Эссе "Читать полезно!"
Эссе "Читать полезно! "
"Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце" Теккерей У.
Почему сегодня ,в наш компьютерный век, особенно остро стоит вопрос о детском чтении? Как и что читают наши дети?
Этот вопрос, важный, дискуссионный, всегда был в нашей жизни .В свое время моя мама, "читательница и почитательница художественной литературы " (она и сейчас не представляет жизни без книги) ,прививала мне любовь к чтению. Я помню, как мы вместе читали интересные книги, а она дочитывала до кульминационного момента и останавливалась. Мне страшно хотелось узнать, что же там дальше ?Зачитывалась "Черной курицей или подземными жителями" А.Погорельского (кстати, это первая книга, которую я прочитала сама по рекомендации мамы) ,"Королевством кривых зеркал" В.Губарева,""Белым Бимом Черное ухо"Г. Троепольского,"Тремя мушкетерами"А.Дюма, "Двумя капитанами" В.Каверина,"Детьми капитана Гранда"Ж.Верна. Полюбившихся книг с детства очень много, все не перечислишь. В ту пору мы находили время покататься с горки во дворе, поиграть в салки и прятки с друзьями , а еще взять в руки книгу и окунуться в интересный и увлекательный мир художественной литературы .
Когда-то мы были самой читающей страной в мире. А что же сейчас? Действительность такова, что огромное количество людей нашей страны вовсе не читают. Сейчас в московском метро редко увидишь пассажира с книгой, как это было раньше. В лучшем случае читают газеты, журналы, отгадывают сканворды люди старшего поколения, молодежь "чатится" с электронными носителями в руках, а в основном играют в игры. Также и дети. За свою многолетнюю практику учителя начальных классов могу отметить резкое падение читательской активности среди детей и подростков. А ведь не только школа должна формировать любовь к чтению, помощниками в этом всегда были родители и библиотеки.
Читая книги, дети часто сами находят ответы на многие волнующие их вопросы. Что такое дружба? Как научиться дружить? Как выбирать себе друзей? Какие поступки могут считаться хорошими, а какие дурными? Как вести себя в конфликтных ситуациях детям, да, и взрослым тоже?
Важно не только прочитать, а и обсудить услышанное, чтобы произведение оставило след в душе, вызвало какие-то эмоции. Часто дети не готовы читать серьезные произведения, потому что нужно думать ,переживать, а им хочется чего-то легкого и непринужденного. Мы уже сейчас имеем поколение детей -потребителей, которым все должны, а они сами ничего не делают, чтобы чего-то добиться. Элементарно не хотят даже для самого себя учиться и получать знания, нужные ему самому в жизни.
Не хочу сказать, что такие все. В моем классе есть дети, которые посвящают чтению огромное количество своего времени. Например, Ксюша С. читает книги в свое свободное время даже на переменах .Спрашиваю:"Почему не отдыхаешь?"А она в ответ:"Книжка интересная".У нее в руках оказалась книга Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо".В дальнейшей беседе после прочтения она высказала интересную мысль ,о которой я не могу не сказать. На мой вопрос:"Что помогло этому человеку преодолеть такие суровые испытания и остаться в живых ,на твой взгляд?"Ксения сказала:"Наверное дружба с Пятницей, один бы он не справился!"Кстати, эта девочка довольно часто, посоветовавшись и спросив мое мнение, рекомендует ребятам нашего класса то или иное произведение, которое прочитала . Одно дело, если такую рекомендацию дает учитель или кто-то из родителей и совсем другое ,когда это делают сверстники.
Сергей Л. всегда выступает с интересными произведениями на уроках внеклассного чтения. Недавно всем нам он читал вслух "Денискины рассказы" В. Драгунского, эта книга одна из его любимых, ему нравятся друзья- Мишка и Дениска, которые никогда не унывают и всегда готовы прийти друг другу на помощь.
А Андрей Б.после зимних каникул поделился с ребятами своими впечатлениями от прочтения трилогии Н.Носова про Незнайку. Даже признался, что читал под одеялом с фонариком, когда все в доме уже спали.
Такие дети сильно отличаются от тех, которые не читают книги для удовольствия. Читающие школьники не только грамотно ,но и красиво и выразительно формулируют свои мысли, у них богатый словарный запас. Они интересные собеседники. Особенно ярко это проявляется в письменных работах. Сочинениями этих ребят я, как учитель, очень довольна.
Каждое произведение чему-то учит, помогает разобраться маленькому читателю в вопросах "что такое хорошо, а что такое плохо"?В первом классе , когда ребята только переступили порог школы, был такой случай. За партой сидели два мальчика. У одного из них сломался карандаш, он попросил у соседа, а тот не дал, пожадничал. Помните, в рассказе В. Осеевой "Синие листья" типичная ситуация. Я поняла, срочно надо прочитать это произведение. Теперь ,если у кого и сломается карандаш или ручка не пишет, сразу несколько ребят приходят на помощь и выручают своего товарища. Так и формируются дружеские отношения .
Как -то давно моя школьная подруга сказала:"Если мы ,одноклассники, выручать друг друга не будем -кто нам поможет?" Эти слова запали мне в душу. Работая учителем, с помощью других литературных произведений о дружбе пытаюсь эту истину донести до детей.
В заключение хочу сказать, и спорить на этот счет со мной , наверное, никто не станет, что книга - одно из главных средств воспитания человека, она развивает внутренний мир, согревает душу, делает человека добрее, будит фантазию и творческое воображение, и только чтение способствует полёту мысли.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонова Светлана Юрьевна
→ Публикатор 18.02.2024 0 392 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы