Слайд 1
Полякова Елена Александровна
учитель начальных классов
НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД»
Решение задач с с
ис пользованием
экологич с ес ких
понятий и терминов и терм инов
Урок м атем атики с
элем ентам и
экологии
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
__________________________________________
Полякова Елена Александровна
учитель начальных классов
НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД»
Классный
экологический
задачник
Во время акции «Чистый берег Волги» на астраханском городском пляже студенты собрали 175кг мусора и вывезли его в 7-ми одинаковых мешках. Сколько килограммов мусора было в каждом мешке? Сколько килограммов мусора студенты могли бы убрать за 3 дня при той же интенсивности труда?
Учениками школы-интерната №8 ОАО «РЖД» на субботнике было посажено 84 саженца. Каждый класс посадил по 4 саженца тополя и 2 саженца вяза, так как известно, что вяз выделяет в год 14 кг кислорода, а тополь - 42 кг. Сколько классов принимали участие в субботнике? Сколько кислорода в год выделят деревья, посаженные учениками нашего класса?
Астраханский биосферный заповедник был создан в 1919г, а в 1994г в нашей стране было уже 143 заповедника. За последние 16 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько лет Астраханскому заповеднику? Сколько заповедников стало в нашей стране?
Одно из крупных предприятий нашего города выбрасывало в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистных сооружений количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистных сооружений.
Важнейшей проблемой Астраханского края является сброс загрязнённых сточных вод. На выполнение мероприятий по очистке водных ресурсов было направлено 980 тысяч рублей. Эти деньги расходовали 3 месяца по 320 тысяч рублей. Сколько денег осталось израсходовать.
Покрытая лесом земля Астраханской области составляет 87 тысяч га. А площадь, занимаемая песками и заболоченными участками в 3 раза больше. Какова общая площадь земель Астраханской области?
В 1940 году улов рыбы в Астраханской области составил 221 тысячу тонн, а в 2010 году – 45 тысяч тонн. На сколько уменьшился улов рыбы и за какой период?
Главные источники загрязнения атмосферы – промышленные, транспортные и бытовые выбросы. По Астраханской области выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в прошлом году составили120 тысяч тонн. 1/6 часть этих выбросов приходится на долю автотранспорта. Сколько тысяч тонн загрязняющих веществ выбросил в воздух автотранспорт?
Ежегодно промышленность и транспорт астраханской области выбрасывает в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя Астраханской области приходится до 200 кг загрязнений.
Используя следующие данные, посчитай, сколько деревьев и каких должен посадить каждый житель нашего края, чтобы защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.
За сезон выделяет кислорода:
Клён – 2кг
Вяз – 14кг
Тополь – 42кг
За месяц 1га соснового леса – 2500кг
Каждая свалка мусора представляет собой химическую мину, выделяющую в атмосферу опасные яды. Общая площадь земель, занятых свалками в Астраханской области составляет 634га, полигонами – 65га. Сколько кг чистого кислорода могло бы попасть в атмосферу, если бы всю эту территорию засадить деревьями. Используйте данные предыдущей задачи.
Все большую тревогу у населения области вызывает загрязнение воды. Десятки токсичных веществ, сбрасываемых в водоемы со сточными водами, оказывают отрицательное влияние на качество природных вод, донных отложений и состояние обитателей водоемов. В дельте обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около 200л воды.
Сколько литров воды очищает один такой моллюск за летний период? Достаточно ли этого, чтобы наши водоёмы стали чистыми?
Источники загрязнения реки Волги - промышленные и коммунальные предприятия. Все загрязненные сточные воды, прежде чем попасть в естественные водоемы, должны проходить механическую и биологическую очистку . В настоящее время в области из 64 очистительных сооружений 1/4 требуется реконструкция. Сколько очистительных сооружений будут работать, пока будет проводитья реконструкция устаревших сооружений.
Более 2млн тонн мусора в год скапливается на свалках на территории Астраханской области, что привело к загрязнению почвы. Лучший способ снижения и загрязнения природных ресурсов, использование отходов как вторичного сырья. Сколько необходимо построить заводов по утилизации, если один завод перерабатывает 100 тысяч тонн мусора в год?
На балансе предприятий области образовалось 213 тысяч тонн отходов., из которых использовано и обезврежено 3/5. Сколько тысяч тонн отходов не было обезврежено?
Лотос – священный цветок. В дельте Волги на территории Астраханского заповедника находятся самые большие цветущие акватории на планете, которые достигают 15 км в длину и 3 км в ширину. На сколько квадратных км простираются поля уникального цветка?
Экологический
Дневник
_________________________
Экология - наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.
АКВАТОРИЯ - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами (Водный Кодекс Российской Федерации).
АНТРОПОГЕННЫЙ - обязанный своим происхождением деятельности человека. В некоторых научных изданиях встречается термин "антропический" так как ряд авторов считают его более точным.
АРЕАЛ - [от лат. area - площадь, пространство] - область распространения организмов определенного вида, рода, семейства или какой-либо другой систематической категории.
АРЕАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - регион, где вид может обитать в связи с наличием подходящих для него условий вне зависимости от того, где расположен этот регион и отделен ли он непреодолимыми для вида преградами.
ЭКОЛОГ - ученый, занимающийся экологией, т. е. изучающий взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности личности, общества и Государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф .
ЭКОСФЕРА (БИОСФЕРА) - одна из оболочек (сфер) Земли, состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работой живого вещества.
КАТАСТРОФА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - [гр. katastrophe - поворот, переворот] - неравновесное, нестационарное преобразование окружающей среды, следствием которого является потеря устойчивости (потеря равновесия) в результате изменения собственных параметров и/или быстрого изменения внешних переменных.
КРАСНАЯ КНИГА - список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. В Красной книге приводится информация об основных причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения. Международным союзом охраны природы (МСОП) первый том Красной книги был издан в 1966 г. В СССР Красная книга была учреждена в 1974 г.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (закон "Об особо охраняемых природных территориях").
ТЕПЛИЧНЫЙ (ПАРНИКОВЫЙ) ЭФФЕКТ - постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере антропогенного углекислого и других газов, которые аналогично покрытию теплицы или закрытым стеклам автомобиля, пропуская солнечные лучи, препятствуют инфракрасному (тепловому) излучению с поверхности Земли.
ЗАПОВЕДНИК БИОСФЕРНЫЙ - заповедник международного значения, не измененный человеком природный территориальный комплекс, где идут естественные процессы, характер которых позволяет выявить спонтанно происходящие изменения в биосфере, в том числе глобально-антропогенные.
Полякова Елена Александровна
учитель начальных классов
НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД»
УРОК МАТЕМАТИКИ
(3 класс)
Тема: «Деление и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»
Цели:
формировать сознательные и прочные навыки вычисления;
закрепить умение решать задачи разного вида, формировать опыт работы в группах;
развивать экологические компетенции учащихся путём решения задач с экологической тематикой.
Ход урока
1.Организационный момент. (слайд 1)
2.Сообщение целей урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок математики. На протяжении всего года мы накапливали опыт и знания по очень важному в современном мире предмету - экологии. Проводили ознакомительные беседы, викторины, конкурсы, готовили сообщения, принимали участие в областном конкурсе детских спектаклей и поделок на экологическую тему. А сегодня нам предстоит решать задачи. Эти задачи - результат вашей исследовательской работы, которые собраны в наш «Классный экологический задачник». А какую тему они раскрывают, мы узнаем, выполнив первое задание нашего урока.
3. Устный счёт. (слайд 2)
На доске
: : : :4
8 7 29 72 24 12
: : :6
9 0 18 56 14 16
: :5 :
5 0 25 16 105 15
(На слайде открываем мозаику с соответствующим ответом, читаем тему экологических задач «Дорогое моё понизовье»)
4. Закрепление экологических понятий. (слайд 3)
Итак, сегодня на уроке мы будем и математиками, и экологами, так как составленные нами задачи, раскрывают экологические проблемы АО. Давайте вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ и кто такие ЭКОЛОГИ. (Вся работа с терминами проводится по словарю и дублируется в презентации)
- Над какими проблемами работают экологи нашего родного края?
Загрязнение воды (ГИДРОСФЕРА) - 1команда (сточные воды очистительных сооружений, бытовой мусор, нефтепродукты, тяжёлые металлы; новые очистные сооружения, использование для очистки живых организмов, бережное отношение - это карточки в конверте. Дети должны выбрать источники загрязнения, а после решения задачи показать пути решения экологической проблемы)
Загрязнение воздуха (АТМОСФЕРА) – 2команда (выбросы загрязняющих веществ, соединения серы и азота вызывают кислотные осадки, выхлопные газы автотранспорта, применение автомобильных катализаторов, озеленение окружающей среды, установка очистных сооружений)
Загрязнение почвы (ЛИТОСФЕРА) -3команда (нерациональное использование и нарушение норм хранения ядохимикатов и удобрений, попадание в почву загрязняющих веществ, содержащихся в воде при орошении, бытовые и промышленные отходы, использование отходов как вторичного сырья обезвреживания и складирования отходов на специально отведенных и обустроенных территориях.)
5. Физминутка.
Астрахань – мой милый город!
Он - начало всех начал.
И когда я здесь родился,
Громко А-А-А я закричал!
Вот теперь расту весёлый,
Астраханский ем арбуз.
Это ягода такая,
Очень сладкая на вкус!
Как весна настанет,
Мы на Волгу все!
С удочкой за воблой,
Рады все весне!
6. Решение задач.
А сейчас откроем наши классные экологические задачники и поработаем в группах.
1 команда решает задачу, связанную с проблемами гидросферы.
Все большую тревогу у населения области вызывает загрязнение воды. Десятки токсичных веществ, сбрасываемых в водоемы со сточными водами, оказывают отрицательное влияние на качество природных вод, донных отложений и состояние обитателей водоемов. В дельте обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около 200л воды.
Сколько литров воды очищает один такой моллюск за летний период? Достаточно ли этого, чтобы наши водоёмы стали чистыми? (слайд 4)
2 команда решает задачу, связанную с проблемами атмосферы.
Ежегодно промышленность и транспорт астраханской области выбрасывает в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя Астраханской области приходится до 200 кг загрязнений.
Используя следующие данные, посчитай, сколько деревьев и каких должен посадить каждый житель нашего края, чтобы защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.
За сезон выделяет кислорода:
Клён – 2кг Вяз – 14кг Тополь – 42кг (слайд 5)
3 команда решает задачу, связанную с проблемами литосферы.
Более 2 млн тонн мусора в год скапливается на свалках на территории Астраханской области, что привело к загрязнению почвы. Лучший способ снижения и загрязнения природных ресурсов, использование отходов как вторичного сырья. Сколько необходимо построить заводов по утилизации, если один завод перерабатывает 500 тысяч тонн мусора в год?
(слайд 6)
Решение каждой задачи записываем на доску и в экологический дневник.
Вывод по каждой задаче математический (вид задачи) и экологический (карточки в конверте).
7. Подведение итогов урока.
«Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зелёный дом. А дом нужно всегда беречь и защищать», - говорят экологи.
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. ( Слайд 7)
Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.
В последнее время человек осознал, какой вред наносит природе. Вот почему охрана окружающей среды стала одной из важнейших государственных проблем. Задача человека - вернуться к гармонии с природой. Что это значит?
Соблюдать законы природы.
Помнить, что человек не хозяин природы, а её часть, часть одного большого живого организма – биосферы.
Понимать, что всё в природе взаимосвязано – вода, земля, воздух, растения, животные, человек – не могут существовать друг без друга.
Науки тоже взаимосвязаны – математика может помочь решать экологические проблемы.
( слайд 8)
Любите родную природу – Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Сточные воды очистительных сооружений
бытовой мусор
нефтепродукты
тяжёлые металлы
новые очистные сооружения
использование для очистки живых организмов
бережное отношен
выбросы загрязняющих веществ
соединения серы и азота вызывают кислотные осадки
выхлопные газы автотранспорта
применение автомобильных катализаторов
озеленение окружающей среды
установка очистных сооружений
нерациональное использование ядохимикатов и удобрений
попадание в почву загрязняющих веществ при орошении
бытовые и промышленные отходы
использование отходов как вторичного сырья
обезвреживание и складирование отходов на специальных территориях.
Гидросфера
Атмосфера
Литосфера
Использованные ресурсы:
http://www.google.ru/search?q=картинки+Астрахань&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei
http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&q=проблемы%20экологии%20фото&gs_sm
http://www.softkey.info/reviews/review11530.php
http://festival.1september.ru/articles/214731/
http://www.4stupeni.ru/category/konspekt_3_mat
Урок математики на тему: «Деление и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»
Цели:
формировать сознательные и прочные навыки вычисления;
закрепить умение решать задачи разного вида, формировать опыт работы в группах;
развивать экологические компетенции учащихся путём решения задач с экологической тематикой.
систематизировать накопленный опыт.
На протяжении всего года мы накапливали опыт и знания по очень важному в современном мире предмету - экологии. Проводили ознакомительные беседы, викторины, конкурсы, готовили сообщения, принимали участие в областном конкурсе детских спектаклей и поделок на экологическую тему. На уроке детям предстоит решать задачи. Эти задачи - результат исследовательской работы, которые собраны в наш «Классный экологический задачник». Все задачи авторские, составлены совместно группами ребят при помощи родителей и учителя. Помощь заключалась в организации исследовательской деятельности, подборе информации, систематизации накопленного опыта и знаний.
Этот материал может быть использован как база для накопления собственного опыта в данном направлении, можно выбрать задачи, использовать презентацию, провести урок по готовой разработке.
Автор: Полякова Елена Александровна
→ polyanka 10.11.2011 1 4600 1310 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.