Конспект урока русского языка "Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов"; 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. Email: School2Gagarin@yandex.ru 






Конспект урока русского языка

«Повторяем лексику:

наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов»

4 класс









Автор:

учитель начальных классов

Томашевич Елена Николаевна



Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цель урока:

  1. Повторить понятия синонимов и антонимов.

  2. Научить наблюдать за их использованием в речи.

  3. Развивать умение работать в группе, используя технологию сотрудничества.


Ход урока:

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Надеюсь, вы готовы к нашему уроку. Сегодня мы будем повторять с вами синонимы и антонимы. На уроке будем работать в парах и группах. Давайте начнем!


2. Актуализация знаний

- Ребята, вспомним, что такое синонимы и антонимы. Кто может дать определение синонимов?

Ответ ученика: «Синонимы — это слова, которые имеют похожее или одинаковое значение, но разные звуки.»

- Совершенно верно. А теперь кто скажет, что такое антонимы?

Ответ ученика: «Антонимы — это слова с противоположным значением.»

- Прекрасно! Приведите примеры синонимов и антонимов.

Пример 1 (синонимы): «красивый — прекрасный», «мудрый — умный».

Пример 2 (антонимы): «горячий — холодный», «высокий — низкий».

Учитель записывает примеры на доске:

- Синонимы и антонимы помогают разнообразить речь и делать её более выразительной.


3. Основная часть

3.1. Задание 1: Работа в парах

- Теперь давайте поработаем в парах. У вас есть карточки с набором слов. Ваша задача — найти для каждого слова синонимы и антонимы. Запишите их на листочках.

Карточки с заданиями для пар:

светлый

большой

быстрый

радостный


Примерный ответ учеников:

Светлый: синонимы — яркий, блестящий; антонимы — тёмный, мрачный.

Большой: синонимы — огромный, массивный; антонимы — маленький, тесный.

Быстрый: синонимы — стремительный, ловкий; антонимы — медленный, вялый.

Радостный: синонимы — счастливый, весёлый; антонимы — грустный, печальный.

Учитель проверяет ответы каждой пары, исправляет возможные ошибки, помогает уточнить значения слов.


3.2. Задание 2: Работа в группах

- Теперь разделимся на 4 группы. Каждой группе я даю текст, в котором встречаются синонимы и антонимы. Ваша задача — найти их в тексте и записать. После этого придумайте одно предложение с синонимом и одно с антонимом, которое подходит к контексту.

Тексты для групп:

Вчера мы гуляли в парке. Было довольно холодно, но вечером стало теплее. Мы увидели большое озеро и красивые деревья.

Мальчик был очень быстрым и ловким. Он забежал на самую высокую горку и с удовольствием спустился вниз. Все остальные дети смотрели на него с восхищением.


Примерный ответ группы 1 (по тексту 1):

Синонимы: холодно — морозно, красиво — прекрасно.

Антонимы: холодно — тепло.

Предложение с синонимом: «Вчера было морозно, а сегодня — тепло.»

Предложение с антонимом: «Мы увидели большое озеро и маленькие деревья.»

Примерный ответ группы 2 (по тексту 2):

Синонимы: быстрый — стремительный, ловкий — ловкий.

Антонимы: высокий — низкий.

Предложение с синонимом: «Он был стремительным, когда забежал на горку.»

Предложение с антонимом: «Он спустился с высокой горки на низкую.»


3.3. Задание 3: Творческая работа

- Теперь давайте немного поиграем. На доске я напишу начало предложения, а вы должны будете продолжить его, вставив подходящие синонимы и антонимы.

    1. Вчера было __ (холодно/горячо), но сегодня __ (тепло/холодно).

    2. Мы видели __ (красивое/уродливое) дерево, которое росло рядом с __ (большим/маленьким) озером.

Примерный ответ ученика:

Вчера было холодно, но сегодня тепло.

Мы видели красивое дерево, которое росло рядом с большим озером.


4. Рефлексия

- Что мы сегодня узнали? Как вам понравилось работать в группах и парах?

Ответ ученика: «Мы вспомнили, что такое синонимы и антонимы, научились их использовать в предложениях.»

- Правильно! Вы научились более точно и разнообразно выражать свои мысли. Давайте подумаем, зачем нам важно знать синонимы и антонимы?

Ответ ученика: «Они помогают сделать речь ярче, интереснее, точнее.»

- Отлично! Теперь вы понимаете, как важно разнообразить свою речь, чтобы она была выразительной.


5. Подведение итогов урока

- Сегодня мы повторили, что такое синонимы и антонимы, научились использовать их в речи. Вы хорошо потрудились! Домашнее задание: напишите небольшой рассказ, в котором используйте хотя бы 3 пары синонимов и антонимов.



Полный текст материала Конспект урока русского языка "Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна  sh12k2
09.01.2025 0 110 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК