Конспект урока родного русского языка "Язык языку весть подаёт"; 4 класс
Нижегородская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 8 г. Выксы
Урок по предмету родной язык (русский) в 4 классе
на тему «Язык языку весть подаёт»
Автор-составитель:
Нажиганова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
2021 год
Название (тема) урока |
«Язык языку весть подаёт». Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России имира. Русские слова в языках других народов. |
Решаемая ключевая проблема |
Почему в русском языке появились заимствованные слова? Можно ли обойтись без употребления заимствованных слов? |
Цель урока |
Учить использовать собственный словарный запас для свободного выражениямыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. |
Целевая группа(класс, возраст) |
4 класс, 10-11 лет |
Основная идея урока |
В русском языке огромное количество слов, заимствованных из других языков. Необходимо показать учащимся, что использование таких слов в речидолжно быть оправданным. |
Тезисы, особенно ярко раскрывающие особенности урока |
В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных и кооперативных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию собеседника, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Креативность проявляется при оформлении кроссворда «Язык языку весть подаёт» Критическое мышление проявляется при отборе слов для кроссворда и формулировке «легенды» загаданных слов. Работа организуется в трех группах по 6-7 человек. Группы формируются до начала урока.
|
Задачи урока:
Обогатить словарный запас четвероклассников.
Расширить опыт работы со словарями.
Развить опыт составления «легенды» слова для кроссвордовс опорой на статью словаря в ситуации групповой работы.
Развить умение координировать свои действия с действиями одноклассников.
Развить умение создавать собственный творческий замысел и предложенные другими участниками группы идеи.
Связь с учебной программой:
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря.
Оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор).
Выражать собственное мнение и аргументировать его.Составлять «легенду» (описание) слова.
Связь с учебными предметами: русский язык, литературное чтение, ИЗО.
Используемые технологии, методики,
приёмы, техники, упражнения:
технология 4К, приёмы «Линеечка», «Билет на выход»
Ресурсы:
Учебник «Родной русский язык. 4 класс» [О. М. Александрова и др.]
Этимологические словари. Толковые словари.
Раздаточный материал (см. ПРИЛОЖЕНИЯ).
Ручки, цветные карандаши (фломастеры), ножницы, клей.
Презентация.
Критерии оценки:
Понимание структуры словарной статьи.
Определение особенности происхождения того или иного слова.
Узнавание слова по его значению.
Конструктивность взаимодействия внутри группы.
Аргументированность собственной позиции, точность и ясность высказывания.
Оригинальность творческого замысла и его реализации.
Качество и количество поисковых вопросов и предположений в процессе обсуждения.
Ход урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПОДСКАЗКА № 1 . Вспомните, о чём будет идти речь на уроке? Начните свой вопрос словом ЗАЧЕМ или ПОЧЕМУ. |
ПОДСКАЗКА № 2. В данные вопросительные предложения вставь подходящие слова: Почему в _________ язык приходят _________ из _________ языков? Можно ли _______ без ________ слов? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Группа 1. ЛИСТ № 1. ШКОЛА -ы; ж. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. (Толковый словарь) ШКОЛА.
Это слово восходит к древнегреческой
основе, которая оставила след почти
во всех европейских языках (ecole – во
французском, Schule – в немецком, school –
в английском); греческое слово имело
значение "свободное время, досуг",
но заимствованное латинским слово
schola уже используется в значении
"школа" (Этимологический словарь). |
Группа 2. ЛИСТ № 1. ДЕСЕРТ -ы; м. Сладкие блюда, фрукты или конфеты, подаваемые в конце обеда. (Толковый словарь) ДЕСЕРТ.
Слово заимствовано в конце XVIII в. из
франц. яз., где dessert — производное от
desservir «убирать со стола». Десерт
буквально — «блюдо, которое подается
перед тем, как убрать со стола».
(Этимологический словарь). |
Группа 3. ЛИСТ № 1. Библиоте́ка. Заимствовано в XV веке из латинского языка, где bibliotheca восходит к греческому bibliothēkē, сложению biblion «книга» и thēkē «склад, хранилище». (Этимологический словарь) БИБЛИОТЕКА, -и; ж. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. (Толковый словарь) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Группа 1. ЛИСТ № 2. БУТЕРБРОД. 1. В каком значении слово пришло в русский язык? _______________________________ _______________________________ 2. В каком значении употребляется сейчас? _______________________________ _______________________________ 3. Можно ли это слово заменить другим русским словом (если можно, запишите каким)? ____________________________ 4. По какой причине это слово появилось в русском языке? __________________________________ _______________________________ |
Группа 2. ЛИСТ № 2. КОМПОТ. 1. В каком значении слово пришло в русский язык? ________________________________ ________________________________ 2. В каком значении употребляется сейчас? ________________________________ _______________________________ 3. Можно ли это слово заменить другим русским словом (если можно, запишите каким)? ____________________________ 4. По какой причине это слово появилось в русском языке? __________________________________ ___________________________________ |
Группа 3. ЛИСТ № 2. ГАЛСТУК. 1. В каком значении слово пришло в русский язык? ___________________________________ ___________________________________ 2. В каком значении употребляется сейчас? ___________________________________ ___________________________________ 3. Можно ли это слово заменить другим русским словом (если можно, запишите каким)? ____________________________ 4. По какой причине это слово появилось в русском языке? _____________________________________ ______________________________________ |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ЛИСТ № 3 Правила оформления кроссворда «Язык языку весть подаёт».
Найдите в этимологическом словаре 6-9 заимствованных слов (помните, что в выбранных словах должны встречаться одинаковые буквы!) На отдельном листе запишите «легенды» выбранных слов. Уточнить значение слова можно по толковому словарю. Расположите слова на сетке по «правилу кроссворда», пронумеруйте их в соответствии с номерами «легенд». Перечертите сетку кроссворда, не вписывая слова. Расставьте номера слов в клетках начала каждого слова. Вырежете сетку кроссворда, приклейте её на лист основы. Сверху на листе напишите название кроссворда «Язык языку весть подаёт». Лист красиво и аккуратно оформите.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
БИЛЕТ на ВЫХОД Какой факт показался тебе неожиданным, интересным на сегодняшнем уроке? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Во время выполнения какого задания ты проявил(а) наибольшую активность? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ЛИСТ № 4
Как узнать заимствованные слова?
они начинаются с гласных А, Э (эрудиция, ансамбль); в таких словах есть буква Ф (кроме филина); в корне есть сочетания ХЕ, КЕ, ГЕ, КГ, КЗ, КД, ГБ (макет, схема, анекдот); в корнях есть сочетания ПЮ, ВЮ, БЮ, МЮ, КЮ, ЛЮ (пюре, бюро, мюсли); в корне соседствуют две гласных ИУ, ИЕ, ЕА, УЭ (дуэль, театр, силуэт); в корне есть удвоенная согласная СС, РР, ЛЛ, НН (вилла, ванна, касса, территория); такие слова не склоняются (жюри, пальто, кашпо, такси, шасси);
|
Группа 1. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА:
адрес вокзал кот подарок аллея пёс дом кафе люстра солнце камень эффект
|
Группа 3. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА:
медведь трава терраса искусство краска город ворон экран форма очки мюсли друг |
Группа 2. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА:
электрик футболка стол погода природа кассета аромат металл стул метро волк дерево
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нажиганова Лариса Владимировна
→ Публикатор 02.04.2022 0 5351 358 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы