Разработка урока по теме "Сравнение прозаической и стихотворной формы в литературе на примерах"; 3 класс (тематика ВОв)
Конспект урока литературного чтения для 3 класса. Очень часто дети путают прозаическую форму со стихотворной.
Учитель, спрашивая ученика о том, что он прочитал, слышит ответ: "В этом стихотворении..", хотя читали рассказ или сказку. Данный конспект позволяет продемонстрировать чёткие различия одной формы от другой. Представленный урок разработан в соответствии с темой. Он учитывает возрастные особенности учащихся. На данном уроке обучающимся потребуются знания не только литературоведческого характера, но и истории, а также по русскому языку. Урок направлен на развитие умения работать с текстом, на совершенствование техники чтения, на развитие речи, мышления, памяти; на этом уроке большое внимание уделяется работе с планом и выразительностью чтения.
Используется работа в парах. Разработан к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг). Урок воспитывает чувство гордости за свою Родину.
Урок состоит из традиционных этапов.
Цель урока: сравнить прозаическую и стихотворную формы на примере двух произведений.
Задачи урока:
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Познакомить с творчеством писателя Сергея Алексеева и поэта Сергея Острового.
- Развивать умение анализировать, ориентироваться в тексте, выделять главное, развивать речь, кратко и понятно выражать свои мысли. Работать над техникой чтения.
Оборудование:
- компьютер;
- экран;
- мультимедийная установка;
- видеофильм;
- музыкальное сопровождение стихотворений;
- гимн Москвы;
- портреты С. Алексеева, С. Острового,
- карточки с «помогалочкой» и лексическим значением слов.
Оформление доски:
- 22 июня 1941 - 1418- 9 мая 1945
- Московская битва 1941 — 1942 гг.;
- Сталинградская битва;
- битва за Ленинград;
- форсирование Днепра;
- Курская битва;
- битва за Берлин
Фрагмент
- Учитель. «Победа» …Как вы понимаете значение этого слова? А настроение этого слова?
Ученики. Радость-грусть; счастье- горе, печаль.
-В мае этого года мы будем отмечать великую дату. Какую?
Ученики. 70- летие Великой Победы в войне 1941-1945 гг.
-А почему говорят, что «День — Победы- это радость со слезами на глазах»?
Ученики. – В этой войне погибло очень много людей. Нет в России такой семьи, которую не затронула бы война.
-Победа в Великой Отечественной войне была очень тяжёлой. Её слагаемыми стали великие битвы. Какие битвы вы знаете? (На доске открываются названия великих битв Великой Отечественной войны).
-Какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? Кто его автор?
Ученики. – Произведение Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосеково».
-Эпизоду какой битвы посвящён этот рассказ?
Ученики. - Эпизоду Московской битвы посвятил своё произведение автор.
-Сегодня я предлагаю сравнить поэтическую форму и прозаическую.
-Скажите, а рассказ – это проза или поэзия? Какие особенности рассказа мы увидели и отметили вчера на уроке?
Ученики. - 1. Одно событие, вокруг которого сгруппированы ДЛ,
2. Мало описаний, они лаконичны,
3. Небольшой размер.
Учитель. -Вспомните, пожалуйста, действующих лиц.
Ученики. -Политрук Клочков, рядовой Емцов, сержант Петренко, Бондаренко, Трофимов, Есебулатов, Шопоков.
Учитель. Это вымышленные герои или реальные? А события?
Ученики. – Описано реальное событие и реальные герои. О них мы читали дома и искали дополнительные сведения. (Небольшие сообщения детей).
Учитель. -Произведение, к которому мы обратимся сегодня на уроке, написал Сергей Островой. (Вывешивается портрет).
Подготовленный ученик. -Сергей Островой родился 24 августа 1911 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье среднего достатка. Отец неодобрительно относился к увлечению сына литературой, был ярым противником чтения. В 1931 году приехал в Москву, где работал в журнале «30 дней» и «Гудок». В июле 1941 года добровольцем ушёл на фронт в народное ополчение. Умер 3 декабря 2005 года в Москве.
Учитель. -Откройте, пожалуйста, произведение. Оно называется «У деревни Крюково». Написано в 1971 году по мотивам «Баллады о верности». Не читая его, а только посмотрев, скажите, что мы будем читать?
Ученики. -Стихотворение
Учитель. - А как вы это увидели?
Ученики. -Видим строфы, которые состоят из строчек. Нет красных строк.
Учитель. -Дело в том, что произведение, которое мы сегодня читаем, посвящено тому же событию битвы под Москвой, что и произведение Сергея Алексеева, но вчера мы читали рассказ, а сегодня –стихотворение. Разобрав стихотворение, мы должны с вами будем найти сходства и различия в описании событий.
Лексическая работа.
Учитель. Перед вами лежат карточки. Возьмите их, пожалуйста. В тексте встретятся непонятные слова:
Атака- стремительное передвижение войск против неприятеля с целью его уничтожения.
Яростный- 1. полный сильного гнева, ярости. 2. выражающий ярость, гнев. 3. перен. чрезмерный, крайний в своем проявлении, необычайный по своей силе, интенсивности.
Взвод- воинское подразделение, состоящее примерно из 30 человек.
Патроны – боеприпас мелкокалиберного стрелкового оружия. (Картинка)
Гранаты- взрывчатые боеприпасы, предназначенные для поражения живой силы и техники противника с помощью ручного метания. (Картинка)
Лейтенант– чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств.
Штык – холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья (винтовки, карабина, автомата). (Картинка)
Позиции –расположение.
Караул – воинское подразделение, несущее охрану
Почесть - внешнее выражение уважения, почтения, какие-либо действия в знак признания чьих-либо заслуг. (Картинка)
Ночи напролёт- всю ночь
«ПОМОГАЛОЧКА»
ОТ-ПЫ-ЛАЛ - ОТПЫЛАЛ
СТРЕЛ-КО-ВЫЙ - СТРЕЛКОВЫЙ
ВСТРЕ-ТИ-ЛИСЬ – ВСТРЕТИЛИСЬ
БЕС- СМЕРТ- НЫЙ – БЕССМЕРТНЫЙ
Чтение стихотворения учителем.
Учитель. -Какая особенность этого стихотворения сразу видна?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балашова Екатерина Владимировна
→ Ринусик 07.04.2015 0 4777 409 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы