Рабочая программа по русскому языку; 1 класс
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI », утверждена Министерством образования и науки РФ. Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебные пособия:
Рабочая тетрадь «Пропись» в 3 частях, авторы: М. М. Безруких, М.И. Кузнецова: издательство Вентана-Граф – 2017
Учебник «Русский язык», авторы: С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, издательство Вентана – Граф – 2017
Рабочая тетрадь «Русский язык» в 2 частях, авторы: С.В. Иванов, О. А. Евдокимова, М. И. Кузнецова, издательство Вентана – Граф – 2017
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс русского языка изучается в 1 классе пять часов в неделю. Общий объём учебного времени в 1классе составляет 165 часов( 115 часов – букварный период, 50 часов – русский язык). Во 2-4 классах общий объём учебного времени составляет 170 часов.
Планируемые результаты
1 класс: 2020/2021 учебный год
Личностными результатами являются следующие умения: положительного отношения к школе и процессу обучения; интереса к учебному материалу; знания общепринятых норм поведения в общественных местах и дома; умения оценивать ситуации и поступки на основе их анализа под руководством педагога; осознания причастности к окружающему (обществу, природе); внутренней позиции школьника как субъекта учения;
первоначальных умений оценивать собственные учебные действия, поступки и действия, поступки сверстников; первоначальных умений сотрудничества со взрослым и сверстниками; представления о своей этнической и национальной принадлежности.
Метапредметными результатами являются: принимать в готовом виде учебную задачу и сохранять её, определять цель деятельности на уроке с помощью педагога; проговаривать вслух (затем про себя) последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; высказывать своё предположение, идею, гипотезу при
решении учебной задачи при помощи педагога; осуществлять действия по предложенному педагогом плану; оценивать совместно с педагогом, сверстником результаты своих или чужих действий, вносить соответствующие коррективы, сравнивать цель и результат;
адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками; осуществлять пошаговый контроль своей деятельности по её результату с помощью педагога; предлагать проверку способов решения учебной задачи.
Предметными результатами являются: В результате первого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите, различать гласные и согласные звуки, давать характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный, различать согласные звуки: мягкие и твердые, глухие и звонкие, определять количество слогов в слове;
различать слово и предложение;
составлять предложение из набора слов;
применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
безошибочно списывать текст объемом 20–25 слов.
писать под диктовку тексты объемом 15–20 слов с учетом изученных правил правописания
2 класс: 2021/2022 учебный год
Личностными результатами являются следующие умения: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами являются: В результате второго года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа содержания рисунка), вопросам, опорным словам;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту;
давать характеристику звуков (в объёме изученного): гласный–согласный, гласный ударный–безударный, согласный твердый–мягкий, парный–непарный, согласный глухой–звонкий, парный–непарный;
выделять корень слова (простые случаи), различать группы однокоренных слов, подбирать родственные (однокоренные) слова к предложенному слову;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание, интонацию;
применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки,
а также:
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
безошибочно списывать текст объемом 40–50 слов;
писать под диктовку тексты объемом 30–40 слов с учетом изученных правил правописания.
3 класс: 2022/2023 учебный год
Личностными результатами являются следующие умения: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации; активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметными результатами являются: В результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;
распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);
распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);
распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
а также:
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголом;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;
безошибочно списывать текст объемом 65–70 слов;
писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания
4 класс: 2023/2024 учебный год
Личностными результатами являются следующие умения: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение "договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами являются: В результате четвертого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать адекватные языковые и неязыковые средства;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью средств ИКТ;
определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —
безударные; согласные твердые — мягкие, парные — непарные, твердые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного);
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;
определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, приставка, суффикс), соотносить состав слова с представленной схемой его строения;
определять грамматические признаки имен существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имен прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
распознавать глаголы, находить неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов — время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;
распознавать наречия как часть речи, понимать их роль и значение в речи;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных признаков;
различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); распознавать предложения с однородными членами;
применять ранее изученные правила правописания:
• раздельное написание слов;
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том
числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре
учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках
и суффиксах;
• разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ);
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия,
-ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
• мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объеме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля;
безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов с учетом изученных правил правописания.
Фонетика и графика.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в объёме орфоэпического словаря учебника). Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи). Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоционально-оценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
употребление разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголами;
раздельное написание предлогов.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
написание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
написание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
раздельное написание частицы не с глаголами;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся;
написание безударных личных окончаний глаголов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
В результате изучения курса русского языка выпускник
научится:
1 класс: 2020/2021 учебный год
все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
гласные ударные и безударные;
твёрдые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
звонкие и глухие согласные звуки;
правила переноса слов;
названия букв русского алфавита.
2 класс: 2021/2022 учебный год
знать последовательность букв в русском алфавите;
правильно называть все буквы;
правильно называть звуки, которые буквы обозначают;
знать, что в алфавите есть гласные и согласные.
гласные второго ряда могут обозначать два звука;
определять ударение в слове и ставить над ударной гласной соответствующий знак.
3 класс: 2022/2023 учебный год
названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
4 класс: 2023/2024 учебный год
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
Самостоятельно озаглавливать текст;
Составлять план текста;
Сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
В результате изучения курса русского языка выпускник
получит возможность научиться:
1 класс: 2020/2021 учебный год
различать гласные и согласные звуки;
различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь
различать звонкие и глухие согласные звуки;
вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги,
определять количество слогов, определять место ударения в слове;
применять правило правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН;
находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.
2 класс: 2021/2022 учебный год
делить слово на слоги;
писать буквы разборчиво, отступать нужное количество строк;
знать красную строку, не заходить за поля;
писать диктанты из 45 слов и выполнять к ним задание;
уметь обозначать мягкость согласных при письме с помощью гласных звуков и мягкого знака;
уметь употреблять разделительные твёрдый и мягкий знаки;
писать каждое предложение с заглавной буквы, а в конце него не забывать ставить соответствующий знак — точку, восклицательный или вопросительный;
знать, что имена существительные делятся на собственные и нарицательные; нарицательные пишутся с маленькой буквы, а собственные с заглавной;
определять одушевлённые и неодушевлённые существительные, подставив вопрос кто? или что?;
определять единственное и множественное число существительных, прилагательных и глаголов — знать их;
в предложении уметь определять основу: подлежащее и сказуемое, верно подчёркивать их;
уметь составлять из отдельных слов предложение. В усложнённом варианте — из многих слов два, три предложения;
с помощью вопросов устанавливать связь слов в предложении;
знать, что такое предлоги и писать их отдельно от слов;
знать, что такое родственные слова и находить в них корень;
определять тему текста и уметь его озаглавливать;
сплошной текст уметь разделить на законченные предложения;
легко устанавливать связь между частями текста, восстанавливать деформированный текст (с пропущенными словами, перепутанными предложениями);
самостоятельно составлять текст на заданную тематику из трёх-пяти предложений;
выучить основные слова с удвоенными согласными;
выучить словарные слова для второго класса.
а — алфавит, апрель,
писать жи-ши с буквой и, ча-ща — с буквой а, чу-щу — с буквой у;
не ставить мягкий знак в чк, чт, чн;
уметь проверять безударную гласную в корне слова, меняя слово так, чтобы безударная гласная попала под ударение;
правильно писать согласные в конце слов, проверяя их;
уметь делать фонетический разбор слова.
3 класс: 2022/2023 учебный год
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1—3 классов;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить',
производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс).
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, надеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;, изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам; интонационно правильно произносить предложения.
определять вид предложений по цели высказывания и интонации; вычленять в предложении основу и словосочетания; производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
4 класс: 2023/2024 учебный год
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико - графического (звукобуквенного) разбора слов;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
различать простые и сложные предложения;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование и рассуждение:
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями общения;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Содержание учебного предмета
1 класс: 2020/2021 учебный год
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление количества и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Определение места ударения в слове.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости–мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение
Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: составление предложения из заданных форм слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
написание сочетаний жи, ши, ча, ща (в положении под ударением), чу, щу;
написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия
Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Слог: выделение в слове ударного слога и определение количества слогов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника).
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Восстановление деформированных предложений.
Пунктуация
Знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи
Наблюдения над ситуациями устного общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших устных рассказов по материалам собственных игр, занятий, наблюдений
2 класс: 2021/2022 учебный год
Фонетика и графика
Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков.
Разделительный мягкий (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука. Деление слов на слоги (без стечения согласных).
Использование алфавита при работе со словарями.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов (простые случаи). Представление о прямом и переносном значении слова (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Подбор к предложенным словам 1–2 синонимов или антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова.
Морфология
Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки предметов, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия предметов, – глаголы.
Слово и предложение
Различение предложения, слов. Сравнение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания, изученных в 1 классе:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника).
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).
Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Выражение в тексте законченной мысли.
Последовательность предложений в тексте. Части текста (абзацные отступы). Последовательность частей текста.
3 класс: 2022/2023 учебный год
Фонетика и графика
Различение звуков русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объеме изученного).
Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.
Лексика
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.
Состав слова (морфемика)
Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.
Морфология
Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.
Синтаксис
Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.
Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголами;
раздельное написание предлогов;
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
4 класс: 2023/2024 учебный год
Фонетика и графика
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в объёме орфоэпического словаря учебника). Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи). Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоционально-оценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
употребление разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголами;
раздельное написание предлогов.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
написание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
написание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
раздельное написание частицы не с глаголами;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся;
написание безударных личных окончаний глаголов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Тематическое планирование
1 класс: 2020/2021 учебный год
5 часов в неделю, всего 165 ч
№ |
Темы |
Количество часов |
1 |
Букварный период |
115 |
2 |
Слово и предложение |
2 |
3 |
Звуки и буквы |
3 |
4 |
Слоги |
2 |
5 |
Гласные звуки |
2 |
6 |
Согласные звуки |
2 |
7 |
Перенос слов |
2 |
8 |
Ударение |
2 |
9 |
Большая буква |
2 |
10 |
Русская азбука, или алфавит |
2 |
11 |
Твердые и мягкие согласные звуки |
4 |
12 |
Шипящие согласные звуки |
4 |
13 |
Звонкие и глухие согласные звуки |
2 |
14 |
Парные согласные звуки в конце слова |
3 |
15 |
Части речи |
4 |
16 |
Предлоги |
2 |
17 |
Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные |
3 |
18 |
Текст |
4 |
ИТОГО: 165ч |
2 класс: 2021/2022 учебный год
5 часов в неделю, всего 170 ч
№ |
Темы |
Количество часов |
1 |
Предложение |
7 |
3 |
Слово, звуки и буквы |
7 |
4 |
Ударные и безударные слоги |
8 |
5 |
Имена собственные |
8 |
6 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
14 |
7 |
Разделительные Ь и Ъ |
8 |
8 |
Слова с жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн |
8 |
9 |
Текст |
7 |
10 |
Виды предложений |
4 |
11 |
Имя существительное |
9 |
12 |
Глагол |
8 |
13 |
Звонкие и глухие согласные звуки |
14 |
14 |
Имя прилагательное |
13 |
15 |
Корень слова. Однокоренные слова |
7 |
16 |
Предлоги |
8 |
17 |
Изменение имен существительных по вопросам |
3 |
18 |
Безударные гласные |
14 |
19 |
Речь |
14 |
20 |
Повторение |
9 |
ИТОГО: 170ч |
3 класс: 2022/2023 учебный год
5 часов в неделю, всего 170 ч
№ |
Темы |
Количество часов |
1 |
Предложение. Члены предложения |
13 |
2 |
Состав слова. Корень |
5 |
3 |
Состав слова. Корень и суффикс |
8 |
4 |
Состав слова. Приставка. |
6 |
5 |
Состав слова. Приставка и предлог. |
4 |
6 |
Состав слова. Окончание. |
5 |
7 |
Состав слова. Основа. |
6 |
8 |
Слова с двойными согласными. |
4 |
9 |
Сложные слова. |
4 |
10 |
Парные согласные звуки в середине слова. |
11 |
11 |
Слова с непроизносимыми согласными. |
7 |
12 |
Словоизменение и словообразование. |
5 |
13 |
Изменение имён существительных по падежам. |
5 |
14 |
Три склонения имён существительных. |
8 |
15 |
Первое склонение имён существительных. |
14 |
16 |
Множественное число имен существительных первого склонения. |
4 |
17 |
Второе склонение имен существительных. |
10 |
18 |
Второе склонение имен существительных мужского рода на –й. |
4 |
19 |
Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. |
4 |
20 |
Второстепенный член предложения – дополнение. |
2 |
21 |
Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. |
4 |
22 |
Второе склонение имен существительных среднего рода. |
4 |
23 |
Второстепенный член предложения – определение. |
5 |
24 |
Однородные члены предложения. |
3 |
25 |
Соединительные союзы И, ДА. Запятая при однородных членах предложения |
3 |
26 |
Третье склонение имен существительных. |
3 |
27 |
Множественное число имен существительных 3 склонения. |
4 |
28 |
Ь на конце имен существительных 3 склонения. |
4 |
29 |
Имя числительное. |
3 |
30 |
Текст. |
4 |
ИТОГО: 170ч. |
4 класс: 2023/2024 учебный год
5 часов в неделю, всего 170 ч
№ |
Темы |
Количество часов |
1 |
Сложное предложение |
3 |
2 |
Союзы в сложных предложениях |
4 |
3 |
Местоимения. Общее понятие |
2 |
4 |
Личное местоимение |
3 |
5 |
Склонение личных местоимений |
5 |
6 |
Предлоги перед местоимениями |
2 |
7 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
5 |
8 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
7 |
9 |
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
9 |
10 |
Неопределённая форма глагола |
6 |
11 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
3 |
12 |
Первое и второе спряжение глаголов |
12 |
13 |
Правописание безударных окончаний глаголов |
7 |
14 |
Наречие |
3 |
15 |
Значение наречий |
4 |
16 |
Образование наречий |
4 |
17 |
Правописание наречий |
5 |
18 |
Второстепенные члены предложений |
10 |
19 |
Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы |
7 |
20 |
Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы |
4 |
21 |
Склонение прилагательных во множественном числе |
3 |
22 |
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
5 |
23 |
Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы |
5 |
24 |
Склонение прилагательных во множественном числе |
3 |
25 |
Образование прилагательных |
3 |
26 |
Правописание глаголов суффиксом –ся(-сь) |
3 |
27 |
Правописание мягкого знака в неопределённой форме и в 3-м лице |
6 |
28 |
Простое и сложное предложение |
7 |
29 |
Речь |
8 |
30 |
Резерв |
20 |
ИТОГО: 170ч. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валентина Филиппова
→ Публикатор 06.06.2022 0 662 78 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.