Конспект урока русского языка "Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов"; 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. Email: School2Gagarin@yandex.ru
Конспект урока русского языка
«Повторяем лексику:
наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов»
4 класс
Автор:
учитель начальных классов
Томашевич Елена Николаевна
Тип
урока:
урок повторения и обобщения знаний.
Цель
урока:
Повторить понятия синонимов и антонимов.
Научить наблюдать за их использованием в речи.
Развивать умение работать в группе, используя технологию сотрудничества.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Надеюсь, вы готовы к нашему уроку. Сегодня мы будем повторять с вами синонимы и антонимы. На уроке будем работать в парах и группах. Давайте начнем!
2. Актуализация знаний
- Ребята, вспомним, что такое синонимы и антонимы. Кто может дать определение синонимов?
Ответ ученика: «Синонимы — это слова, которые имеют похожее или одинаковое значение, но разные звуки.»
- Совершенно верно. А теперь кто скажет, что такое антонимы?
Ответ ученика: «Антонимы — это слова с противоположным значением.»
- Прекрасно! Приведите примеры синонимов и антонимов.
Пример 1 (синонимы): «красивый — прекрасный», «мудрый — умный».
Пример 2 (антонимы): «горячий — холодный», «высокий — низкий».
Учитель записывает примеры на доске:
- Синонимы и антонимы помогают разнообразить речь и делать её более выразительной.
3. Основная часть
3.1. Задание 1: Работа в парах
- Теперь давайте поработаем в парах. У вас есть карточки с набором слов. Ваша задача — найти для каждого слова синонимы и антонимы. Запишите их на листочках.
Карточки с заданиями для пар:
-
светлый
большой
быстрый
радостный
Примерный ответ учеников:
Светлый: синонимы — яркий, блестящий; антонимы — тёмный, мрачный.
Большой: синонимы — огромный, массивный; антонимы — маленький, тесный.
Быстрый: синонимы — стремительный, ловкий; антонимы — медленный, вялый.
Радостный: синонимы — счастливый, весёлый; антонимы — грустный, печальный.
Учитель проверяет ответы каждой пары, исправляет возможные ошибки, помогает уточнить значения слов.
3.2. Задание 2: Работа в группах
- Теперь разделимся на 4 группы. Каждой группе я даю текст, в котором встречаются синонимы и антонимы. Ваша задача — найти их в тексте и записать. После этого придумайте одно предложение с синонимом и одно с антонимом, которое подходит к контексту.
Тексты для групп:
Вчера мы гуляли в парке. Было довольно холодно, но вечером стало теплее. Мы увидели большое озеро и красивые деревья. |
Мальчик был очень быстрым и ловким. Он забежал на самую высокую горку и с удовольствием спустился вниз. Все остальные дети смотрели на него с восхищением. |
Примерный
ответ группы 1 (по тексту 1):
Синонимы: холодно — морозно, красиво — прекрасно.
Антонимы: холодно — тепло.
Предложение с синонимом: «Вчера было морозно, а сегодня — тепло.»
Предложение с антонимом: «Мы увидели большое озеро и маленькие деревья.»
Примерный ответ группы 2 (по тексту 2):
Синонимы: быстрый — стремительный, ловкий — ловкий.
Антонимы: высокий — низкий.
Предложение с синонимом: «Он был стремительным, когда забежал на горку.»
Предложение с антонимом: «Он спустился с высокой горки на низкую.»
3.3. Задание 3: Творческая работа
- Теперь давайте немного поиграем. На доске я напишу начало предложения, а вы должны будете продолжить его, вставив подходящие синонимы и антонимы.
Вчера было __ (холодно/горячо), но сегодня __ (тепло/холодно).
Мы видели __ (красивое/уродливое) дерево, которое росло рядом с __ (большим/маленьким) озером.
Примерный ответ ученика:
Вчера было холодно, но сегодня тепло.
Мы видели красивое дерево, которое росло рядом с большим озером.
4. Рефлексия
- Что мы сегодня узнали? Как вам понравилось работать в группах и парах?
Ответ ученика: «Мы вспомнили, что такое синонимы и антонимы, научились их использовать в предложениях.»
- Правильно! Вы научились более точно и разнообразно выражать свои мысли. Давайте подумаем, зачем нам важно знать синонимы и антонимы?
Ответ ученика: «Они помогают сделать речь ярче, интереснее, точнее.»
- Отлично! Теперь вы понимаете, как важно разнообразить свою речь, чтобы она была выразительной.
5. Подведение итогов урока
- Сегодня мы повторили, что такое синонимы и антонимы, научились использовать их в речи. Вы хорошо потрудились! Домашнее задание: напишите небольшой рассказ, в котором используйте хотя бы 3 пары синонимов и антонимов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна
→ sh12k2![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.