Конспект урока по математике "Деление с нулем" 2 класс
Тема: Деление с нулем.
Тип урока: открытие нового знания
М-2 ч.2 ур.33
Автор: Евсеева Е.Ю. (ГБОУ ЦО №1449)
Основные цели:
тренировать способность к умению учиться;
продолжить формирование представления о смысле деления:
актуализировать правило умножения на 0:
тренировать умение решать текстовые задачи, тренировать вычислительные навыки:
развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал
Знак деления грустный
Слова Знака Деления
«Ребята, в стране Деления случилась беда! Ошибка выкрала и спрятала очень важное правило, теперь все будут делить неправильно! Помогите!»
Слова Ошибки
«Но вы, ребята, не знаете этого правила. Как же вы справитесь?»
Два шага учебной деятельности.
1 шаг «Понять, чего я не знаю»
2 шаг «Сам найду способ»
Знак деления веселый.
Слова знака деления
«Ребята, я верю, что вы справитесь! А я постараюсь вам помочь. Удачи!»
План открытия нового знания.
План открытия нового знания |
|
1.Повторю. |
|
2.Выполню пробное действие. |
|
3.Подумаю и пойму, чего я не знаю. |
|
4.Сам открою способ. |
|
5.Потренируюсь. |
|
6.Выполню самостоятельную работу. |
|
7.Подведу итог. |
|
Ноль
Эталон умножения на 0 с ошибкой.
0 · 0 = а
Задание 1 для этапа актуализации
7 ·0= 28· = 0 0 ·530= . 0 = 0 |
Для этапа актуализации
1) а · 0=а
Эталон деления
а: b =с↔с· b=а
Задание 2 для этапа актуализации.
-
18:2=
14:7=
6:2=
Задание для пробного действия
6 : 0
Тема урока
Деление с 0 |
Изображение думающего Смайлика
Надпись под шагом «Понять, чего я не знаю»
-
Я не знаю правила деления на 0
План выхода из затруднения.
1) Применю правило смысла деления.
( Предполагаемое частное умножу на делитель и посмотрю, получилось ли делимое).
2) Сделаю вывод.
3)Запишу правило в общем виде.
Эталоны деления с нулем
а : 0 0 : а = 0
Случай деления
0 : 6
Образец для проверки работы в парах
0 : 674 =0 0:43=0 89:0 139:0 |
Образец для проверки самостоятельной работы.
-
2 9: 0 0:55=0
0 :95 =0 55:0
Раздаточный материал
План открытия нового знания
План открытия нового знания |
|
1.Повторю. |
|
2.Выполню пробное действие. |
|
3.Подумаю и пойму, чего я не знаю. |
|
4.Сам открою способ. |
|
5.Потренируюсь. |
|
6.Выполню самостоятельную работу. |
|
7.Подведу итог. |
|
Задание 1 для этапа актуализации.
7 ·0= 28· = 0 0 ·530= . 0 = 0 |
Задание 2 для этапа актуализации
-
18:2=
14:7=
6:2=
Задание для пробного действия
6 : 0=
|
0:6 1.Применю правило смысла деления (Предполагаемое частное умножу на делитель и посмотрю, получилось ли делимое) 0:6= ● 6=0 2.Сделаю вывод Если 0 разделить на число,… 3.Запишу правило в общем виде ______________________________
|
План открытия нового знания
Правила работы в группах
Правила работы в группах 1.Разговаривать надо в полголоса. 2.Каждый имеет право высказаться. 3.Нельзя обижать товарищей по группе. 4.В случае необходимости обратиться к учителю. |
Задание для работы в парах.
0 : 674 0:43 89:0 139:0 |
Самостоятельная работа
-
29: 0 578:0
0:55 0:95
Ход урока
1 этап Мотивация к учебной деятельности
Цель: 1)мотивировать учащихся к учебной деятельности
2)определить содержательные рамки урока
Организация учебного процесса на этапе 1
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.
На интерактивной доске появляется знак деления. (Д-1)
Кто это? (Знак деления). Значит, сегодня наш урок будет посвящен делению. Мы что-то уже знаем об этом действии? (Да) Но знак какой-то грустный. Он хочет нам что-то сказать.
На интерактивной доске появляется Д-2 Знак Деления
Поможем? (Да!) И Ошибку не испугаетесь?
На интерактивной доске появляется Д-3
Ошибка не верит, что мы справимся, раз мы не знакомы с этим правилом, значит для нас это новое знание. А мы умеем открывать новые знания? (Да). Как же открыть новое знание?
На обычной доске появляется Д-4
На интерактивной доске появляется Д-6
Знак желает нам удачи. Мы справимся?(Да)
Ну что же, будем действовать по плану открытия нового знания. Вам он хорошо знаком. Возьмите листок №1 (Р-1) План урока
Итак, в путь!
2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цель: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;
2) актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
3) мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2
С чего начнем? (С повторения).
Мы должны повторить все, что знаем? (Нет, только то, что нам пригодиться для открытия нового знания). А что же нам пригодиться? Давайте спросим у Знака Деления.
На интерактивной доске появляется Д-8
Ноль? И что же мы должны повторить? Мы знаем какие-то правила, в которых присутствует 0? ( Что при умножении на 0 всегда получается 0).Давайте вспомним, как это правило записывается в общем виде
На интерактивной доске появляется Д-9 Эталон с ошибкой
Смотрите, коварная Ошибка пробралась в эталон! Ничего у тебя не получиться! Сейчас ребята тебя исправят.
Дети исправляют ошибку.
А чтобы доказать Ошибке, что мы очень хорошо знакомы с этим правилом, давайте выполним несколько вычислений. Возьмите листок №2 (Р-2)
На интерактивной доске появляется Д-10.
Один ребенок работает у интерактивной доски, остальные на листах. Особо отмечается, что в последнее выражение можно подставить любое число.
У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с повторением. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).
Что мы сейчас повторили? (Правило умножения на 0)
На обычной доске в плане открытия нового знания на этапе повторения появляется Д-11. Правило умножения на 0
Давайте узнаем, что еще мы должны повторить?
На интерактивной доске появляется Д-12
А это что за знак? (Умножения) Что означает эта запись? (Операция умножения обратна операции деления) Что значит разделить число а на число b? (Это значит найти такое число с, которое при умножении на b дает а)
На интерактивной доске появляется Д-13,14 примеры на деление с эталоном
А вот и следующее задание. Что общего у этих записей? (В каждом из них действие деления) Что поможет найти частное этих чисел (Таблица умножения) Возьмите лист №3 (Р-3) Примеры на деление
По одному у интерактивной доски с комментированием
Итак, чем мы пользовались, чтобы разделить одно число на другое? (Таблицей умножения)
У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с повторением. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).
Что мы повторили? (Вспомнили смысл деления, потренировались в делении)
На обычной доске появляется Д-13 Эталон деления
Почему мы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания)
Какой следующий шаг? (Пробное действие) Для чего оно нужно? (Чтобы понять, чего мы не знаем)
На интерактивной доске появляется Д-15
Какое действие нужно выполнить? (Деление) Это действие нам знакомо? (Да). А что нового в этом задании? (Надо разделить на 0). Мы раньше выполняли деление с 0? (Нет). Значит, тема нашего урока…(Деление с 0)
На обычной доске появляется Д-16 Тема
Попробуйте выполнить это задание. (30 сек)
Кто не выполнил задание? Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли разделить 6 на 0)
Кто разделил? Какие результаты у вас получились?
Учитель пишет результаты на интерактивной доске рядом с пробным действием.
Среди ваших результатов нет правильного. Значит, вы не смогли…(Получить правильный результат)
У нас возникло (Затруднение). Поставим…(Знак вопроса) рядом с пробным действием на маршрутном листе.
А раз возникло затруднение, надо…(Подумать)
На интерактивной доске появляется Д-17
3 этап Выявление места и причины затруднения
Цель: 1)восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения;
2)соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3
Какое задание вы должны были выполнить? (Разделить 6 на 0)
Чем вы пытались воспользоваться? (Таблицей умножения)
Наводящий вопрос: «Чем мы пользуемся при делении?»
Где возникло затруднение? (В определении частного)
Наводящий вопрос: «Вы смогли правильно определить частное?» (Нет) Значит, ваше затруднение...(В определении частного)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как разделить число на 0)
На обычной доске появляется Д-18
Вы поняли, чего вы не знаете? (Да) Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с третьим шагом.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:1) построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4
Мы поняли, чего мы не знаем, теперь можем…(Сами открывать способ).
Сначала нужно поставить цель. Если мы не знаем правила деления на 0, значит, наша цель…(Открыть правило деления на 0)
Что нам может помочь? (Смысл действия деления, правило умножения на 0)
Давайте составим план
На обычной доске появляется Д-19 План открывается по пунктам
Вы сказали, что нам поможет знание смысла деления. Значит, первый шаг - применить...(Правило смысла деления)Что значит применить правило? Предполагаемое частное надо умножить на делитель и посмотреть, получилось ли делимое.
Если получится делимое, мы сделаем вывод. А затем составим эталон.
5 этап Реализация построенного проекта
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта;
2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;
3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;
4) уточнить общий характер нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5
Итак, какой первый шаг? (Применю правило смысла деления)
Что значит 6 разделить на 0 (Это значит найти такое число, которое при умножении на 0 дает 6) Как вы думаете, какое это число?
Варианты, предлагаемые детьми, умножаются на 0. действия записываются на листах для пробного действия и интерактивной доске.
Есть такое число, которое при умножении на 0 дает 6? (Нет) Какой мы сделаем вывод? (Делить на 0 нельзя). На 0 нельзя делить только число 6 или любое число? (Любое). Чтобы было удобно пользоваться этим правилом, давайте запишем его в общем виде.
На месте числа 6 может быть любое число? (Да) Значит, мы можем заменить его буквой...(а).
На интерактивной доске появляется а
Что запишем дальше? (:0)
На интерактивной доске появляется а:0
Как показать, что это действие выполнить невозможно?
Варианты детей рассматриваются, приходим к выводу, что нужно зачеркнуть.
Как прочитать полученную запись? (Делить на 0 нельзя)
Молодцы! Вы открыли одно правило. Значит, 6:0...(Нельзя)
На ИД зачеркнуть
А теперь прочитайте еще раз тему урока. (Деление с 0). Посмотрите на задание для пробного действия и скажите, какие еще случаи можно составить на деление с 0. (0:6)
На интерактивной доске появляется Д-21 0:6
Подойдет ли наш план для открытия этого случая? (Да) Далее я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа, действуя по нашему плану, должна будет вывести правило деления 0 на число и записать правило в общем виде, т.е. с помощью букв. У ответственных в группах на столах лежат необходимые материалы: план работы и правила работы в группах. (Р-5,6). Давайте вспомним эти правила. (…)
Дети работают в группах, затем организуется защита проектов. Результаты работы прикрепляются на доску, одна группа рассказывает о полученных результатах, остальные дополняют. Итог вывести на интерактивную доску. 0:а=0
Значит, 0:6 получиться ( 0 ).
На ИД дописать
Мы открыли правило? (Да) Ну что же, если мы оказались правы, Ошибка должна отдать правило.
На ИД Ошибка отдает правило
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да). Поставим себе знак + на маршрутном листе
На обычной доске под шагом «Сам найду способ» прикрепить Д-20 новые эталоны
Что вы теперь сможете делать с помощью этих правил? (Выполнять деление с 0)
Физ.минутка
6 этап Первичное закрепление
Цель: 1) организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6
Мы открыли правило, но Знак все еще грустный. Может быть, мы что-то еще должны сделать? (Потренироваться)
Фронтально – стр. 95 №3 второй столбик делаем в учебнике
В парах – Р-7
На интерактивной доске появляется Д-21,
У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с 5-м шагом. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).
7 этап Самостоятельная работа
Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.
2) организовать рефлексию нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организация учебного процесса на этапе 7
-Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу)
-Для чего? (Чтобы проверить себя)
Возьмите листок №6 (Р-8)
После выполнения самостоятельной работы самопроверка по подробному образцу (Д-22)
Анализ и исправление ошибок.
Те ученики, которые не допустили ошибок, ставят на маршрутном листе знак «+», допустившие ошибки – знаки «!+».
Вы молодцы, справились с работой! Посмотрите на наш Знак – он улыбается.
На интерактивной доске появляется Д-5
8 этап Включение в систему знаний и повторение.
Цель: 1). выявить границы применимости нового знания.
2).повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Организация учебного процесса на этапе 8
с.96 №5 делаем в учебнике
9 этап Рефлексия.
Цель: 1).зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2).провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3).оценить собственную деятельность на уроке.
4).зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
5).обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9
Какую цель вы ставили на уроке? (Научиться выполнять деление с 0).
Вы достигли поставленной цели? (Да).
Докажите (Выполнили самостоятельную работу)
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
На интерактивной доске появляется лестница успеха.
Посмотрите еще раз на свои планы урока, посмотрите, сколько у вас плюсов. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, поставьте Смайлик на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на первую ступеньку.
Вы сегодня очень хорошо поработали, но значит ли это, что больше не надо тренироваться? (Надо выполнить домашнюю работу)
Д/З 1.с.95 №4
2 с .97 №11
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евсеева Екатерина Юрьевна
→ aurelia 26.09.2011 0 5170 1090 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.