Конспект урока родного русского языка "Язык языку весть подаёт"; 4 класс




Нижегородская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 8 г. Выксы




















Урок по предмету родной язык (русский) в 4 классе

на тему «Язык языку весть подаёт»





Автор-составитель:

Нажиганова Лариса Владимировна,

учитель начальных классов
























2021 год



Название (тема) урока

«Язык языку весть подаёт». Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России имира. Русские слова в языках других народов.

Решаемая ключевая проблема

Почему в русском языке появились заимствованные слова? Можно ли обойтись без употребления заимствованных слов?

Цель урока

Учить использовать собственный словарный запас для свободного выражениямыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Целевая группа(класс, возраст)

4 класс, 10-11 лет

Основная идея урока

В русском языке огромное количество слов, заимствованных из других языков. Необходимо показать учащимся, что использование таких слов в речидолжно быть оправданным.

Тезисы, особенно ярко раскрывающие особенности урока

В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных и кооперативных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию собеседника, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Креативность проявляется при оформлении кроссворда «Язык языку весть подаёт»

Критическое мышление проявляется при отборе слов для кроссворда и формулировке «легенды» загаданных слов.

Работа организуется в трех группах по 6-7 человек. Группы формируются до начала урока.






Задачи урока:

Обогатить словарный запас четвероклассников.

Расширить опыт работы со словарями.

Развить опыт составления «легенды» слова для кроссвордовс опорой на статью словаря в ситуации групповой работы.

Развить умение координировать свои действия с действиями одноклассников.

Развить умение создавать собственный творческий замысел и предложенные другими участниками группы идеи.


Связь с учебной программой:

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря.

Оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Выражать собственное мнение и аргументировать его.Составлять «легенду» (описание) слова.


Связь с учебными предметами: русский язык, литературное чтение, ИЗО.



Используемые технологии, методики,

приёмы, техники, упражнения:

технология 4К, приёмы «Линеечка», «Билет на выход»

Ресурсы:

Учебник «Родной русский язык. 4 класс» [О. М. Александрова и др.]

Этимологические словари. Толковые словари.

Раздаточный материал (см. ПРИЛОЖЕНИЯ).

Ручки, цветные карандаши (фломастеры), ножницы, клей.

Презентация.


Критерии оценки:

Понимание структуры словарной статьи.

Определение особенности происхождения того или иного слова.

Узнавание слова по его значению.

Конструктивность взаимодействия внутри группы.

Аргументированность собственной позиции, точность и ясность высказывания.

Оригинальность творческого замысла и его реализации.

Качество и количество поисковых вопросов и предположений в процессе обсуждения.






Ход урока.

Шаг/

этап урока

Продолжитель-ность

Роли учителя и учеников

(примерные ответы учеников)

Параметры оценивания

Шаг1

3 мин.


- Ребята, как вы думаете? Трудно ли говорить на незнакомом языке? А много ли вы знаете слов китайского языка? А слов по-арабски или по-гречески?

- Возможно, вы удивитесь, но каждый из нас ежедневно использует в своей речи множество иностранных слов! Например, утром вы попросили у мамы кофе – и произнесли слово арабского корня. И тут же перешли на «древнеиндийский» язык, потребовав добавить сахара. Если вы больше любите чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце и полученный из его листьев напиток. А произнеся фразу "Хочу какао или шоколада!", вы заговорили на языке ацтеков из далёкой Мексики.

- Замечаем ли мы это? (Нет)

- Почему? (эти слова для нас привычны)

-
Верно! Эти слова давным-давно вошли в нашу жизнь вместе с предметами, которые они обозначают. И слов таких огромное множество. Посмотрите на экран и попробуйте догадаться, как называют слова, которые пришли в наш язык из других языков.


- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о заимствованных словах)



Шаг2

4 мин.


- Заимствованные слова есть во всех языках, в том числе и в русском! Обсудите в группах и сформулируйте вопрос, на который вы хотели бы услышать ответ в результате изучения темы о заимствованных словах. Если вам будет трудно самостоятельно это сделать, распечатайте конверт с подсказкой №1. Если её не хватит, откройте подсказку №2. Свой вопрос (или вопросы) запишите на стикере. (Зачем нужны заимствованные слова? Почему слова приходят в наш язык из других языков? Как это получается? Можно ли обойтись без заимствованных слов?)


После обсуждения представители групп зачитывают свой вопрос.

Стикеры с вопросами групп закрепляются на доске. При необходимости учитель добавляет свой вопрос (начинается оформление таблицы «Вопрос-ответ»).

Желание учащихся участвовать в работе группы, умение сотрудничать. Степень самостоятельности при формулировании проблемного вопроса.

Шаг 3


5 мин.


- Продолжаем работу по группам. Возьмите ЛИСТ №1. Прочитайте объяснение значения слова, которое даётся в разных словарях. Выясните, какой словарь нам рассказывает о происхождении слов. Через 3 минуты представители от каждой группы должны рассказать нам о выводах своей команды.


- Посмотрите ещё раз на название словарей, которые вы выбрали. Как называется наука о происхождении слов? (этимология)

- Прочитаем о том, что такое этимология, в учебнике на стр. 46.

Желание учащихся участвовать в активной деятельности, уме­ние сотрудничать, принимать и оспаривать чужие идеи.


Качество идей, вопросов и тео­рий для решения проблемы.


Умение ценить вклад других учащихся.


Умение анализировать текст учебника, делать выводы, строить предположения.

Шаг 4


7-9 мин.


- Исследовать историю слова бывает очень увлекательно и познавательно! Интересно сравнивать изначальный смысл слова и современный! Именно это вам и предстоит сейчас сделать. Найдите задание 3 на стр. 47. Группа 1 работает со словом «бутерброд», группа 2 – со словом «компот», группа 3 – со словом «галстук».


Каждая группа заполняет ЛИСТ №2. Для уточнения современного значения слова группы пользуются толковыми словарями (при необходимости).

Представители групп зачитывают выводы.

Выводы и предположения учащихся записываются на стикерах и крепятся под соответствующими вопросами в таблице «Вопрос-ответ».


- Итак, вы сделали вывод, что все эти слова пришли в русский язык с появлением новых предметов: элементов одежды, блюд, предметов гардероба и т.д. Также вы предположили, что заменить заимствованные слова в речи можно, но не всегда это удобно.

Шаг 5


15-17мин.


- Сейчас командам предстоит составить и красиво оформить кроссворд из заимствованных слов. Кроссворд, который составит команда, станет домашним заданием для двух других команд. Перед вами разлинованные листы для сетки кроссворда и лист основы, куда вы можете приклеить сетку, нарисовать рисунки-подсказки и т.д. А также отдельный лист, на котором вы запишете «легенды» выбранных слов. ЛИСТ №3 поможет вам ничего не пропустить при выполнении задания.


Учитель раздает группам по этимологическому словарю с заложенными разными диапазонами (чтобы слова, которые выберут группы, не повторялись) и по толковому словарю. Словари могут быть как одинаковыми так и разными.

Правильность поиска заимствованных слов в словаре на основе знания структуры словарной статьи. Правильность выполнения учебной задачи: выполнение инструкции по составлению «легенды» для выбранного слова, контроль за своими действиями.

Творческий подход к оформлению кроссворда.

Шаг 6


5 мин.


- Наш урок подходит к концу. Вспомните задания, которые вы сегодня выполняли. Поделитесь, пожалуйста, какой задание было самым интересным? Какое самым трудным?

- Покажите на линеечке, как поработала ваша команда.

- Но чтобы урок закончился, вам надо получить билет на выход! Каждый возьмёт сейчас цветной листок из конверта и ответит на два вопроса.

- Благодарю за работу!


Учитель сканирует составленные кроссворды и публикует в электронном дневнике в качестве домашнего задания.


Работа но втором уроке по теме «Язык языку весть подаёт» (продолжается работа по группам):

  1. Самопроверка домашней работы по ключам. Самооценка по критериям.

  2. Группировка слов по принципу «заимствованное-незаимствованное» с использованием памятки «Как узнать заимствованное слово» (ЛИСТ № 4. Карточки «Распределите слова»).

  3. Работа с учебником (задания 8-9 на стр. 49-51). Сделать вывод: как ещё могут образовываться заимствованные слова? почему они пришли в русский язык? можно ли без них обойтись?

  4. Задание «Скажи это по-русски!»: каждая группа получает текст из 3-4 предложений, содержащий заимствованные и иностранные слова – необходимо эти слова «перевести» на русский, если это возможно. Сделать вывод: всегда ли оправдано использование иностранных и заимствованных слов в речи?

  5. Работа с текстом учебника «Из истории языка и культуры» на стр. 51.

  6. Выводы по ходу урока. Дополнение таблицы «вопрос-ответ». Если в таблице остались вопросы без ответов, планируем внеурочное мероприятие по этой теме.

  7. Рефлексия и обратная связь.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПОДСКАЗКА № 1 .

Вспомните, о чём будет идти речь на уроке? Начните свой вопрос словом ЗАЧЕМ или ПОЧЕМУ.

ПОДСКАЗКА № 2.

В данные вопросительные предложения вставь подходящие слова:

Почему в _________ язык приходят _________ из _________ языков?

Можно ли _______ без ________ слов?





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Группа 1.

ЛИСТ № 1.

ШКОЛА -ы; ж. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. (Толковый словарь)

ШКОЛА. Это слово восходит к древнегреческой основе, которая оставила след почти во всех европейских языках (ecole – во французском, Schule – в немецком, school – в английском); греческое слово имело значение "свободное время, досуг", но заимствованное латинским слово schola уже используется в значении "школа" (Этимологический словарь).

Группа 2.

ЛИСТ № 1.

ДЕСЕРТ -ы; м. Сладкие блюда, фрукты или конфеты, подаваемые в конце обеда. (Толковый словарь)

ДЕСЕРТ. Слово заимствовано в конце XVIII в. из франц. яз., где dessert — производное от desservir «убирать со стола». Десерт буквально — «блюдо, которое подается перед тем, как убрать со стола». (Этимологический словарь).


Группа 3.

ЛИСТ № 1.

Библиоте́ка. Заимствовано в XV веке из латинского языка, где bibliotheca восходит к греческому bibliothēkē, сложению biblion «книга» и thēkē «склад, хранилище». (Этимологический словарь)

БИБЛИОТЕКА, -и; ж. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. (Толковый словарь)




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Группа 1.

ЛИСТ № 2.

БУТЕРБРОД.

1. В каком значении слово пришло в русский язык? _______________________________

_______________________________

2. В каком значении употребляется сейчас?

_______________________________

_______________________________

3. Можно ли это слово заменить другим русским словом (если можно, запишите каким)?

____________________________

4. По какой причине это слово появилось в русском языке?

__________________________________

_______________________________

Группа 2.

ЛИСТ № 2.

КОМПОТ.

1. В каком значении слово пришло в русский язык? ________________________________

________________________________

2. В каком значении употребляется сейчас?

________________________________

_______________________________

3. Можно ли это слово заменить другим русским словом (если можно, запишите каким)?

____________________________

4. По какой причине это слово появилось в русском языке?

__________________________________

___________________________________



Группа 3.

ЛИСТ № 2.

ГАЛСТУК.

1. В каком значении слово пришло в русский язык? ___________________________________

___________________________________

2. В каком значении употребляется сейчас?

___________________________________

___________________________________

3. Можно ли это слово заменить другим русским словом (если можно, запишите каким)?

____________________________

4. По какой причине это слово появилось в русском языке?

_____________________________________

______________________________________




ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


ЛИСТ № 3

Правила оформления

кроссворда

«Язык языку весть подаёт».


  1. Найдите в этимологическом словаре 6-9 заимствованных слов (помните, что в выбранных словах должны встречаться одинаковые буквы!)

  2. На отдельном листе запишите «легенды» выбранных слов. Уточнить значение слова можно по толковому словарю.

  3. Расположите слова на сетке по «правилу кроссворда», пронумеруйте их в соответствии с номерами «легенд».

  4. Перечертите сетку кроссворда, не вписывая слова. Расставьте номера слов в клетках начала каждого слова.

  5. Вырежете сетку кроссворда, приклейте её на лист основы. Сверху на листе напишите название кроссворда «Язык языку весть подаёт». Лист красиво и аккуратно оформите.




ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

БИЛЕТ на ВЫХОД

  1. Какой факт показался тебе неожиданным, интересным на сегодняшнем уроке?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Во время выполнения какого задания ты проявил(а) наибольшую активность?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ 6.


ЛИСТ № 4


Как узнать заимствованные слова?


  • они начинаются с гласных А, Э (эрудиция, ансамбль);

  • в таких словах есть буква Ф (кроме филина);

  • в корне есть сочетания ХЕ, КЕ, ГЕ, КГ, КЗ, КД, ГБ (макет, схема, анекдот);

  • в корнях есть сочетания ПЮ, ВЮ, БЮ, МЮ, КЮ, ЛЮ (пюре, бюро, мюсли);

  • в корне соседствуют две гласных ИУ, ИЕ, ЕА, УЭ (дуэль, театр, силуэт);

  • в корне есть удвоенная согласная СС, РР, ЛЛ, НН (вилла, ванна, касса, территория);

  • такие слова не склоняются (жюри, пальто, кашпо, такси, шасси);





Группа 1.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА:


адрес вокзал кот

подарок аллея пёс

дом кафе люстра

солнце камень эффект



Группа 3.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА:


медведь трава терраса

искусство краска город

ворон экран форма

очки мюсли друг


Группа 2.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА:


электрик футболка стол

погода природа кассета

аромат металл стул

метро волк дерево





13





Полный текст материала Конспект урока родного русского языка "Язык языку весть подаёт"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нажиганова Лариса Владимировна  Публикатор
02.04.2022 0 5547 358

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК