной речи? - Какие типы текстов вы знаете? - Определите тип текста 1. У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал. 2. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие. 3. Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика? Мы подвели первые итоги ваших знаний о тексте, теперь вы готовы поставить цель (можно использовать предлагаемые начала предложений)
|
Это два или несколько предложений, связанных по смыслу
Отвечают на вопросы
Текст-повествование
Текст-описание Текст-рассуждение
4. На уроке мне хотелось бы не только… |
IV.Формирование навыков работы с текстом.
|
Практически любой текст начинается с темы, и уже по теме мы с вами можем предположить, о чём в нём говорится. Определите темы текстов, с которыми мы будем работать (определяют по отрывку из стихотворения Г. Ладонщикова "Здравствуй, зимушка-зима" и репродукции картины "Зимние забавы") Ребята, а вы любите зиму? Почему? Работа над речевыми ошибками. Составление памятки. Чтобы стать хорошими журналистами, нужно уметь правильно и точно выражать свою мысль. Не зря Дмитрий Иванович Писарев (Русский публицист литературный критик, переводчик) сказал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» Наша задача исправить ошибки в предложениях, составить памятку, которая поможет нам при составлении текста. (каждая группа получает свое задание приложение 1) Составляется памятка: 1. Когда пишешь текст, старайся правильно соотносить время глаголов. 2. Согласовывай местоимения в предложении. 3. Не употребляй в тексте повторы. 4. В тексте не должно быть лишних слов, значение которых уже выражено другими. 5. Некрасиво смотрятся жаргонизмы и просторечные слова. Оцените свою работу на данном этапе
|
Зима
Ответы детей
1 группа Вывод: когда пишешь текст, старайся правильно соотносить время глаголов. 2 группа Вывод: согласовывай местоимения в предложении. 3 группаВывод: не употребляй в тексте повторы.4 группаВывод: в тексте не должно быть лишних слов, значение которых уже выражено другими. 5 группаВывод: некрасиво в тексте смотрятся жаргонизмы и просторечные слова. оценивают по листу самооценки |
V Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
|
Журналист должен уметь правильно строить свой текст, иначе читатели его не поймут. (работа идет по одному тексту, группа получает задание с учетом индивидуальных особенностей)
(эталон для проверки своей работы) Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз. Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.
Определите тип текста. Докажите. Оцените в своих листах работу на данном этапе
|
Приложение 2
повествование оценивают по листу самооценки |
VI Итог урока. Рефлексия
|
Наши курсы подошли к концу. Подведём итог. Интересна ли вам тема урока? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Работу группы? Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Самым интересным для меня… Мне непонятно… Я еще хотел бы узнать...
|
|
VII Домашнее задание |
Выбрать из предложенных вариантов (приложение 3) |
|
Приложение 1
1 группа
Отредактируйте. Обратите внимание на формы глаголов. Запишите в тетрадь.
Снег падает крупными хлопьями и таял на земле.
Мороз усилится, и к вечеру похолодало.
2 группа
Отредактируйте. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Запишите в тетрадь.
Окна замерзли, его разрисовал мороз.
Слепив снежки, дети стали играть ей.
3 группа
Отредактируйте. Замените повторяющие слова (тавтологию) синонимами. Запишите в тетрадь.
Повсюду белый снег.
Деревья в белом снегу похожи на юных модниц, которые надели свои модные шубки.
4 группа
Отредактируйте предложения, устранив плеоназмы (слова, которые можно вычеркнуть, не изменив при этом смысл предложения) Запишите в тетрадь.
В декабре месяце по календарю наступает зима.
На ледяных сосульках играли солнечные лучи солнца.
5 группа
Отредактируйте. Замените жаргонные слова. Запишите в тетрадь.
Миша напялил шапку на голову и выбежал на улицу.
Мне клёво зимой!
Приложение 2
Задание группы 1
Прочитайте текст, определяя границы предложений.
Наступило самое холодное время года на улице стоит мороз но зима – это и еще и самая веселая пора только зимой можно устроить настоящую снежную битву а как здорово скатиться с ледяной горки на санях ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки а можно слепить снежную бабу.
Определите основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Запишите заголовок в тетрадь.
Задание группы 2
Прочитай текст, восстанавливая ход событий.
Но зима – это и еще и самая веселая пора.
На улице стоит мороз.
Наступило самое холодное время года.
А как здорово скатиться с ледяной горки на санях!
Только зимой можно устроить настоящую снежную битву.
Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки.
А можно слепить снежную бабу.
Определите основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Запишите заголовок в тетрадь.
Задание группы 3
Прочитайте текст, разделяя текст на части. Обозначьте абзацы.
Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз. Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.
Определите основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Запишите заголовок текста в тетрадь.
Задание группы 4
Прочитайте текст.
Определите основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Запишите заголовок.
Составьте план текста. Запишите в тетрадь.
Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз.
Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.
Задание группы 5
Прочитайте текст.
Определите основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Закончите текст.
Наступило самое холодное время года. На улице стоит мороз.
Но зима – это и еще и самая веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. А можно слепить снежную бабу.
Приложение 3
Домашнее задание (выбрать один из вариантов)
Вариант 1
Прочитай текст, восстанавливая ход событий.
Ребята размели каток. Коньки у всех готовы. Ловко и легко скользят мальчишки по льду. У бегунов блестят от счастья глаза. Весело и радостно звучат детские голоса. Наступила долгожданная зима. Мороз затянул пруд ледком. Хорошо мчаться по гладкому льду!
Определи основную мысль текста.
Озаглавь текст.
Запиши заголовок текста.
Спиши текст, начиная каждую часть с красной строки.
Вариант 2
Прочитай текст, вставь пропущенные по смыслу подходящие глаголы.
Небо………………серой пеленой. ……………крупные снежинки.
Катя и Маша всё утро……………на лыжах.. Брат…………….. впереди.
Сестрёнка легко …………………. за ним.
Лыжники из конца в конец ………………………..лес. Одна лыжня
полукругом ……………..лес. Всё поле было ………………………… лыжнями.
Прогулка на лыжах детям в радость.
Озаглавь текст.
Запиши заголовок текста.
Спиши текст, начиная каждую часть с красной строки.
Вариант 3
Написать небольшой текст, пользуясь памяткой, которую составили на уроке
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волошина Валентина Витальевна
→ Публикатор 31.10.2021 0 14012 983 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы