Конспект урока русского языка "Творительный падеж имени существительного"; 3 класс


Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме «Творительный падеж имени существительного»

учитель: Бужан Л.Г. 24.02.22 г.

МБОУ «Гимназия г. Тосно имени Героя Социалистического Труда Н.Ф.Фёдорова»

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: Творительный падеж имени существительного.

Цель: формировать умения определять Т. п. имён существительных по вопросу и предлогам.

Задачи:

Предметные УУД:

- формировать умение отличать Т.п. по вопросам и предлогам;

-формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имён существительных;

- применять правило проверки слов с безударной гласной в корне слова;

- закрепить умение делить слова на слоги;

Личностные УУД:

-развивать познавательный интерес;

- формировать оценивать себя и других учеников;

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать своё мнение;

Познавательные УУД:

-развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

-формировать умения находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

-развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;

- слушать речь других;

-формировать умение договариваться;

Воспитательные УУД:

-создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

 

Оборудование:

-УМК «Начальная школа 21 века», учебник Русский язык» 3 класс, 2 часть под редакцией С.В.Ивановой;

- карточки;

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1.Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная

 

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

 

2.Чистописание

Индивидуальная

 

 

Фронтальная

Т п тв па

Терпение и труд всё перетрут.

1)Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

 

 

 

2)Назовите существительное, которое нельзя переносить.

3)Найдите грамматическую основу предложения.

4)Определим падеж существительных

Выполняют письмо по образцу

 

1)Любые трудности преодолимы, если хорошо поработать и запастись терпением.

 

 

2) Труд

 

 

3) Терпение и труд перетрут.

4)(Что?) терпение – И.п.; (что?) труд- И.п

Вырабатывают каллиграфический почерк

Познавательные УУД:

-воспроизводят информацию

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная, индивидуальная

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что такое падеж существительного?

 

 

Сколько падежей в русском языке?

- Определите падеж по его признакам.

- Имеет вопросы: кто? что?

Предлогов не имеет. В предложении это существительное является подлежащим.

- Отвечает на вопросы: кого? чего?

Имеет предлоги: без, у, от, до, с, из, около, для.

- Отвечает на вопросы кому? чему?

Имеет предлоги : к, по.

- Отвечает на вопросы: кого? что?

Имеет предлоги: на, за, под, в, через, про.

- Как вы думаете, сегодня о каком новом падеже пойдёт речь?

- Молодцы!

Имя существительное, это самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы (кто? что?), изменяется по числам и падежам. Имеет три рода: мужской род, женский род и средний род.

- Это изменение имени существительного по вопросам.

- 6 падежей.

 

 

 

- И.п.

 

 

 

 

- Р.п.

 

 

 

- Д.п.

 

- В.п.

 

 

 

 

- О Т.п , т.к. он следующий по порядку.

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

- развивать умение извлекать информацию из информации

4.Наблюдение

Коллективная работа

Сформулируйте тему урока.

 

 

- Итак, вспомним, на какие вопросы отвечает Т.п.?

-Имеет предлоги: над, за, под, с, между, перед.

- Давайте сначала попробуем определить падеж в словосочетании.

-Летит над страной;

-ходила с подругой;

- шли за бабушкой

-Теперь, запишем предложение ( За речкой тянутся огромные поля)

- Найдём грамматическую основу предложения.

-Находим существительное и определяем падеж.

- Запишем следующее предложение. Под скамейкой лежит мяч.

- Находим грамматическую основу предложения.

- Задаём вопрос к подлежащему и определяем падеж?

- Лежит (под чем?) под скамейкой.

-Молодцы! Сделаем вывод.

-Творительный падеж имени существительного

- (Кем? Чем?)

 

 

 

Летит (над чем?) над страной

-ходила (с кем?) с подругой

- шли (за кем?) за бабушкой;

-Тянутся поля.

 

- Что? Поля – И.п.

- Тянутся ( за чем?) за речкой – Т.п.

 

 

Лежит мяч.

 

- Лежит (что?) мяч- И.п.

 

- Т.п.

 

-Имена сущ. в Т.п. являются второстепенными членами предложения и отвечают на вопросы: кем?чем?

Регулятивные УУД:

-планировать свои действия в соответствии с задачей;

-развитие умениявысказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

 

5.Физминутка

 

 

 

 

6. Работа в парах

Фронтальная и индивидуальная

- Откройте содержание учебника и найдите на какой странице находится урок 84. (с.27). Открываем нужную страницу. Читаем задание. Закончи предложения. Имена сущ. Запиши в форме Т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверяем. Почему вы взяли не все слова?

Я рисую… . Папа колет дрова…. . Тропинка заросла… . Самолёт летит над.. . Учитель пишет на доске… . Поля укрыта…. . Сергей увлекается… .

Слова для справок: топором, карандашом, сосной, красками, плаванием, травой, снегом, футболом, городом, лесом, листьями, мелом.

 

- Мы не взяли все слова, т.к. их больше, чем нужно.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в паре;

Познавательные УУД:

-обобщать и классифицировать по признакам

7.Закрепление

Фронтальная и индивидуальная

- Ребята, давайте прочитаем задание к упр.2, с. 27.

Необходимо выписать словосочетания слов с существительными в Т.п. их должно быть шесть. Смотрим образец:

Разрисовала (чем?) инеем

 

 

 

- Проверяем. Молодцы!

- Любоваться (чем?) озёрами –Т.п;

-запорошена (чем?) снежком –Т.п;

-покрывал (чем?) дымом – Т.п.;

-хозяйничала (над чем?) над землёй –Т.п.

- знали (под чем?) под снегом – Т.п.;

-разгрести (чем?) руками – Т.п.

Познавательные УУД:

-обобщать и классифицировать по признакам

8.Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

- Ребята, сейчас я раздам карточки и каждый из вас попробует свои силы в определении падежа имени существительного.

Спрячется за тучей, пахло клубникой, была с подругой, тянулся за речкой, зашёл на минуту, посадили около школы, шёл от дуба, пила из чашки.

Познавательные УУД:

- пользоваться алгоритмом.

9. Игра

Фронтальная

Игра «Вставь предлог, подходящий по смыслу»

 

Вырос ….берёзой, стоял … домом, рядом …Москвой, находился … рекою, лежит … ухом, пришла … радостью.

- Определите падеж существительных.

 

 

 

Вырос под берёзой- Т.п., стоял за домом – Т.п., рядом с Москвой – Т.п., лежит под ухом – Т.п. пришла с радостью – Т.п.

 

10. Рефлексия

Фронтальная

- Дети, что сегодня вы узнали нового?

- Как нужно действовать, чтобы определить падеж имени существительного?

-На какие вопросы отвечает существительное в Т.п.?

 

Спасибо за урок. Вы молодцы.

- Мы узнали, как определить существительные в Т.п.

- Нужно действовать по памятке

-Т.п. отвечает на вопросы: кем? чем?

Открыто осмысливают свою деятельность

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Творительный падеж имени существительного"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бужан Любовь Геннадьевна  Публикатор
27.02.2023 0 835 31

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК