Конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенной гласной"; 3 класс


МБОУ СОМШ № 44 имени В. Кудзоева

 

Урок русского языка в 3 классе

 

 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пруцкова О. П.

 2021 год

 

 

Тема урока: Правописание слов с удвоенной согласной.

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием слов с удвоенной согласной.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание и учить определять, в какой части слова находится удвоенная согласная;

  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник “Русский язык. 3 класс.” Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий ; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся.

Контингент участников: учащиеся 3-го класса

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

Личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 

Метапредметных результатов:

 

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

 

Предметных результатов:

- Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

- сравнивают, классифицируют слова по составу;

- разбирают слова по составу;

- имеют представление о многообразии норм языка;

- различают орфографические и грамматические нормы;

- знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодняшний урок я предлагаю провести под девизом: С маленькой удачи

Начинается успех

-Как вы думаете почему я выбрала именно такие слова?

(из маленьких побед складывается наш багаж знаний).

Восточная мудрость гласит:

 

Приобретать знания – храбрость.

Приумножать – мудрость.

А умело применять – искусство!

 

- чтобы определиться с темой урока вам придется опираться, применять собственные знания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
 

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя.
Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать

 

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы.

1. Определение темы урока:

-Запишем число (14 ноября) и классная работа. Сразу проверяем осанку, поправляем тетрадь.

Дайте характеристику первому звуку в числительном.

(звук [ч* ] – согласный, глухой, непарный, всегда мягкий)

-В каком слове звуков больше ,чем букв?

(ноября – 6 букв, 7 звуков). Почему?

(Йотированная Я стоит после гласной и обозначает 2 звука; четырнадцатое - йотированная е тоже стоит после гласной и тоже обозначает 2 звука)

-Да, но в этом слове есть непроизносимая согласная [ч*э т ы р н а ц а т о й*э ] . поэтому количество букв и звуков уравновешивается.

- В слове КЛАССНАЯ тоже есть йотированная гласная и она тоже стоит после гласной, значит звуков больше?

-Запишем транскрипцию слова

[к л а с н а й* а ] 8 букв, 8 звуков

- что усложнило подсчёт звуков и букв?

(то, что в слове есть удвоенные согласные)

 

- сегодня мы и будем заниматься изучением написания слов, когда мы слышим долгий согласный звук.

 

- Сформулируйте тему урока

(Правописание удвоенных согласных в словах) запись темы в тетрадь

 

- Какие цели можем перед собой поставить?

(Научиться писать слова с удвоенными согласными; понять почему в словах пишутся удвоенные согласные?)

 

- С первым шагом мы определились. Подошли к теме и поставили цели. Обозначьте в маршрутных листах ваши ощущения.

 

 

Вспоминают правила значимых частей слова. Находят лишнее слово (орфограмма), объясняют, что это такое и вспоминают правила написания орфограмм в корне слова. Развивают графическую зоркость. Формулируют задание. Выполняют его, работая в парах. Разгадав кроссворд, формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цели урока.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

 

  1. Наблюдения – исследования.

- Теперь попробуем изучить тему, исходя из знаний, которые мы уже имеем.

-Скажите нам уже встречались слова с этой орфограммой?

(Да, в словаре)

-Вспомните эти слова.

(Аккуратный, килограмм, коллектив, коллекция, Россия, суббота, шоссе.)

-Запишем словарь только слова, которые выучили в 3 классе:

 

 

 

- Как проверить написание этих слов?

- Делаем первый вывод: правописание слов с удвоенной согласной нужно запоминать или проверить по орфографическому словарю.

 

- Итак, теперь мы знаем, что написание слов с удвоенными согласными нужно запомнить или проверить по орфографическому словарю. Попробуем теперь понять почему в одних словах пишутся удвоенные согласные, а в других – нет.

 

-Определим, в какой части слова находятся удвоенные согласные, для этого разберём слова по составу.

 

-Где находятся удвоенные?

-Дежурный по словарю сегодня… Ознакомь нас с толкованием этих слов. Что вы заметили

(Все слова иностранного происхождения)

 

-Делаем вывод: удвоенные согласные встречаются в корне слов иностранного происхождения.

 

-Проведём исследование дальше. Игра «Конструктор». Работаем в группах.

Когда группа выполняет задание, показывает смайлик.

-Проверим по эталону

 

 

 

 

 

 

 

слово

расклевал

солить

 

сон

рассол

подбежал

держи

шубка

парта

поддержка

отбежал

стер

 

лом

оттёр

 

 

 

 

 

слово

длина

звёздный

звёздный

длинный

картина

голодный

голодный

картинный

камень

лесная

лесная

каменный

 

-Что вы заметили в словах из первой таблицы, где находятся удвоенные согласные?

(Где соединяется приставка и корень)

-Где появились удвоенные в словах второй таблицы?

(Где соединяется корень и суффикс)

 

-Итак делаем вывод: удвоенные согласные встречаются при соединении корня и суффикса; приставки и корня.

-Ещё говорят на стыке…

 

 

 

 

 

-Отметьте в маршрутных листах как вы справлялись с заданием

 

Удвоенные согласные

встречаются…

Примеры

 

  1. В корне слова

 

класс, сумма, группа

  1. На стыке приставки и корня

 

рассказ

  1. На стыке корня и суффикса

 

осинник

 

-Ещё раз повторим и запомним случаи написания удвоенной согласной. На странице 123 учебника.

 

 

 

Совместно с учителем составляют план урока.

Знакомятся с карточкой – помощником.

Выполняют словообразовательный разбор слов и приходят к выводу о том, что удвоенные согласные могут быть в корне и на стыке приставки
и корня, корня и суффикса. Предлагают свои формулировки цели учебной деятельности на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- самостоятельное выделение учебной цели и способ решения проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению

  1. Объяснение нового материала. Первичное закрепление во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

  1. Работа по учебнику.

Выполнение задания коллективно

Стр. 122 упр. 236

- Прочитайте слова а алфавитном порядке.

- Распределите в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.

 

 

 

 

͡ ̚ ͡ ͡ ˄

перрон беззвездный картинный

ванна ввозить матросский

шоссе рассказать осинник

аккуратный ссора

суффикс

коллектив

 

 

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Напомните, как на слух можно понять, что пишутся удвоенные согласные?

(слышим долгий звук)

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна? 

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы. 

Кто получит низкий балл, 

Не придёт на школьный бал.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну. 

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс. 

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора. 

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

 

- Как вы определяли, где удвоенная согласная?

-(удвоенные обозначаются более длинным , долгим звуком)

- Садитесь. Давайте и глазкам дадим отдых.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

 

 

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы. Распределяют слова в три столбика, в зависимости от места в слове удвоенной согласной.

 

 

 

Выполнение задания коллективно

Стр. 122 упр. 235

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р – принимают и сохраняют цель, учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

 

П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий

 

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Пр. – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют необходимую информацию.

 

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

 

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

 

3.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

- Предлагаю вам самостоятельную работу с выбором задания по уровням.

 

1 уровень : рабочая тетрадь стр. 65 упр. 164

 

2 уровень: замените данные толкования словами, которые имеют удвоенные согласные. Запишите их в тетрадь. Определи, в какой части слова стоит удвоенная согласная.

а) Солёная вода для засолки овощей.

б) Собрание картин или камней.

в) Художественное произведение небольшого размера.

г) Шестой день недели.

 

3 уровень: восстановить деформированные предложения, записать в тетрадь и обозначить изучаемую орфограмму.

Инна, рассказ, длинный, читает.

ребята, группа, собирает, листья, осенней, коллекции, для.

- Работы будут мною проверены и выставлены оценки.

 

 

 

 

 

Выполняют коллективно упражнение, позволяющее вспомнить, в каких случаях встречаются удвоенные согласные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу с применением уровневой дифференциации.

 

Пр. – имеют представление о многообразии норм языка, различают орфографические и грамматические нормы, знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

 

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

 

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Какое задание помогло вам в этом?

 

 

 

 

-Посмотрите в листы самооценки и исходя из своих собственных ощущений продолжите предложения.

 

-Закрываем тетради, вкладываем маршрутные листы в тетради.

-работы будут мною проверены и выставлены отметки.

 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

 

Регулятивные:

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

  1. Домашнее задание

Стр. 65 , упр. 162 и правило по карточке – помощнице

- Что вы должны помнить при выполнении домашней работы?

 

 

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

 

4

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенной гласной"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пруцкова Оксана Петровна  Публикатор
24.09.2022 0 974 72

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК