Конспект урока русского языка "Антонимы"; 3 класс


Урок русского языка в 3 классе составила и провела
учитель начальных классов Дубкова С.А.
Тема урока: Антонимы

Цель урока:

 

Деятельностная: создать условия для формирования представлений о словах с противоположным значением.

Содержательная: выявить значение антонимов в устной и письменной речи. Формировать умение правильно употреблять антонимы в речи, выяснять их роль.

Задачи:

Предметные: формировать умение распознавать слова с противоположным значением, тренироваться в подборе анатомических пар, формировать умение использовать антонимы в речи.
Метапредметные
Познавательные:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;
- умение делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи

Коммуникативные:
- самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения.

Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему урока;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;
- оценивать результаты собственной деятельности

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;
- осознавать собственные достижения при изучении темы


 

Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок построения системы знаний.


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока

1.Мотивационный настрой. 1 мин.
Мы дружные? (Мы дружные!)
Мы смелые? (Мы смелые!)
Мы старательные? (Мы старательные!)
Мы внимательные? (Мы внимательные!)
Мы хорошо учимся? (
Мы хорошо учимся.И всё у нас получится!)

Слайд 1

 

- Я предлагаю наш урок начать словами знаменитого писателя
Константина Георгиевича Паустовского

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык!»

  • - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Русский язык содержит много тайн.Мы на уроке открываем эти тайны)

- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы продолжите открывать тайны русского языка.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.7 мин.
Каллиграфическая минутка. Словарная работа.    
Прописывание сочетания чт.
-На что обратить внимание?(на высоту букв, линии под наклоном – параллельны друг другу.

- Вы что вы ещё обратили внимание? (что сочетание чт, как и сочетания чк, чн, нч, нщ пишется без мягкого знака)

-  Я назову значение, а вы скажете какое слово, я имею в виду.

- Созданное в воображении, мысленно представленное – мечта (словарное слово).

Запись слова (учитель на доске), обозначение орфограммы - транскрипция слова мечта самостоятельно.

Проверка: (ученик выполняет запись транскрипции у доски)

Мечта – [м,ич,та]

- Кто попал в ловушку? (буква е)

- Когда буква е имеет звук [и]? (в безударной позиции)

- Какая ещё буква в безударной позиции имеет звук [и]? (буква я)

- Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)
Показ картинки с изображением
меча.

- Какие ассоциации возникли, связанные со словом меч?

(Да, за мечту нужно бороться – но бороться не с кем-то, а со своей ленью, со слабой силой воли, к мечте надо стремиться – иметь багаж знаний)
  Подбор, запись родственных слов, разбор по составу.

Мечта, мечтатель, мечтательница, мечтание,  размечтался.
Выделяют общую часть (
корень)
 

Подбор синонимов к слову мечта.

- Что такое слова синонимы?

- Подберите синонимы к слову мечта.

Мечта – цель, надежда, желание, фантазия.

 

- Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам понадобится для его выполнения? (Умение находить слова с одинаковым значением.)
- Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Что такое синонимы? (Слова, которые имеют близкое значение)

Дети выполняют работу.
1.Сгруппируй слова из двух столбиков с одинаковым значением и соедини их стрелками:

Худой опрятный
храбрый печально
аккуратный тощий
грустно смелый
чёрный белый

- Проверим, что у вас получилось? (хором)
- По какому критерию вы можете себя оценить?(Умению находить синонимы к словам)
- Оцените себя по шкале 1
Выявление места и причины затруднения

  • - Что вызвало затруднение? Какая пара слов осталась неиспользованной? (Чёрный – белый)

- Почему? (Эта пара слов не является синонимами)
-
Почему? (У этих слов разное значение)

-Знаете ли вы как называются эти слова? (АНТОНИМЫ)
- Назовите тему сегодняшнего урока (АНТОНИМЫ)
Внимание на слайд 2
Дополните пословицы:

Проверка по слайду 3

 

3.Постановка учебной задачи. 1 мин

- Какую же учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Вспомним, что такое антонимы, узнаем, для чего нужны антонимы в речи, научимся грамотно применять антонимы в речи.)
- Ну, тогда принимаемся за дело.

4. Реализация поставленной задачи. 10 мин.

Д

КОНТРАСТ

ва ученика отправляются к толковым словарям с заданием найти определение слову

 

 

  • Слайд 4
    - Какие слова называют АНТОНИМАМИ? (Слова, имеющие противоположное значение)

 

- Рассмотрите картинки. Значения каких слов противопоставлены друг другу? (Большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, белое – чёрное)
- Художники на картинах использовали
контрасты.
- Что такое контраст? (Это заимствованное слово пришло к нам из французского языка и означает резко выраженная противоположность.Например:……….)
Сделаем вывод: Для чего же используют антонимы в речи?
(
Антонимы используют для создания контрастов и противопоставлений)

Это важно!!!!
Антонимы объединяются в пары по общему признаку. Антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонет значения: лежебока – труженик (отношение к труду), зима – лето (времена года). Без общего компонента значения антонимов не бывает.
Сравните. Запись на доске:

горячий – холодный
длинный – тяжёлый,
тяжёлый - лёгкий
Найдите лишнюю пару слов (длинный – тяжёлый). Остальные принадлежат к антонимам.

Физкультминутка.

Игра «Хлопай, топай». Услышите слова – антонимы, хлопайте. Услышите слова – синонимы – топайте. Услышите слова, которые не имеют общего компонента значения- не шевелитесь.

Быстрый – медленный, быстрый – скорый, тепло – холодно, охранять – стеречь, грязно - страшно, дивный – чудный, простой – сложный, богач – бедняк, радоваться – веселиться, день – ночь, работа – огород, широкий - узкий

Продолжим работу на бланках.
Прочитайте задание 2. Какое умение понадобится для его выполнения? (Умение подбирать антонимы – противоположные слова)Выполняют работу:

2.Прочитайте предложения. Подбери и запиши антонимы.

Петя поднимается в гору, а Коля …………………...
У Пети тёмные волосы, а у Коли – ………………….
Петя большой, а Коля ……………………..
У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли – ……………..

Слова для справок: спускается, светлые, маленький, лёгкий.

 

- А теперь послушайте, что получилось у Незнайки.
- У Пети тёмные волосы, а у Коли не тёмные. Петя большой, а Коля не большой. У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли не тяжёлый...
- Как «легли» на слух предложения? (
Предложения звучат скучно, неинтересно, непонятно, однообразно)
- Теперь прочитайте, что получилось у вас.
- Какие ваши предложения? (
Яркие, выразительные, интересные, понятные)
-
Что вам помогло? (АНТОНИМЫ)
- По какому критерию вы можете себя оценить? ( По критерию умения подбирать антонимы)
- Оцените себя по критерию 1.

Слайд 5 «О роли антонимов в речи»

Дети самостоятельно из текста на слайде узнают о роли антонимов в речи и знакомятся с примерами из художественной литературы.

Сделаем вывод:
- Для чего используют антонимы в речи? (Для контрастов и противопоставлений)
- Какова роль антонимов в речи? (
Употребление антонимов делает речь более выразительной, образной, яркой, насыщенной, разнообразной)

5. Закрепление знаний. 10 мин.
- Для чего нужны пословицы? (В пословицах заключается народная мудрость. Пословицы кратко и точно передают смысл чего – либо. Например, «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Люди за границей радуются когда встретят русского человека).

- Какова их роль в речи?(Пословицы украшают нашу речь. Это образные выражения. Употребление пословиц в речи говорит о культуре и образованности людей)

- И мы сегодня поработаем с пословицами.

Прочитайте задание 3 и подумайте, какое умение вам необходимо для его выполнения?
(Умение подбирать к словам антонимы)
Выполняют работу.

Подбери антонимы к выделенным словам и закончи пословицы.

Ученье – свет, а неучение - ……………. .
Добро
помни, а зло ……………… .
Новых друзей
наживай, а старых ………………. .

В книге есть вопросы и ……………………. .

Кто хочет много знать, тому надо ………… спать.
Лучше горькая …………., чем сладкая
ложь.
Слова для справок: тьма, правда, не теряй, забывай, мало, ответы,

- Самопроверка по эталону на слайде 6

-Все ли пословицы вам понятны?
Работа по выяснению смысла непонятных пословиц

- Оцените себя.По какому критерию вы можете себя оценить? (Умение подбирать антонимы к словам)
Музыкальная физкультминутка «Капельки»
6. Самостоятельная работа.10 мин.

- Из чего состоят предложения? (Из слов, которые связаны между собой по смыслу).
- Какое умение вам потребуется при выполнении
задания4? (Умение составлять предложения -пословицы.Предложение должно звучать ритмично.)
- Выполните работу (Дети с ОВЗ работают в паре с сильным учеником)

Слова перепутаны. Собери пословицы из слов и запиши её.

Горьким, сладким, калечат, а, лечат

 

Сани, а, летом, зимой, телегу, готовь.
_______________________________________________

Взаимопроверка по эталону на слайде 7

 

- Как понимаете пословицу: Горьким лечат, сладким – калечат. (Злоупотребление сладостями не приносит пользы.Расплачиваться за неправильный образ жизни приходится, употребляя горькие лекарства)

Задание 5 Творческий диктант
Записать недостающее слово.
Готовь сани летом, а телегу ____________
Один брат молчун, а другой __________________
У Алёши хороший характер: он помнит добро и забывает ___________
Те вчера был весел, почему ж сегодня _________________
Корень ученья горек, зато плод его - _______________
Проверка по эталону на
слайде 8

 

Задание 6Работа в парах.
«Составьте пословицу» На каждом столе лежат карточки со словами.Дополните начатое предложение словами с противоположным значением на карточках. Дети, работая в парах складывают пословицу.

 

 

Ласточка день начинает, а соловей - кончает.

Велик телом, да мал делом.

Мир строит, а война разрушает.

Труд всегда даёт, а лень только берёт.

Какое начало, таков и конец.

Лучше пощёчина от друга, чем хлеб от врага.

Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

Язык длинный, а мысли короткие

Велик день для лодыря, а для ударника – мал.

Стар дед, а душа молода.

Смелый там найдёт, где трус потеряет.

Пока молод, не страшен ни жар, ни холод.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Не хитро взять, хитро дать.

.
Задание 7.
Прослушайте стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто Яблоко висело.
Только Конь сказал, что –низко,
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что – близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен тем, что Яблоко мало.
А Цыплёнок тем, что очень тяжело и велико.
А котёнку всё равно:

_Кислое, зачем оно?
- Что, вы? – шепчет Червячок.-
Сладкий у него бочок.

- Запишите, что говорил о яблоке Конь и Мышонок? (высоко – низко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Телёнок и Цыплёнок (тяжело и велико), Котёнок иЧервячок (кислое – сладкое).
- Почему каждый говорил о яблоке по – своему?

 

Творческое задание . 4 мин.
-Какие умения понадобятся? (Умение фантазировать, воображать)
Творческое задание. Закончи рассказ.

Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…

Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
- Какое умение понадобится для его выполнения? (Находить антонимы)

- Дети выполняют задание..

- По какому критерию вы можете себя оценить? ( По критерию умения находить антонимы)
- Оцените себя по критерию 1.

7. Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин.
Вспомним, какие задачи нам сегодня надо было решить. (Вспомнить что такое антонимы, узнать о роли антонимов в речи и научиться грамотно употреблять антонимы в речи)

Подведи итог: поставь + или -
Я знаю, что такое АНТОНИМЫ …………….
Я умею подбирать АНТОНИМЫ к словам……………..
Я умею находить АНТОНИМЫ в предложении, тексте……………..
Оцените себя по критерию собственной деятельности на уроке (символ в бланке 2 колонки) шкала 2
Поделитесь впечатлениями о работе одноклассников на уроке (символ в бланке в третьей колонке)шкала 3

8. Домашнее задание записано на бланке.

Игра «Угадай сказку»
Учитель предлагает название сказок – антоним, а дети должны угадать истинное название.

«Василиса Безобразная» - «Василиса Прекрасная»
«Мужчина с ногу» - «Мальчик с пальчик»
«Трусливый портной» - «Храбрый портняжка»
!Прекрасный лебедь» - «Гадкий утёнок»
!Пёс без сапог» - «Кот в сапогах»
«Фёдорова радость» - «Федорино горе»


 


 


 

(шкала 1) Критерий знаний и умений

+

Знаю и умею
применять

!

Знаю, но не умею
применять

?

Не уверен в своих
знаниях

-

Пока не знаю
и не умею

(шкала 3)Критерий оценки урока

 


Всё отлично. Урок понравился.
 

 

Неплохо,
но можно было бы и лучше.

 

 

Скучно, неинтересно

 

(шкала 2)Критерий
оценки собственной деятельности на уроке

 

Я молодец, я доволен своей работой

 

У меня не всё получилось. Я могу работать лучше.

 

Я собой не доволен.

 


 


 


 


 


 


 

Бланк самооценки Фамилия имя ________________________ класс ___


п/п

Задания для самостоятельной работы

Оценка успешности

Я умею

Я на уроке

Мы на уроке

1.

Сгруппируй слова из двух столбиков с одинаковым значением и соедини их стрелками:

худой опрятный
храбрый печально
аккуратный тощий
грустно смелый

чёрный белый

 

 

 

2.

Прочитайте предложения. Подбери и запиши антонимы.

Петя поднимается в гору, а Коля …………………...
У Пети тёмные волосы, а у Коли – ………………….
Петя большой, а Коля ……………………..
У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли – ……………..

Слова для справок: спускается, светлые, маленький, лёгкий.

 

 

 

3.

Подбери антонимы к выделенным словам и закончи пословицы.

Ученье – свет, а неученье - ……………. .
Добро
помни, а зло ……………… .
Новых друзей
наживай, а старых ………………. .

В книге есть вопросы и ……………………. .

Кто хочет много знать, тому надо …………спать.
Лучше горькая …………., чем сладкая
ложь.
Слова для справок: тьма, правда, не теряй, забывай, мало, ответы,

 

 

 

4.

Слова перепутаны. Собери пословицы из слов и запиши её.

Горьким, сладким, калечат, лечат, а.
 

Сани, а, летом, зимой, телегу, готовь.


__________________________________________________

 

 

 

 

5.

Прочитай пословицу на слайде и запиши недостающее слово:____________________________________________

________________________________________________

 

 

 

6.

Работа в парах. «Составь пословицу»

 

 

 

7.

Игра «да», «нет».Услышишь антонимы, ставь «+», нет«-«
___________________________________________________

 

 

 

8.

Подведи итог: поставь + или -
Я знаю, что такое АНТОНИМЫ ………….
Я умею подбирать АНТОНИМЫ к словам………..
Я умею находить АНТОНИМЫ в предложении, тексте…..

 

 

 

9.

Ты выполнил все задания. Оценил себя и своих одноклассников. Ты молодец!!!
Дама: Придумать и записать пословицы и выражения с антонимами.

 

 

 

 

Творческое задание. Закончи рассказ.

Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…

Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.

 

 

 

 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Антонимы"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дубкова Светлана Альбертовна  Публикатор
24.10.2022 0 1306 65

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК