Урок математики по теме "Устные приёмы умножения и деления для случаев 234•2 и 468:2" для 3 класса
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9» г. Павлодара, Казахстан
Учитель начальных классов Бакланова Инна Викторовна
Урок математики в 3 классе.
Тема: Устные приёмы умножения и деления для случаев 234·2 и 468:2
Цели:
- формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
- развивать вычислительные навыки; умение анализировать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
- воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе.
I. Организационный этап.
посадка;
II. Мотивационный этап.
а) - Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:)
желаю (большой)
успеха
(указательный)
большого
(средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
- Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. - Удачи! В добрый путь за знаниями!
б) запись даты. (7 декабря.)
III. Актуализация знаний.
1) - Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)
- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)
- Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (6)
- Какое число у вас получилось? (746). Что вы о нем можете сказать?
(746 – 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;
в нем 7 сотен 4 десятка 6 единиц)
2) Сам-но: - Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.
Самопроверка: (на доске) 746, 764, 476, 467, 674, 647
Самооценка 1 - У кого по-другому?
- Если задание выполнили верно, поставьте на полях 3 балла.
- Записали 5 чисел – 2 балла;
- Записали 4 числа – 1 балл;
Коллективная работа:
- Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?
(от места, которое цифра занимает в записи числа)
- Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных
слагаемых; 4) «+» и «-» 3-значные числа;
3) Работа по вариантам:
- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
I – в. – подчеркнутые числа
II – в. – неподчеркнутые числа
Взаимопроверка:
вз/оц:2 - Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях 3 балла.
(На оценочном листе)
2б. - 1 ошибка - Кто выполнил работу правильно?
1 б. - 2 ошибки - У кого были ошибки? В чём?
Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания?
(раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных
слагаемых)
- Где нам могут пригодиться эти умения? (при решении примеров, для
удобства вычислений)
4) Постановка цели урока.
на доске: 800 · 3 200 · 4
234 · 2 468 : 2
600 : 2
-На какие группы можно разбить данные выражения? («·» и «:» круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные)
на доске: 800 · 3 234 · 2
200 · 4 468 : 2
600 : 2
- Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем «·» и «:» круглые 3-значные числа)
- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – встает.
(1-й читает ответы: 2400, 800, 300)
- У кого такие же ответы? Объясните способ решения.
с/оц:3 - Оцените свою работу 2 баллами, если с заданием справились без ошибок.
1б. - 1 ошибка - Кто выполнил работу правильно?
- У кого были ошибки? В чём?
- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:
234 · 2 468 : 2
- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не учились решать;
2) «·» и «:» 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее)
- Кто хочет научиться решать такие примеры?
- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное)
- Поставьте цели своей деятельности. ( научиться умножать и делить 3-значное число на 1значное)
IV. Операционный этап
В группах (на черновиках)
- Подумайте, как можно найти значение этих выражений.
Коллективная проверка:
Проверим, как вы выполнили задание?
Кто
хочет поделиться своими знаниями? ( 1
ученик от группы у ДОСКИ):
234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?
( 1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное
1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых:
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
V. Контролирующий этап
- А сейчас вы примените полученные знания на практике.
(каз.) с. 150 №2 1 ст. (по 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение) 132·3=100·3+30·3+2·3=396 (Применяю распределительное свойство умножения)
396:3=300:3+90:3+6:3=132
- Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?
- 2 столбик выполните в паре(проговаривая алгоритм своему товарищу)
Самостоятельная работа.
c.150 N2 Iряд и IIIряд 3-й столбик
II ряд 4-й столбик.
( - Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).
Взаимопроверка:
- Если в каком-то выражении значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.
в/оц.4 (На оценочном листе) 2б. - без ошибок
1б. - если была ошибка
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Кто допустил ошибку? В чем?
Итог: - Чему учились, выполняя это задание? (умножать и делить 3-значное число на 1-значное)
- Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?
1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
VI. Решение задачи
- Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?
«К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?»
- Докажите, что это задача.
- Выделите условие, вопрос.
- Определите тип задачи. (на нахождение частного)
- Какая это задача по структуре? (составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)
- Назовите числовые данные, что они обозначают?
- Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)
В парах: - Составьте графическую модель решения задачи.
Проверка: ( у доски 2 ученика: анализ - синтез)
-Какую схему вы составили?
–У кого другая схема?
1) 2)
318 + 321 ?
? : 3 ? : 3
? 318 + 321
-Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.
Проверкa: - Сколько шаров получилось?
(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))
- Кто решил другим способом?
(321:3+318:3=213(ш))
-Какой способ рациональный?
в/оц:5 - За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.
- Кто решил задачу верно?
- У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?
Вывод: - Какие знания и умения использовали?
1) умения решать текстовые задачи;
2) внетабличное умножение и деление;
3) умение составлять и решать выражения;
4) знание порядка действий в выражениях.
VII. Прочитайте задачу в карточке № 2.
« С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?»
- Выделите условие, вопрос.
- Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)
- Назовите числовые данные, что они обозначают?
- Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.
в/оц: 6 - За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.
-Кто выставил 3б., 2б.?
Итог: - Какие умения отрабатывали?
(умение делить 3-значное число на 1-значное).
VIII. Установление закономерности
- Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, Вставьте пропущенное число.
55 |
110 |
220 |
|
|
( 440 и 880 )
Итог: - Какие умения отрабатывали?
(умение умножать 3-значное число на 1-значное).
IX. Рефлексия.
- Какое открытие сделали для себя на уроке?
- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
- Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?
1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
X. Оценочный этап
- А теперь сосчитайте все баллы, которые вы ставили себе на уроке и оцените свою работу.
-Каким будет сегодня наше «дерево успеха»?
(у детей на парте ёлочные игрушки: красные, голубые, жёлтые)
Дети выбирают красные, голубые или жёлтые, подходят к доске и приклеивают на ёлочку.
К расная – если вы набрали 14-16 баллов и вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.
Синяя игрушка – 10-13 баллов и вы считаете, что научились
умножать и делить трёхзначные числа на однозначные,
но вам ещё нужна помощь.
Ж ёлтая игрушка – менее 10 баллов - и вы считаете,
что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый
вычислительный прием.
XI. Домашнее задание
-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
Запишите по выбору 1 задание.
с. 151 № 6 (по учебнику)
придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему
Придумать задачу, с решением на изученную тему
Лист самооценки:
№ |
Вид задания |
Задание мне уда-лось выполнить |
Моя цель сегодня на уроке |
1 |
Запись трёхзначных чисел |
|
Потренироваться в записи трёхзначных чисел |
2 |
Представить число в виде суммы разрядных слагаемых |
|
Потренироваться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых |
3 |
умножение и деление круглых чисел |
|
Повторить умножение и деление круглых чисел |
4 |
Внетабличные случаи умноже-ния и деления 3-значного числа на 1-значное |
|
Научиться внетабличному умножению и делению 3-значного числа на 1-значное. |
5 |
Решение составной текстовой задачи |
|
Улучшить свои умения в решении составных текстовых задач. |
6 |
Решение задачи с не сформули-рованным вопросом |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бакланова Инна Викторовна(♥Инночк@♥
→ ♥Инночк@♥ 06.08.2011 4 6595 1404 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.