Конспект урока математики в 4 классе по теме "Действия с величинами".
Конспект урока по математике в 4 Бклассе
учителя начальных классов МБОУ СОШ№2, г. Азнакаево Республики Татарстан
Тема урока: Действия с величинами.
Цель урока: углубление и обобщение знаний учащихся о действиях с величинами.
Задачи урока:
предметные - обобщать умения учащихся:
читать и записывать величины, выбирать величину, соответствующую сути конкретной ситуации, соотносить и сравнивать величины, выполнить арифметические действия с величинами, устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;
метапредметные
- формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познание родного края, воспитание интереса к родному краю, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи, умение формировать собственное мнение, контролировать действия партнера, развитие мышления через умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
Оборудование:
учебник "Математика", 4 кл.(авт. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская), таблицы мер длины, веса, времени, карта Республики Татарстан, карточки с названиями единиц измерения, мультимедийная презентация урока.
Ход урока:
I. Создание эмоционального настроя.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок математики: мы с вами будем ещё и краеведами. Я думаю, что все вы знаете, кто такой краевед.
Дети: Краевед - это тот, кто изучает свой край.
Учитель: А в каком краю мы с вами живём? (карта РТ слайд № 1)
Дети: Мы живем в России.
- В республике Татарстан.
-В городе Азнакаево.
Учитель: Где же расположен наш город , давайте посмотрим по карте РТ.
(На экране появляется карта РТ)
1 ученик: Город расположен в Прикамье, на склонах Бугульминско - Белебейской возвышенности, на реке Стярле (левый приток реки Ик). Высота над уровнем моря 180 метров.
II. Сообщение цели и определение темы урока.
Учитель: Ребята, мы сегодня используя свои математические знания будем изучать свой родной край. А сейчас давайте выполним математическое задание .
( На экране появляются записи) (слайд №2)
1) 4 кг 286 г : 4286 2)1 кг 500 г * 6
3) 24 ч - 9 ч 4) 2000 м - 1 км
5) 1200:100 6) 75 кг :75 кг
7) 3700 мм - 3694 мм 8) 75 сут :25
9) 5 ч 25 мин +10 час 35 мин
Учитель: Какое задание можно предложить к этим записям?
Дети: Разделить выражения на группы.
- Вычислить.
- Записать в порядке возрастания сложности вычислений.
Учитель: Я вам предлагаю сначала устно решить примеры.
(дети по цепочке решают примеры)
Учитель: А теперь давайте выполним другое из предложенных вами заданий. На какие группы можно разделить те выражения с которыми вы работали?
Дети: Я бы разделил выражения на 4 группы – суммы, разности , частные, произведения.
- А я разделила бы выражения на 2 группы по признаку: действия с числами или действия с величинами.
- А я разделила бы на 2 группы так, 1 выражения первой ступени, 2 – второй ступени.
Учитель: Как видите, признаков разделения может быть очень много. Но какой из них вы считаете важным, наиболее существенным?
(Большинство детей склоняются к тому, что самый важный признак – действия с величинами).
Учитель: Что ж, тогда давайте определим тему сегодняшнего урока.
Дети: Действия с величинами.
Учитель: Запишите число, в котором 1 тысяча, 7 сотен, 6 десятков и 2 единицы. Прочитайте его. Кто скажет, каким образом число 1762 связано с историей нашего города?
(На экране появляется дата 1762 год) (слайд №3)
Дети: Это год основания Азнакаево.
- Год рождения нашего города.
Учитель: В каком веке это было?
Дети: В 18 веке.
Учитель: Раз мы вспомнили о годах, то давайте повторим и другие единицы измерения времени. Я начинаю, а вы продолжите их по порядку: век, год,…
(Дети называют знакомые им единицы времени)
Учитель: Хорошо, вы всё назвали правильно. А почему вы считаете, что единицы измерения времени нужно расположить именно в таком порядке?
Дети: Век – самая длинная из записанных единиц, а секунда – самая короткая.
Учитель: Убедили.
(Прикрепляет карточки с названиями единиц времени в порядке уменьшения). Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
А теперь расскажите: как связаны между собой эти единицы времени
Дети: Я знаю: один век – это сто лет.
- А в часе 60 минут.
- А в неделе 7 дней (суток)
(Дети называют другие известные им соотношения)
Учитель: Ребята, вы сказали, что наш город был основан 1762 году. Сколько времени прошло с тех пор? Составьте выражение, из которого будет видно, сколько лет исполнилось.
(Дети составляют, а затем обсуждают свои идеи. На доске появляется запись)
2011 лет – 1762год =249 лет ( слайд № 4)
1762 год + 249 лет = 2011 лет
2011 лет – 249 лет = 1762 год
А вы знаете, что в будущем году исполняется 25 лет, как Азнакаево присвоили статус города. А кто быстро посчитает в каком году это было?
2012 год – 25 лет = 1987 год
В каком веке это было? (20 веке) (слайд №5)
Учитель: Перейдем теперь к другим величинам. Повторим таблицу мер длины. Дополните недостающие числа. Можно работать в паре.
(Каждый выполняет работу, затем отдают её на проверку соседу)
(На доске задание:)
1 см = … мм. (слайд № 6)
1 м = … дм = … см = … мм
1 дм = … см = … мм
1 км = … м
III. Краеведческие задачи с математическим содержанием.
Город наш находится на склонах Бугульминско – Белебейской возвышенности. И это не самая высокая точка нашего района. Есть выше гора … Чатыр – Тау .
(слайд №7)
Чтобы узнать высоту этих возвышенностей нам нужно будет найти значения выражений. Как проще это сделать? Что вы предлагаете?
(На экране задание)
198 м 94 см + 13556 см = (33450см =334 м 50 см)
7083 дм – 456 м 3 дм = (2520 дм = 252 м)
Высота Чатыр – Тау ______________
Бугульминско – Белебейская возвышенность ____________
А что можно найти с помощью этих данных? (Чатыр-Тау выше на 82 м 5 дм)
Физкультминутка.
(задача слайд №8)
Учитель: Прочитайте задачу и подумайте, как её удобнее решить - арифметически или алгебраически . Объясните свой выбор.
Отправившись в поход на лыжную базу, школьники через некоторое время сделали остановку и оказалось, что им осталось пройти в 3 раза больше, чем уже пройдено. На каком расстоянии от начала пути была сделана остановка, если всего они пройдут 2 км?
Учитель: Решите задачу выбранным способом.
(Дети решают, учитель проходит по рядам, фиксируя результаты работы. Затем вызывает ученика, у которого верное решение )
(решение задачи слайд № 9)
Алгебраическое решение.
Х км –расстояние пройденное до остановки.
3*Х км – расстояние пройденное после остановки.
2000 км – весь путь
Х + 3х = 2000
4х = 2000
Х = 2000:4
Х = 500
500 + 3 * 500 = 2000
2000 = 2000
Ответ: 500 м.
Арифметическое решение:
1 + 3 = 4 (части)
2000 : 4 = 500(м) – путь до остановки.
Учитель: Азнакаевский район богат родниками.
(родники Азнакаевского района слайд № 10)
Вода в каждом роднике имеет свой вкус. И чтобы в эти воды не попадала грязь, за ними постоянно ведут наблюдения, берут пробу в лабораториях санэпидстанции, жители города и школьники волонтеры очищают территории родников от мусора. И мы можем помощь в этой работе. Давайте решим задачу про родник.
(задача слайд № 11)
«За 4 секунды водой из родника можно заполнить двухлитровую банку. Сколько воды даёт этот родник за секунду? За минуту? За час?»
(500г, 30000г=30л, 1800л)
Учитель: Дома посчитайте, сколько воды можно набрать за сутки? И ещё посчитайте, сколько цистерн можно заполнить этим количеством воды, если в одной цистерне помещается 5000 литров жидкости.
(Дети записывают задание в тетради)
Учитель: Какие ещё величины мы не повторили?
(меры массы слайд № 12)
(Работа ведется в парах)
1 ц = … кг = … г
1 т = … ц = … кг
Работа в группах . (Каждой группе по 2 наименования)
Вставьте подходящие единицы измерения. Составьте задачи используя данные величины и решите их.
масса буханки хлеба 800…..
мешок картошки весит 50 …
учебник математики весит 200 …
портфель весит 3 …
яблоко весит 150 …
арбуз весит 5 …
расстояние от Азнакаево до Казани 376 …
от Казани до Бугульмы 333 …
1ч > 50…
45 мин + 15 мин = 1
2 часа дня = ….ч
10 часов ночи = …ч
4. Закрепление. Самостоятельная работа. (слайд № 13)
I V. Подведение итогов. Домашнее задание. ( №367, с.73)
Учитель: итак, урок подошел к концу. Как знания математики помогли вам в изучении родного края?
- Чему ты сегодня научился?
(Ответы детей).
- Сегодня тема нашего урока была научиться решать задачи с наименованными числами. Вы научились решать задачи с величинами?
(Ответы детей)
_Ребята, если вам с родителями надо будет ехать в Казань, вы сумеете посчитать длину пути? А сколько времени вам надо будет туда доехать?
Учитель: Тогда я предлагаю вам дома прочитать из энциклопедий или найти в Интернете информацию о нашем крае. С этими данными составьте задачи для одноклассников и решите их.
(слайд № 14)
Учитель: мне было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам! Продолжите в тетради любую фразу:
Я сегодня научился ….
Я сегодня узнал, что …
У меня сегодня хорошо получилось …
(слайд № 15)
Спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галиева Фарида Масгутовна
→ chkola 27.10.2011 0 9790 1611 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.