Урок математики на тему «Деление и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»; 3 кл.




_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________





Полякова Елена Александровна

учитель начальных классов

НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД»



Классный

экологический

задачник



  • Во время акции «Чистый берег Волги» на астраханском городском пляже студенты собрали 175кг мусора и вывезли его в 7-ми одинаковых мешках. Сколько килограммов мусора было в каждом мешке? Сколько килограммов мусора студенты могли бы убрать за 3 дня при той же интенсивности труда?

  • Учениками школы-интерната №8 ОАО «РЖД» на субботнике было посажено 84 саженца. Каждый класс посадил по 4 саженца тополя и 2 саженца вяза, так как известно, что вяз выделяет в год 14 кг кислорода, а тополь - 42 кг. Сколько классов принимали участие в субботнике? Сколько кислорода в год выделят деревья, посаженные учениками нашего класса?

  • Астраханский биосферный заповедник был создан в 1919г, а в 1994г в нашей стране было уже 143 заповедника. За последние 16 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько лет Астраханскому заповеднику? Сколько заповедников стало в нашей стране?

  • Одно из крупных предприятий нашего города выбрасывало в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистных сооружений количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистных сооружений.

  • Важнейшей проблемой Астраханского края является сброс загрязнённых сточных вод. На выполнение мероприятий по очистке водных ресурсов было направлено 980 тысяч рублей. Эти деньги расходовали 3 месяца по 320 тысяч рублей. Сколько денег осталось израсходовать.

  • Покрытая лесом земля Астраханской области составляет 87 тысяч га. А площадь, занимаемая песками и заболоченными участками в 3 раза больше. Какова общая площадь земель Астраханской области?

  • В 1940 году улов рыбы в Астраханской области составил 221 тысячу тонн, а в 2010 году – 45 тысяч тонн. На сколько уменьшился улов рыбы и за какой период?

  • Главные источники загрязнения атмосферы – промышленные, транспортные и бытовые выбросы. По Астраханской области выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в прошлом году составили120 тысяч тонн. 1/6 часть этих выбросов приходится на долю автотранспорта. Сколько тысяч тонн загрязняющих веществ выбросил в воздух автотранспорт?

  • Ежегодно промышленность и транспорт астраханской области выбрасывает в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя Астраханской области приходится до 200 кг загрязнений.

Используя следующие данные, посчитай, сколько деревьев и каких должен посадить каждый житель нашего края, чтобы защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.

За сезон выделяет кислорода:

Клён – 2кг

Вяз – 14кг

Тополь – 42кг

За месяц 1га соснового леса – 2500кг

  • Каждая свалка мусора представляет собой химическую мину, выделяющую в атмосферу опасные яды. Общая площадь земель, занятых свалками в Астраханской области составляет 634га, полигонами – 65га. Сколько кг чистого кислорода могло бы попасть в атмосферу, если бы всю эту территорию засадить деревьями. Используйте данные предыдущей задачи.

  • Все большую тревогу у населения области вызывает загрязнение воды. Десятки токсичных веществ, сбрасываемых в водоемы со сточными водами, оказывают отрицательное влияние на качество природных вод, донных отложений и состояние обитателей водоемов. В дельте обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около 200л воды.

Сколько литров воды очищает один такой моллюск за летний период? Достаточно ли этого, чтобы наши водоёмы стали чистыми?

  • Источники загрязнения реки Волги - промышленные и коммунальные предприятия. Все загрязненные сточные воды, прежде чем попасть в естественные водоемы, должны проходить механическую и биологическую очистку . В настоящее время в области из 64 очистительных сооружений 1/4 требуется реконструкция. Сколько очистительных сооружений будут работать, пока будет проводитья реконструкция устаревших сооружений.

  • Более 2млн тонн мусора в год скапливается на свалках на территории Астраханской области, что привело к загрязнению почвы. Лучший способ снижения и загрязнения природных ресурсов, использование отходов как вторичного сырья. Сколько необходимо построить заводов по утилизации, если один завод перерабатывает 100 тысяч тонн мусора в год?

  • На балансе предприятий области образовалось 213 тысяч тонн отходов., из которых использовано и обезврежено 3/5. Сколько тысяч тонн отходов не было обезврежено?

  • Лотос – священный цветок. В дельте Волги на территории Астраханского заповедника находятся самые большие цветущие акватории на планете, которые достигают 15 км в длину и 3 км в ширину. На сколько квадратных км простираются поля уникального цветка?



















































































































Экологический

Дневник

_________________________







Экология - наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

АКВАТОРИЯ - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами (Водный Кодекс Российской Федерации).

АНТРОПОГЕННЫЙ - обязанный своим происхождением деятельности человека. В некоторых научных изданиях встречается термин "антропический" так как ряд авторов считают его более точным.

АРЕАЛ - [от лат. area - площадь, пространство] - область распространения организмов определенного вида, рода, семейства или какой-либо другой систематической категории.

АРЕАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - регион, где вид может обитать в связи с наличием подходящих для него условий вне зависимости от того, где расположен этот регион и отделен ли он непреодолимыми для вида преградами.

ЭКОЛОГ - ученый, занимающийся экологией, т. е. изучающий взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности личности, общества и Государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф .

ЭКОСФЕРА (БИОСФЕРА) - одна из оболочек (сфер) Земли, состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работой живого вещества.

КАТАСТРОФА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - [гр. katastrophe - поворот, переворот] - неравновесное, нестационарное преобразование окружающей среды, следствием которого является потеря устойчивости (потеря равновесия) в результате изменения собственных параметров и/или быстрого изменения внешних переменных.

КРАСНАЯ КНИГА - список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. В Красной книге приводится информация об основных причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения. Международным союзом охраны природы (МСОП) первый том Красной книги был издан в 1966 г. В СССР Красная книга была учреждена в 1974 г.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (закон "Об особо охраняемых природных территориях").

ТЕПЛИЧНЫЙ (ПАРНИКОВЫЙ) ЭФФЕКТ - постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере антропогенного углекислого и других газов, которые аналогично покрытию теплицы или закрытым стеклам автомобиля, пропуская солнечные лучи, препятствуют инфракрасному (тепловому) излучению с поверхности Земли.

ЗАПОВЕДНИК БИОСФЕРНЫЙ - заповедник международного значения, не измененный человеком природный территориальный комплекс, где идут естественные процессы, характер которых позволяет выявить спонтанно происходящие изменения в биосфере, в том числе глобально-антропогенные.

Полякова Елена Александровна

учитель начальных классов

НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД»



УРОК МАТЕМАТИКИ

(3 класс)

Тема: «Деление и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»

Цели:

  • формировать сознательные и прочные навыки вычисления;

  • закрепить умение решать задачи разного вида, формировать опыт работы в группах;

  • развивать экологические компетенции учащихся путём решения задач с экологической тематикой.




Ход урока

1.Организационный момент. (слайд 1)

2.Сообщение целей урока.

Вступительное слово учителя.

  • Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок математики. На протяжении всего года мы накапливали опыт и знания по очень важному в современном мире предмету - экологии. Проводили ознакомительные беседы, викторины, конкурсы, готовили сообщения, принимали участие в областном конкурсе детских спектаклей и поделок на экологическую тему. А сегодня нам предстоит решать задачи. Эти задачи - результат вашей исследовательской работы, которые собраны в наш «Классный экологический задачник». А какую тему они раскрывают, мы узнаем, выполнив первое задание нашего урока.


3. Устный счёт. (слайд 2)

На доске

: : : :4

8 7 29 72 24 12

: : :6

9 0 18 56 14 16


: :5 :

5 0 25 16 105 15


(На слайде открываем мозаику с соответствующим ответом, читаем тему экологических задач «Дорогое моё понизовье»)


4. Закрепление экологических понятий. (слайд 3)


Итак, сегодня на уроке мы будем и математиками, и экологами, так как составленные нами задачи, раскрывают экологические проблемы АО. Давайте вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ и кто такие ЭКОЛОГИ. (Вся работа с терминами проводится по словарю и дублируется в презентации)

- Над какими проблемами работают экологи нашего родного края?


Загрязнение воды (ГИДРОСФЕРА) - 1команда (сточные воды очистительных сооружений, бытовой мусор, нефтепродукты, тяжёлые металлы; новые очистные сооружения, использование для очистки живых организмов, бережное отношение - это карточки в конверте. Дети должны выбрать источники загрязнения, а после решения задачи показать пути решения экологической проблемы)


Загрязнение воздуха (АТМОСФЕРА) – 2команда (выбросы загрязняющих веществ, соединения серы и азота вызывают кислотные осадки, выхлопные газы автотранспорта, применение автомобильных катализаторов, озеленение окружающей среды, установка очистных сооружений)


Загрязнение почвы (ЛИТОСФЕРА) -3команда (нерациональное использование и нарушение норм хранения ядохимикатов и удобрений, попадание в почву загрязняющих веществ, содержащихся в воде при орошении, бытовые и промышленные отходы, использование отходов как вторичного сырья обезвреживания и складирования отходов на специально отведенных и обустроенных территориях.)


5. Физминутка.

Астрахань – мой милый город!

Он - начало всех начал.

И когда я здесь родился,

Громко А-А-А я закричал!

Вот теперь расту весёлый,

Астраханский ем арбуз.

Это ягода такая,

Очень сладкая на вкус!

Как весна настанет,

Мы на Волгу все!

С удочкой за воблой,

Рады все весне!








6. Решение задач.


А сейчас откроем наши классные экологические задачники и поработаем в группах.

1 команда решает задачу, связанную с проблемами гидросферы.

  • Все большую тревогу у населения области вызывает загрязнение воды. Десятки токсичных веществ, сбрасываемых в водоемы со сточными водами, оказывают отрицательное влияние на качество природных вод, донных отложений и состояние обитателей водоемов. В дельте обитает около 80 видов моллюсков. Все моллюски очищают воду, фильтруя ее в поисках пищи. Один моллюск за сутки очищает около 200л воды.

Сколько литров воды очищает один такой моллюск за летний период? Достаточно ли этого, чтобы наши водоёмы стали чистыми? (слайд 4)


2 команда решает задачу, связанную с проблемами атмосферы.

  • Ежегодно промышленность и транспорт астраханской области выбрасывает в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя Астраханской области приходится до 200 кг загрязнений.

Используя следующие данные, посчитай, сколько деревьев и каких должен посадить каждый житель нашего края, чтобы защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.

За сезон выделяет кислорода:

Клён – 2кг Вяз – 14кг Тополь – 42кг (слайд 5)

3 команда решает задачу, связанную с проблемами литосферы.

  • Более 2 млн тонн мусора в год скапливается на свалках на территории Астраханской области, что привело к загрязнению почвы. Лучший способ снижения и загрязнения природных ресурсов, использование отходов как вторичного сырья. Сколько необходимо построить заводов по утилизации, если один завод перерабатывает 500 тысяч тонн мусора в год?

(слайд 6)

Решение каждой задачи записываем на доску и в экологический дневник.

Вывод по каждой задаче математический (вид задачи) и экологический (карточки в конверте).

7. Подведение итогов урока.



«Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зелёный дом. А дом нужно всегда беречь и защищать», - говорят экологи.

Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. ( Слайд 7)

Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.






В последнее время человек осознал, какой вред наносит природе. Вот почему охрана окружающей среды стала одной из важнейших государственных проблем. Задача человека - вернуться к гармонии с природой. Что это значит?

  • Соблюдать законы природы.

  • Помнить, что человек не хозяин природы, а её часть, часть одного большого живого организмабиосферы.

  • Понимать, что всё в природе взаимосвязановода, земля, воздух, растения, животные, человекне могут существовать друг без друга.

  • Науки тоже взаимосвязаныматематика может помочь решать экологические проблемы.


( слайд 8)

Любите родную природуОзёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

























Сточные воды очистительных сооружений


бытовой мусор


нефтепродукты


тяжёлые металлы


новые очистные сооружения


использование для очистки живых организмов


бережное отношен


выбросы загрязняющих веществ

соединения серы и азота вызывают кислотные осадки

выхлопные газы автотранспорта

применение автомобильных катализаторов



озеленение окружающей среды


установка очистных сооружений






нерациональное использование ядохимикатов и удобрений



попадание в почву загрязняющих веществ при орошении


бытовые и промышленные отходы

использование отходов как вторичного сырья



обезвреживание и складирование отходов на специальных территориях.





Гидросфера








Атмосфера


Литосфера







Использованные ресурсы:


http://www.google.ru/search?q=картинки+Астрахань&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&q=проблемы%20экологии%20фото&gs_sm

http://www.softkey.info/reviews/review11530.php

http://www.google.ru/imgres?q

www.photoland-asp.

http://festival.1september.ru/articles/214731/

http://www.4stupeni.ru/category/konspekt_3_mat


Урок математики на тему: «Деление и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»

Цели:

  • формировать сознательные и прочные навыки вычисления;

  • закрепить умение решать задачи разного вида, формировать опыт работы в группах;

  • развивать экологические компетенции учащихся путём решения задач с экологической тематикой.

  • систематизировать накопленный опыт.




На протяжении всего года мы накапливали опыт и знания по очень важному в современном мире предмету - экологии. Проводили ознакомительные беседы, викторины, конкурсы, готовили сообщения, принимали участие в областном конкурсе детских спектаклей и поделок на экологическую тему. На уроке детям предстоит решать задачи. Эти задачи - результат исследовательской работы, которые собраны в наш «Классный экологический задачник». Все задачи авторские, составлены совместно группами ребят при помощи родителей и учителя. Помощь заключалась в организации исследовательской деятельности, подборе информации, систематизации накопленного опыта и знаний.

Этот материал может быть использован как база для накопления собственного опыта в данном направлении, можно выбрать задачи, использовать презентацию, провести урок по готовой разработке.




Слайд 1
Полякова Елена Александровна учитель начальных классов НОУ «Школа – интернат №8 ОАО «РЖД» Решение задач с с ис пользованием экологич с ес ких понятий и терминов и терм инов Урок м атем атики с элем ентам и экологии
Слайд 2
3 5 48 4 80 2 96 7 3
Слайд 3
Экологический словарик • Экология — наука о связях между живыми существами и окружающим их миром, между человеком и природой. • Экологи — это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. • АТМОСФЕРА - газообразная оболочка Земли • ГИДРОСФЕРА - водная оболочка Земли • ЛИТОСФЕРА - верхняя оболочка Земли, включает земную кору.
Слайд 4
Главные источники загрязнения атмосферы – промышленные, транспортные и бытовые выбросы. По Астраханской области выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в прошлом году составили120 тысяч тонн. 1/6 часть этих выбросов приходится на долю автотранспорта. Сколько тысяч тонн загрязняющих веществ выбросил в воздух автотранспорт?
Слайд 5
мусора в год скапливается на свалках на территории Астраханской области, что привело к загрязнению почвы. Лучший способ снижения и загрязнения природных ресурсов, использование отходов как вторичного сырья. Сколько необходимо построить заводов по утилизации, если один завод перерабатывает 500
Слайд 6
Лотос – священный цветок. В дельте Волги на территории Астраханского заповедника находятся самые большие цветущие акватории на планете, которые достигают 15 км в длину и 3 км в ширину. На сколько квадратных километров простираются поля уникального цветка?
Слайд 7
22 апреля – День Земли
Слайд 8
Люблю тебя, мой край родной!
Слайд 9
Использованные ресурсы http://www.google.ru/search?q=картинки+Астрахань& hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source =univ&sa=X&ei http://www.google.ru/search? hl=ru&newwindow=1&q=проблемы%20экологии %20фото&gs_sm http://www.softkey.info/reviews/review11530.php http://www.google.ru/imgres?q

Полный текст материала Урок математики на тему «Деление и умножение на однозначное число. Решение задач с использованием экологических понятий и терминов»; 3 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полякова Елена Александровна  polyanka
10.11.2011 1 4606 1310

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК