Конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова", 3класс
Галкина Светлана Петровна
МОУ средняя школа №1 г.Чехова
Учитель начальных классов
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели урока: - закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.
Ход урока.
Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)
-Давайте послушаем голоса леса.
О, люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)
Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
Словарная работа.
Я буду описывать животных, читать загадки, а вы подумайте и запишите слово в тетрадь
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь)
- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).
2. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (заяц)
- Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.
3. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан;
Очень грозен был … (кабан)
- Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?
4. И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы Филины и … (совы)
- Запишите это слово в единственном числе.
Постановка учебной задачи
- Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?
-Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?
-Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.
Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.
Запишем с комментированием.
Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)
(взаимопроверка)
- В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.
- Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Давайте составим алгоритм
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочные слова.
Напиши слово.
Обозначь орфограмму.
Закрепление изученного
- А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:
Х.лмы-холм
Л.сица - лисы
В.рхушка-верх
К.рмушка-корм
Т.игрица – тигр
- Каким правилом пользовались при написании этих слов.
Физ.минутка
Ах, какой прекрасный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили вот так.
- Среди записанных слов найдите зверей.
В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету. Я.Аким
- Ребята, а что за книга у меня в руке?
В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»
Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)
Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)
Какой взор у этой птицы?(холодный)
А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)
Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?
Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.
Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.
- Кто же такие сокольничьи?
- Что же это за место, Сокольники?
Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?
Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.
Повторим алгоритм
Самостоятельная работа
(по карточкам с разным уровнем сложности)
Проверьте свою работу (ответы на доске)
- Оцените свою работу.
- Найдите в карточках слова по теме «Лес»
Рефлексия
Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Напомните правила поведения в природе. (знаки)
- Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.
-Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно поставь под ударенье.
- Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.
Домашнее задание
Стр.41 упр74 (д.м.)
Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галкина Светлана Петровна
→ свет1678 21.01.2011 2 32990 1698 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.