Конспект урока "Главные члены предложения - основа предложения", 1 класс по системе Л.В. Занкова
Смолянска Наталья Викторовна, учитель начальных классов
МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района Белгородской области»
Тема: Главные члены предложения – основа предложения
(1 класс по системе Л.В. Занкова)
Цели:
Формировать умение выделять основу предложения; закрепить знания о роли слов в предложении и оформлении предложения на письме; отрабатывать умение делить слова на слоги и выделять ударный слог; закрепить знания о правописании сочетаний: ча-ща, чу-щу, жи-ши, об одушевленных и неодушевленных предметах, родственных словах, о единственном и множественном числе предметов.
Способствовать развитию внимания, памяти; создать условия для единого темпа письма, мелкой мускулатуры рук; способствовать развитию речи учащихся.
Воспитывать бережное отношение к птицам, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс под редакцией А.В. Поляковой; буквы из наждачной бумаги, трафареты букв; карточки для тестирования; светофоры; ребусы; картина «Птицы зимой».
Ход урока:
Организационный момент (установление дисциплины, приветствие, настрой на работу).
Зарядка для пальцев.
Тестирование
1) Подчеркнуть одушевленные предметы.
Вариант 1.
Кот, береза, Женя.
Вариант 2.
Собака, Юля, роза.
2) Найдите родственные слова и выделите корень.
Вариант 1.
Лиса, листок, лисенок.
Вариант 2.
Морж, море, моряк.
3) Укажите число.
Вариант 1.
Снегирь, грачи, орел.
Вариант 2.
Синица, сорока, вороны.
Работа в тетради.
– Выполняем то, что я говорю.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
– Запишем с комментирование число и классная работа.
Чистописание:
– Сегодня мы будем отрабатывать умение писать заглавную букву «В». На что похожа буква «В»? (калач, завитушка, крендель, очки)
показ учителем написания буквы;
тактильное восприятие учениками буквы из наждачной бумаги, закрепление по трафарету;
письмо в тетради буквы «В».
– Прочитайте предложение: Вьюги да метели под февраль полетели.
– Что это? (поговорка).
– Как вы понимаете смысл этой поговорки?
– Запишите самостоятельно и подчеркните грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.
Самостоятельная работа у доски:
1) Вставь буквы: щ…вель, ч…деса, чиж…, мыш…, щ…пальцы, галч…та.
2) Подчеркнуть гласные и разделить на слоги: дрозды, ласточка, орел, жаворонок.
Отгадать ребусы, записать отгадки с комментированием, поставить ударение и подчеркнуть мягкие согласные; найти лишнее слово: дятел, стрижи¸ чайка, щука.
Проверка самостоятельной работы у доски с помощью светофоров.
Слово и предложение.
– Какая бывает речь? (устная и письменная).
– Из чего состоит наша речь? (из предложений).
– Из чего состоит предложение и что вы знаете об оформлении предложения на письме?
– А как связаны слова в предложении?
– Что это за схемы? (схемы предложений).
– Сколько слов в этих предложениях?
– Придумайте предложения к этим схемам (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
– Прочитайте, это предложение?
Осень птицы улетать на юг.
– Измените слова так, чтобы они были связаны, и получилось предложение. Запишем с комментированием.
Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья мы сложим назад.
Работа над новой темой.
– Подчеркнём главные члены в предложении, которое записали.
– Какие вы знаете главные члены предложения?
– Прочитайте тему нашего урока.
– Запомните, что главные члены предложения составляют основу предложения. И когда говорят «назовите основу предложения», это значит надо назвать главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.
– Прочитаем правило в учебнике стр. 8.
– Назовите основу предложения, над которым мы работали.
Работа над развитием речи.
– Как называются птицы, которые улетают на юг?
– А как называются птицы, которые остаются зимовать?
– Каких вы знаете перелетных птиц? Зимующих?
– Птицам, которые остались зимовать, конечно, очень трудно. Послушайте стихотворение об этом, которое написали Елена Благинина и поэт Яшин.
1-й ученик: Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц –
За наших воробышков, галок, синиц…
Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
2-й ученик: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
– Как же мы можем помочь птицам?
– Посмотрите на нашу кормушку. Каких птиц вы здесь видите?
– Устно составим рассказ по картинке.
Работа по учебнику.
– Упражнение 9 учащиеся выполняют самостоятельно.
Итог урока.
– Над какой темой работали?
– Какие вы знаете главные члены предложения? Что они составляют?
Рефлексия.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смолянская Наталья Викторовна
→ 1973nat 31.10.2010 3 32721 1675 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.