Конспект урока русского языка "Антонимы"; 3 класс
Урок русского языка в 3 классе составила и провела
учитель начальных классов Дубкова С.А.
Тема урока: Антонимы
Цель урока:
Деятельностная: создать условия для формирования представлений о словах с противоположным значением.
Содержательная: выявить значение антонимов в устной и письменной речи. Формировать умение правильно употреблять антонимы в речи, выяснять их роль.
Задачи:
Предметные: формировать умение распознавать слова с противоположным значением, тренироваться в подборе анатомических пар, формировать умение использовать антонимы в речи.
Метапредметные
Познавательные:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;
- умение делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи
Коммуникативные:
- самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему урока;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;
- оценивать результаты собственной деятельности
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
- осознавать собственные достижения при изучении темы
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Урок построения системы знаний.
Ход урока
1.Мотивационный настрой. 1 мин.
Мы дружные? (Мы дружные!)
Мы смелые? (Мы смелые!)
Мы старательные? (Мы старательные!)
Мы внимательные? (Мы внимательные!)
Мы хорошо учимся? (Мы хорошо учимся.И всё у нас получится!)
Слайд 1
- Я предлагаю наш урок начать словами знаменитого писателя
Константина Георгиевича Паустовского
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык!»
-
- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Русский язык содержит много тайн.Мы на уроке открываем эти тайны)
- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы продолжите открывать тайны русского языка.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.7 мин.
Каллиграфическая минутка. Словарная работа.
Прописывание сочетания чт.
-На что обратить внимание?(на высоту букв, линии под наклоном – параллельны друг другу.
- Вы что вы ещё обратили внимание? (что сочетание чт, как и сочетания чк, чн, нч, нщ пишется без мягкого знака)
- Я назову значение, а вы скажете какое слово, я имею в виду.
- Созданное в воображении, мысленно представленное – мечта (словарное слово).
Запись слова (учитель на доске), обозначение орфограммы - транскрипция слова мечта самостоятельно.
Проверка: (ученик выполняет запись транскрипции у доски)
Мечта – [м,ич,та]
- Кто попал в ловушку? (буква е)
- Когда буква е имеет звук [и]? (в безударной позиции)
- Какая ещё буква в безударной позиции имеет звук [и]? (буква я)
- Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)
Показ картинки с изображением меча.
- Какие ассоциации возникли, связанные со словом меч?
(Да, за мечту нужно бороться – но бороться не с кем-то, а со своей ленью, со слабой силой воли, к мечте надо стремиться – иметь багаж знаний)
Подбор, запись родственных слов, разбор по составу.
Мечта, мечтатель, мечтательница, мечтание, размечтался.
Выделяют общую часть (корень)
Подбор синонимов к слову мечта.
- Что такое слова синонимы?
- Подберите синонимы к слову мечта.
Мечта – цель, надежда, желание, фантазия.
- Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам понадобится для его выполнения? (Умение находить слова с одинаковым значением.)
- Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Что такое синонимы? (Слова, которые имеют близкое значение)
Дети выполняют работу.
1.Сгруппируй слова из двух столбиков с одинаковым значением и соедини их стрелками:
Худой опрятный
храбрый печально
аккуратный тощий
грустно смелый
чёрный белый
- Проверим, что у вас получилось? (хором)
- По какому критерию вы можете себя оценить?(Умению находить синонимы к словам)
- Оцените себя по шкале 1
Выявление места и причины затруднения
-
- Что вызвало затруднение? Какая пара слов осталась неиспользованной? (Чёрный – белый)
- Почему? (Эта пара слов не является синонимами)
- Почему? (У этих слов разное значение)
-Знаете ли вы как называются эти слова? (АНТОНИМЫ)
- Назовите тему сегодняшнего урока (АНТОНИМЫ)
Внимание на слайд 2
Дополните пословицы:
Проверка по слайду 3
3.Постановка учебной задачи. 1 мин
- Какую же учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Вспомним, что такое антонимы, узнаем, для чего нужны антонимы в речи, научимся грамотно применять антонимы в речи.)
- Ну, тогда принимаемся за дело.
4. Реализация поставленной задачи. 10 мин.
Д
КОНТРАСТ
ва ученика отправляются к толковым словарям с заданием найти определение слову
-
Слайд 4
- Какие слова называют АНТОНИМАМИ? (Слова, имеющие противоположное значение)
- Рассмотрите картинки. Значения каких слов противопоставлены друг другу? (Большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, белое – чёрное)
- Художники на картинах использовали контрасты.
- Что такое контраст? (Это заимствованное слово пришло к нам из французского языка и означает резко выраженная противоположность.Например:……….)
Сделаем вывод: Для чего же используют антонимы в речи?
(Антонимы используют для создания контрастов и противопоставлений)
Это важно!!!!
Антонимы объединяются в пары по общему признаку. Антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонет значения: лежебока – труженик (отношение к труду), зима – лето (времена года). Без общего компонента значения антонимов не бывает. Сравните. Запись на доске:
горячий – холодный
длинный – тяжёлый,
тяжёлый - лёгкий
Найдите лишнюю пару слов (длинный – тяжёлый). Остальные принадлежат к антонимам.
Физкультминутка.
Игра «Хлопай, топай». Услышите слова – антонимы, хлопайте. Услышите слова – синонимы – топайте. Услышите слова, которые не имеют общего компонента значения- не шевелитесь.
Быстрый – медленный, быстрый – скорый, тепло – холодно, охранять – стеречь, грязно - страшно, дивный – чудный, простой – сложный, богач – бедняк, радоваться – веселиться, день – ночь, работа – огород, широкий - узкий
Продолжим работу на бланках.
Прочитайте задание 2. Какое умение понадобится для его выполнения? (Умение подбирать антонимы – противоположные слова)Выполняют работу:
2.Прочитайте предложения. Подбери и запиши антонимы.
Петя поднимается в гору, а Коля …………………...
У Пети тёмные волосы, а у Коли – ………………….
Петя большой, а Коля ……………………..
У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли – ……………..
Слова для справок: спускается, светлые, маленький, лёгкий.
- А теперь послушайте, что получилось у Незнайки.
- У Пети тёмные волосы, а у Коли не тёмные. Петя большой, а Коля не большой. У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли не тяжёлый...
- Как «легли» на слух предложения? (Предложения звучат скучно, неинтересно, непонятно, однообразно)
- Теперь прочитайте, что получилось у вас.
- Какие ваши предложения? (Яркие, выразительные, интересные, понятные)
- Что вам помогло? (АНТОНИМЫ)
- По какому критерию вы можете себя оценить? ( По критерию умения подбирать антонимы)
- Оцените себя по критерию 1.
Слайд 5 «О роли антонимов в речи»
Дети самостоятельно из текста на слайде узнают о роли антонимов в речи и знакомятся с примерами из художественной литературы.
Сделаем вывод:
- Для чего используют антонимы в речи? (Для контрастов и противопоставлений)
- Какова роль антонимов в речи? (Употребление антонимов делает речь более выразительной, образной, яркой, насыщенной, разнообразной)
5. Закрепление знаний. 10 мин.
- Для чего нужны пословицы? (В пословицах заключается народная мудрость. Пословицы кратко и точно передают смысл чего – либо. Например, «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Люди за границей радуются когда встретят русского человека).
- Какова их роль в речи?(Пословицы украшают нашу речь. Это образные выражения. Употребление пословиц в речи говорит о культуре и образованности людей)
- И мы сегодня поработаем с пословицами.
Прочитайте задание 3 и подумайте, какое умение вам необходимо для его выполнения?
(Умение подбирать к словам антонимы)
Выполняют работу.
Подбери антонимы к выделенным словам и закончи пословицы.
Ученье – свет, а неучение - ……………. .
Добро помни, а зло ……………… .
Новых друзей наживай, а старых ………………. .
В книге есть вопросы и ……………………. .
Кто хочет много знать, тому надо ………… спать.
Лучше горькая …………., чем сладкая ложь.
Слова для справок: тьма, правда, не теряй, забывай, мало, ответы,
- Самопроверка по эталону на слайде 6
-Все ли пословицы вам понятны?
Работа по выяснению смысла непонятных пословиц
- Оцените себя.По какому критерию вы можете себя оценить? (Умение подбирать антонимы к словам)
Музыкальная физкультминутка «Капельки»
6. Самостоятельная работа.10 мин.
- Из чего состоят предложения? (Из слов, которые связаны между собой по смыслу).
- Какое умение вам потребуется при выполнении задания4? (Умение составлять предложения -пословицы.Предложение должно звучать ритмично.)
- Выполните работу (Дети с ОВЗ работают в паре с сильным учеником)
Слова перепутаны. Собери пословицы из слов и запиши её.
Горьким, сладким, калечат, а, лечат
Сани, а, летом, зимой, телегу, готовь.
_______________________________________________
Взаимопроверка по эталону на слайде 7
- Как понимаете пословицу: Горьким лечат, сладким – калечат. (Злоупотребление сладостями не приносит пользы.Расплачиваться за неправильный образ жизни приходится, употребляя горькие лекарства)
Задание 5 Творческий диктант
Записать недостающее слово.
Готовь сани летом, а телегу ____________
Один брат молчун, а другой __________________
У Алёши хороший характер: он помнит добро и забывает ___________
Те вчера был весел, почему ж сегодня _________________
Корень ученья горек, зато плод его - _______________
Проверка по эталону на слайде 8
Задание 6Работа в парах.
«Составьте пословицу» На каждом столе лежат карточки со словами.Дополните начатое предложение словами с противоположным значением на карточках. Дети, работая в парах складывают пословицу.
Ласточка день начинает, а соловей - кончает. |
Велик телом, да мал делом. |
Мир строит, а война разрушает. |
Труд всегда даёт, а лень только берёт. |
Какое начало, таков и конец. |
Лучше пощёчина от друга, чем хлеб от врага. |
Не узнавши горя, не узнаешь и радости. |
Язык длинный, а мысли короткие |
Велик день для лодыря, а для ударника – мал. |
Стар дед, а душа молода. |
Смелый там найдёт, где трус потеряет. |
Пока молод, не страшен ни жар, ни холод. |
Не было бы счастья, да несчастье помогло. |
Не хитро взять, хитро дать. |
.
Задание 7.
Прослушайте стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто Яблоко висело.
Только Конь сказал, что –низко,
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что – близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен тем, что Яблоко мало.
А Цыплёнок тем, что очень тяжело и велико.
А котёнку всё равно:
_Кислое, зачем оно?
- Что, вы? – шепчет Червячок.-
Сладкий у него бочок.
- Запишите, что говорил о яблоке Конь и Мышонок? (высоко – низко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Телёнок и Цыплёнок (тяжело и велико), Котёнок иЧервячок (кислое – сладкое).
- Почему каждый говорил о яблоке по – своему?
Творческое задание . 4 мин.
-Какие умения понадобятся? (Умение фантазировать, воображать)
Творческое задание. Закончи рассказ.
Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…
Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
- Какое умение понадобится для его выполнения? (Находить антонимы)
- Дети выполняют задание..
- По какому критерию вы можете себя оценить? ( По критерию умения находить антонимы)
- Оцените себя по критерию 1.
7. Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин.
Вспомним, какие задачи нам сегодня надо было решить. (Вспомнить что такое антонимы, узнать о роли антонимов в речи и научиться грамотно употреблять антонимы в речи)
Подведи итог: поставь + или -
Я знаю, что такое АНТОНИМЫ …………….
Я умею подбирать АНТОНИМЫ к словам……………..
Я умею находить АНТОНИМЫ в предложении, тексте……………..
Оцените себя по критерию собственной деятельности на уроке (символ в бланке 2 колонки) шкала 2
Поделитесь впечатлениями о работе одноклассников на уроке (символ в бланке в третьей колонке)шкала 3
8. Домашнее задание записано на бланке.
Игра «Угадай сказку»
Учитель предлагает название сказок – антоним, а дети должны угадать истинное название.
«Василиса Безобразная» - «Василиса Прекрасная»
«Мужчина с ногу» - «Мальчик с пальчик»
«Трусливый портной» - «Храбрый портняжка»
!Прекрасный лебедь» - «Гадкий утёнок»
!Пёс без сапог» - «Кот в сапогах»
«Фёдорова радость» - «Федорино горе»
(шкала 1) Критерий знаний и умений
+ |
Знаю и умею |
! |
Знаю, но не умею |
? |
Не уверен в своих |
- |
Пока не знаю |
(шкала 3)Критерий оценки урока
|
|
|
Неплохо, |
|
Скучно, неинтересно
|
(шкала 2)Критерий
оценки собственной деятельности на уроке
|
Я молодец, я доволен своей работой |
|
У меня не всё получилось. Я могу работать лучше. |
|
Я собой не доволен.
|
Бланк самооценки Фамилия имя ________________________ класс ___
№ |
Задания для самостоятельной работы |
Оценка успешности |
||
Я умею |
Я на уроке |
Мы на уроке |
||
1. |
Сгруппируй слова из двух столбиков с одинаковым значением и соедини их стрелками: худой опрятный чёрный белый |
|
|
|
2. |
Прочитайте предложения. Подбери и запиши антонимы. Петя поднимается в гору, а Коля …………………... |
|
|
|
3. |
Подбери антонимы к выделенным словам и закончи пословицы. Ученье – свет, а неученье - ……………. . В книге есть вопросы и ……………………. . Кто хочет много знать, тому надо …………спать. |
|
|
|
4. |
Слова перепутаны. Собери пословицы из слов и запиши её. Горьким, сладким, калечат, лечат, а. Сани, а, летом, зимой, телегу, готовь.
|
|
|
|
5. |
Прочитай пословицу на слайде и запиши недостающее слово:____________________________________________ ________________________________________________ |
|
|
|
6. |
Работа в парах. «Составь пословицу» |
|
|
|
7. |
Игра «да», «нет».Услышишь антонимы, ставь «+», нет«-« |
|
|
|
8. |
Подведи итог: поставь + или - |
|
|
|
9. |
Ты выполнил все задания. Оценил себя и своих одноклассников. Ты молодец!!! |
|
|
|
|
Творческое задание. Закончи рассказ. Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь… Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дубкова Светлана Альбертовна
→ Публикатор 24.10.2022 0 1819 78 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы