Конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенной гласной"; 3 класс
МБОУ СОМШ № 44 имени В. Кудзоева
Урок русского языка в 3 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Пруцкова О. П.
2021 год
Тема урока: Правописание слов с удвоенной согласной.
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием слов с удвоенной согласной.
Задачи урока:
-
Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание и учить определять, в какой части слова находится удвоенная согласная;
-
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
-
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник “Русский язык. 3 класс.” Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий ; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся.
Контингент участников: учащиеся 3-го класса
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
Личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметных результатов:
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
Предметных результатов:
- Овладевают изучаемыми нормами русского языка;
- сравнивают, классифицируют слова по составу;
- разбирают слова по составу;
- имеют представление о многообразии норм языка;
- различают орфографические и грамматические нормы;
- знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Здравствуйте. Сегодняшний урок я предлагаю провести под девизом: С маленькой удачи Начинается успех -Как вы думаете почему я выбрала именно такие слова? (из маленьких побед складывается наш багаж знаний). Восточная мудрость гласит:
Приобретать знания – храбрость. Приумножать – мудрость. А умело применять – искусство!
- чтобы определиться с темой урока вам придется опираться, применять собственные знания. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость - формирование умения слушать и слышать
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Определение темы урока: -Запишем число (14 ноября) и классная работа. Сразу проверяем осанку, поправляем тетрадь. Дайте характеристику первому звуку в числительном. (звук [ч* ] – согласный, глухой, непарный, всегда мягкий) -В каком слове звуков больше ,чем букв? (ноября – 6 букв, 7 звуков). Почему? (Йотированная Я стоит после гласной и обозначает 2 звука; четырнадцатое - йотированная е тоже стоит после гласной и тоже обозначает 2 звука) -Да, но в этом слове есть непроизносимая согласная [ч*э т ы р н а ц а т о й*э ] . поэтому количество букв и звуков уравновешивается. - В слове КЛАССНАЯ тоже есть йотированная гласная и она тоже стоит после гласной, значит звуков больше? -Запишем транскрипцию слова [к л а с н а й* а ] 8 букв, 8 звуков - что усложнило подсчёт звуков и букв? (то, что в слове есть удвоенные согласные)
- сегодня мы и будем заниматься изучением написания слов, когда мы слышим долгий согласный звук.
- Сформулируйте тему урока (Правописание удвоенных согласных в словах) запись темы в тетрадь
- Какие цели можем перед собой поставить? (Научиться писать слова с удвоенными согласными; понять почему в словах пишутся удвоенные согласные?)
- С первым шагом мы определились. Подошли к теме и поставили цели. Обозначьте в маршрутных листах ваши ощущения.
|
Вспоминают правила значимых частей слова. Находят лишнее слово (орфограмма), объясняют, что это такое и вспоминают правила написания орфограмм в корне слова. Развивают графическую зоркость. Формулируют задание. Выполняют его, работая в парах. Разгадав кроссворд, формулируют тему урока.
Формулируют цели урока. |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Теперь попробуем изучить тему, исходя из знаний, которые мы уже имеем. -Скажите нам уже встречались слова с этой орфограммой? (Да, в словаре) -Вспомните эти слова. (Аккуратный, килограмм, коллектив, коллекция, Россия, суббота, шоссе.) -Запишем словарь только слова, которые выучили в 3 классе:
- Как проверить написание этих слов? - Делаем первый вывод: правописание слов с удвоенной согласной нужно запоминать или проверить по орфографическому словарю.
- Итак, теперь мы знаем, что написание слов с удвоенными согласными нужно запомнить или проверить по орфографическому словарю. Попробуем теперь понять почему в одних словах пишутся удвоенные согласные, а в других – нет.
-Определим, в какой части слова находятся удвоенные согласные, для этого разберём слова по составу.
-Где находятся удвоенные? -Дежурный по словарю сегодня… Ознакомь нас с толкованием этих слов. Что вы заметили (Все слова иностранного происхождения)
-Делаем вывод: удвоенные согласные встречаются в корне слов иностранного происхождения.
-Проведём исследование дальше. Игра «Конструктор». Работаем в группах. Когда группа выполняет задание, показывает смайлик. -Проверим по эталону
-Что вы заметили в словах из первой таблицы, где находятся удвоенные согласные? (Где соединяется приставка и корень) -Где появились удвоенные в словах второй таблицы? (Где соединяется корень и суффикс)
-Итак делаем вывод: удвоенные согласные встречаются при соединении корня и суффикса; приставки и корня. -Ещё говорят на стыке…
-Отметьте в маршрутных листах как вы справлялись с заданием
-Ещё раз повторим и запомним случаи написания удвоенной согласной. На странице 123 учебника.
|
Совместно с учителем составляют план урока. Знакомятся с карточкой – помощником. Выполняют словообразовательный разбор слов и приходят к выводу о том, что удвоенные согласные могут быть в корне и на стыке приставки
Работа в группах
|
Регулятивные: - целеполагание. Познавательные: - самостоятельное выделение учебной цели и способ решения проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться приходить к общему решению |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Выполнение задания коллективно Стр. 122 упр. 236 - Прочитайте слова а алфавитном порядке. - Распределите в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.
͡ ̚ ͡ ͡ ˄ перрон беззвездный картинный ванна ввозить матросский шоссе рассказать осинник аккуратный ссора суффикс коллектив
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Напомните, как на слух можно понять, что пишутся удвоенные согласные? (слышим долгий звук) Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс. Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп.
- Как вы определяли, где удвоенная согласная? -(удвоенные обозначаются более длинным , долгим звуком) - Садитесь. Давайте и глазкам дадим отдых. Глазки видят всё вокруг,
|
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы. Распределяют слова в три столбика, в зависимости от места в слове удвоенной согласной.
Выполнение задания коллективно Стр. 122 упр. 235
|
Р – принимают и сохраняют цель, учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий
К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Пр. – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют необходимую информацию.
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации. |
3.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации. - Предлагаю вам самостоятельную работу с выбором задания по уровням.
1 уровень : рабочая тетрадь стр. 65 упр. 164
2 уровень: замените данные толкования словами, которые имеют удвоенные согласные. Запишите их в тетрадь. Определи, в какой части слова стоит удвоенная согласная. а) Солёная вода для засолки овощей. б) Собрание картин или камней. в) Художественное произведение небольшого размера. г) Шестой день недели.
3 уровень: восстановить деформированные предложения, записать в тетрадь и обозначить изучаемую орфограмму. Инна, рассказ, длинный, читает. ребята, группа, собирает, листья, осенней, коллекции, для. - Работы будут мною проверены и выставлены оценки. |
Выполняют коллективно упражнение, позволяющее вспомнить, в каких случаях встречаются удвоенные согласные.
Выполняют самостоятельную работу с применением уровневой дифференциации. |
Пр. – имеют представление о многообразии норм языка, различают орфографические и грамматические нормы, знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Достигли ли вы поставленной цели? - Какое задание помогло вам в этом?
-Посмотрите в листы самооценки и исходя из своих собственных ощущений продолжите предложения.
-Закрываем тетради, вкладываем маршрутные листы в тетради. -работы будут мною проверены и выставлены отметки. |
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
|
Регулятивные: - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Стр. 65 , упр. 162 и правило по карточке – помощнице - Что вы должны помнить при выполнении домашней работы?
|
|
Р – принимают учебное |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пруцкова Оксана Петровна
→ Публикатор 24.09.2022 0 1390 82 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы