Урок русского языка "Имя прилагательное.Изменение имен прилагательных по родам и числам", 3 класс
Зарипова Разиля Нурлимановна- учитель начальных классов Каразирекской СОШ Ютазинского района.
Тема: Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных
по родам и числам.
Цели: 1.Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
2.Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте,
определять их род и число.
3.Воспитывать самостоятельность, активность учащихся.
Оборудование: компьютерные программы, тесты, индивидуальные зада-ния , аудиокассеты
Ход урока:
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об изменениях в природе. Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значения имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
II. Повторение.
Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду с помощью имен прилагательных.
Ненастный, пасмурный, хмурый.
Непогожий, светлый.
Учитель: Да, на дворе чудесная погода. А какая, вы скажете, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Дети: Весной.
Учитель: Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года». А сейчас откройте тетради, запишите дату. Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
Пп Пп Пп Пп
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Дети: Первый весенний цветок - нежный подснежник.
Учитель: Сейчас разберем по составу слово подснежник. (Дети выполняют задание самостоятельно).
Учитель: С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?
Дети: Нежный - имя прилагательное.
Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
Ответы детей.
Учитель: Запишите предложения: Прекрасен мой родной край. Он богат просторными лугами, на которых растут желтенькие одуванчики, душистый чабрец. Живописные озера богаты рыбой. Недалеко от села течет широкая полноводная река Ик. В ее заводях распускаются белые лилии, желтые кувшинки. Я люблю свой край.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Определите их род.
-Что обозначают эти имена прилагательные?
Дети: Цвет.
Учитель: С какой частью речи они связаны?
Дети: С существительными.
У. А как бы выглядело это предложение без имен прилагательных. Прочитайте. ( Ученики читают.)
Учитель: Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?
Дети: Они украшают нашу речь.
Учитель: Вот перед вами текст. Первой группе дописать пропущенные буквы, а второй группе нужно выписать словосочетания - имена прилагательные с именами существительными. Устно объ ясните орфограммы.
« Нашему Ютазинскому району исполнилось 18 лет. Он расположен в живописном уголке республики Татарстан. Здесь есть высокие горы, большие и маленькие озера, богатые рыбой; заливные луга; смешанные леса, в которых растет много грибов, красивых цветов, ароматных ягод. По территории нашего района протекают три реки: широкий полноводный Ик, очень красивая река Дымка и небольшая река Ютаза. Прекрасен мой район!»
Ф.М. Пляшет девочка узбечка,
На руке блестит колечко.
У узбечки нет привычки
Две косички заплетать.
У москвички две косички,
У узбечки- 25.
«Мне б учительницей стать!»
думает узбечка.
Буду детям ставить «5»
За каждое словечко!»
Учитель: А теперь мы с вами поработаем на компьютере. Это программа «Игры со словами»
Задание 1.Большой - (маленький), сладкий - ( горький).
Высокий - (низкий), сильный - (слабый).
Шум - (тишина), веселый - (грустный).
Задание 2. «Логические концовки»
В двух шагах – (рукой падать).
Вверх ногами – (вверх дном).
И был таков – (и след простыл).
(Задания оцениваются.)
Учитель: А сейчас запишем предложения: Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.
(Взаимопроверка.)
III. Закрепление.
Учитель: Подберите слова к схемам, записанным на доске.
-окий, -енькая, -нее.
-Определите род этих прилагательных.
- Теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные, определите число.
Праздничный, удивительные, радостное.
Ф.М.
Мы топаем ногами,
Хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовые задания.
1 вариант:
В какой строке родовые окончания прилагательных указаны верно:
а) средний род - ая, - яя.
б) мужской род – ый, ой, ий.
в) женский род – ое, ее.
Сколько прилагательных в стихотворении?
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Рот раскрыл я, сколько мог,-
Откусил большой кусок:
Он мне сладеньким казался-
Очень кислым оказался.
а) 6; б) 5; в) 4.
2 вариант:
В какой строке записаны только окончания прилагательных мужского рода?
а) – ой, -ый, -ий, -ого, -его, -ым, -им.
б) – ая,-яя,ый,-ий,-ым,-им.
в) – ого,-его,-ое,-ее,- яя, -ая.
Сколько прилагательных в этом четверостишьи?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
а) 5; б) 6; в) 7.
(Учащиеся обсуждают по группам и отвечают).
Учитель: На уроке мы говорили о природе, о ее красоте. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботиться о природе, мы станем добрее.
IV. Домашнее задание: 1.Напишите несколько предложений о красоте природы, о необходимости оберегать природу. (Всем.)
Выполнить тест№ 10- сильным ученикам.
Упражнение 1, стр. 145- по желанию.
V.Итог урока, оценивание знаний учащихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зарипова Разиля Нурлимановна
→ Разиля 19.01.2011 2 18898 1597 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.