Конспект урока русского языка "Правописание имён прилагательных: падежные окончания"; 4 класс
Открытый урок русского языка
в 4 -А классе
Тема. Правописание имён прилагательных: падежные окончания
Кожемякина Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
Цель: упражняться в правильном написании падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки.
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению городской газеты, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Психологический настрой)
-Ребята, потрите свои ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. На каком уроке мы с вами говорили на эту тему.
(Основы светской этики). Тема «Жизнь священна».
(Жизнь и человек являются наивысшими ценностями. Нужно стремиться к высокому главному в жизни и соблюдать нравственные законы.)
Ребята, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроение начнем урок.
Какими вы должны быть на уроке, чтобы сделать свое маленькое открытие?
-Садитесь. Запишите число. Классная работа.
2.Самоопределение к деятельности.
2)– Предлагаю сегодня на уроке работать под девизом:
«Знание собирается по каплям».
1) – Как вы понимаете это выражение ? (Знания за один день невозможно получить, их нужно копить постепенно, может даже всю жизнь).
-Молодцы!
– Сегодня у нас необычный урок – сегодня вы попробуете себя в роли журналистов.
– Кто же такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
Я предлагаю поближе познакомиться с профессией журналиста. Обратимся к словарю.
– Журналист - это человек, который должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
-Скажите, кто из вас знает , какие газеты издаются а в Старобельске? («Старобельский вестник»,…)
-Кто выписывает газеты местного издательства?
Выставка газеты.
Конкурс до 20 февраля.
Всероссийский конкурс школьных журналистских работ «Сердце дома»! (8-11 классы).
-Ребята мы с вами начнём нашу журналистскую деятельность с листа достижений.
Лист достижений
– У вас на партах лежат листы достижений. В них записаны задания, которые вам предстоит выполнить. После выполнения задания необходимо напротив поставить знак + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), - (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы по теме урока).
-За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. В конце урока количество фишек будет дополнительным бонусом при выставления оценок.
3. Минутка чистописания.
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас?
(Проведем минутку чистописания.)
ая ой ее ый ое яя ий
- Что вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).
- Запишите сначала окончания имён прилагательных женского рода. (-ая , -яя) ,потом окончания имён прилагательных мужского рода( -ий, -ый, -ой), окончания имён прилагательных среднего рода (-ое, -ее).
Ая яя ый ий ой ее ое
- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.
Ребята, журналисты ещё очень сообразительные.
- Кто же догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных).
- Используя опорную запись, поставьте для себя цели урока.
Закрепить………
Упражняться……….
(Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в падежах).
5. Актуализация знаний.
-Прежде, чем отправиться на интервью или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.
Посмотрите на тесты, которые у вас на столах
Тест
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е) по родам, числам, падежам о)по падежам
С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
__С К Л О Н Е Н И Е_________________________________________________
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
-Сегодня на уроке мы так же будем склонять ( изменять по падежам) имя прилагательное.
- Ребята, а для чего нам необходимы имена прилагательные в речи?
(Прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной).
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
6. Словарно-орфографическая минутка.
-Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)
Словарная работа
(Г…зета, в.гон, б.гатство, эл.ктрический, экскурс.я, со…нце, к.смич.ский, к..л…метр, в.ликий, с.лют).
Взаимопроверка. ( Поменялись тетрадками).
-Сравни работу в тетрадях и на экране.
Газета, вагон, богатство, электрический, экскурсия, солнце, космический, километр, великий, салют.
- Найдите из словарных слов имена прилагательные и определите род. (М. р.)
-Преобразуйте прилагательные в средний род, и женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
7. Постановка проблемы и выход из нее
Склонение имени прилагательного.
Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен не только разбираться в определении лексического значения слова, но уметь раскрывать различные темы, уметь объяснять пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Физминутка ( для глаз).
8. Работа с пословицами.
На доске записаны пословицы. В каких частях речи пропущены окончания? ( В прилагателыных).
-Возникает проблема : как написать окончание прилагательных?
1. Бесцельн_ жизнь – пуст_ жизнь.
2. Жизнь даётся нам на добр- дело.
-Как проверить правописание падежного окончания имен прилагательных?
(По вопросу.)
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе! (Обучающийся).
-А ещё нам поможет алгоритм.
- С алгоритмом мы познакомились на прошлых уроках.
Откройте свою «Копилку знаний». ПАПКА
Алгоритм
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание.
Сделайте вывод:
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.
-Вы вставили окончания. Прочитайте что у вас получилось.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
Объясните смысл пословиц. ОПК( Жизнь священна)
1. Бесцельн_ жизнь – пуст_ жизнь.
2. Жизнь даётся нам на добр_ дело.
Бесцельная жизнь- пустая жизнь.
Жизнь даётся нам на доброе дело.
- А сейчас выполним разбор прилагательных по составу. Два ученика у доски.
(Дети записывают 1 слово по выбору).
1 у. – бесцельная
2 у. – пустая
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
- Во 2 предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?
Жизнь (сущ.) даётся ( глаг.) нам ( мест.) на ( предл.) доброе (прил.) дело ( сущ.).
- Определите, какое это предложение по цели высказывания? ( Повествовательное).
- По интонации? (Невосклицательное).
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
-Во втором предложении разберите слово доброе как часть речи.
(Один ученик к доске)
Доброе (дело)- прил., какое?, н. ф. – добрый, с. р., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
А почему не И.п.?
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
Физкультминутка
9.Склонение имени прилагательного. Откройте стр.10 учебника.
Просклоняем словосочетание доброе дело. Выделим окончания.
И.п. доброе дело
Р.п. доброго дела
Д.п. доброму делу
В.п. доброе дело
Т.п добрым делом
П.п. о добром деле
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
10.Задание «Корректоры».
(Работа по карточкам)
Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Исправьте окончания. (Работа в парах).
-Только в окончаниях прилагательных допущены ошибки? (Нет)
- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
-Определи падеж имён прилагательных
Харашо в зимним лису. Диревья стаят в серебристом инии. Всё засыпано пушыстым снегам. Зимние сонце скрылось.На синим небе зажглись звёзды.
Хорошо в зимнем (П.п.)лесу. Деревья стоят в серебристом (П.п.) инее. Всё засыпано пушистым (Т.п.) снегом. Зимнее ( И.п.) солнце скрылось. На синем (П.п.) небе зажглись звёзды.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ !
11. Рефлексия урока.
-Вот сегодня на уроке мы по капельке собрали наши знания об имени прилагательном
-Заполнение листов достижений.Я их просмотрю, проведу анализ и на следующем уроке мы поработаем над теми вопросами где ,они у вас возникли.
Отметки за урок. Комментирование отметок.(Подсчёт фишек).
12. Домашнее задание. ВПР по окружающему миру есть задание….
Написать небольшой текст о городе Старобельске. Вам поможет имя прилагательное.
-Я вас всех благодарю за урок.
-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали.
-Возможно, кто-то из вас выберет профессию журналиста.
-На этой нотке мы и заканчиваем наш урок.
И помните всегда – «Жизнь священна!»
Лист достижений____________________________________________
№ задания |
Задания на уроке |
Успешность + (задание выполнили хорошо и без ошибок); - (задание выполнить не удалось); ? (если остались вопросы по заданию). |
|
Минутка чистописания. |
|
|
Тест. |
|
|
Словарная работа. |
|
|
Работа с пословицами. (Запись падежных окончаний имени прилагательного). |
|
|
Разбор имени прилагательного по составу. |
|
|
Разбор предложения по членам предложения. |
|
|
Разбор имени прилагательного как части речи. |
|
|
Склонение имени прилагательного вместе с именем существительным. |
|
|
Задание «Корректор». |
|
|
Самооценка |
Оценка: |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кожемякина Ирина Анатольевна
→ Публикатор 21.03.2024 0 357 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы