Патрахина
Надежда Анатольевна
МБОУ
СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО
Учитель
начальных классов
Урок математики 4 класс
Тема урока: Сравнение чисел
Оборудование: 1. Интерактивный
комплекс I-88WS
с проектором и системой управления
2. Компьютер.
Цели урока:
1. Научить правильно читать, записывать
и сравнивать многозначные числа.
2. Развивать познавательный интерес и
умение рассуждать, делать выводы.
3. Совершенствовать устные и письменные
вычислительные навыки
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: - Сегодня математика
продолжает ставить перед вами трудные
задачи, на которые вы постараетесь найти
ответы, рассуждая и делая выводы. Вы
знаете, что математику легче изучать
через интересные задания и игры.
- Сегодня я вам предлагаю провести
очередной тур игры «Что? Где? Когда?»
между знатоками 4а и 4б классов. В этом
туре вы отвечаете на вопросы знатоков
4а класса. Для проведения игры, которая
состоит из четырех раундов, вам необходимо
разделиться по группам-командам.
УСТНЫЙ СЧЕТ
Учитель: - Сначала убедимся, что
вы готовы к испытаниям. Для этого проведем
разминку в форме тестирования.
Тестовые задания
( * - правильный
ответ)
Назовите вариант ответа, в котором
цифра 5 стоит в разряде десятков:
а) 250 *
б) 501
в) 205
г) 951 *
Определите правильную запись числа
шесть тысяч девять:
а) 6909
б) 609
в) 6009 *
г) 6090
Назовите правильную запись числа 975
в виде суммы разрядных слагаемых:
а) 9+7+5
б) 900+70+5 *
в) 970+5
г) 90+700+5
Назовите те выражения, значения которых
содержат тридцать десятков (предлагается
работа в черновиках):
а) 312 – 4 (308*)
б) 305 + 6 (311)
в) 297 + 5 (302*)
г) 270 +43 (313)
Учитель: - Ребята, вы удачно провели
разминку, начинаем игру.
Вывод:
- С какими числами вы работали? (ответы
учащихся);
- Сегодня мы продолжим работу с
натуральными числами.
РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ
Постановка проблемы.
Учитель: - Внимание на экран. Сегодня
задания вам предлагают знатоки 4а
класса.
«Найти закономерность,
заполнить «окошки» в таблице и ответить
на вопросы»
Работа в группах
1-ый раунд
109,706,581,863
1. В чем выражена закономерность?
2. Какое самое маленькое число? Самое
большое число?
3. Какие действия вы знаете и умеете
выполнять с натуральными числами?
4. Какую операцию можно провести с
данными многозначными числами?
5. Как вы думаете, как будет звучать
тема урока?
СРАВНЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Учитель: - Для чего нужно уметь
сравнивать многозначные числа? (ответы
учащихся)
- Цель нашего урока: Вывести
правило сравнения чисел и научиться
его применять.
(ЗАПИСЬ в тетради числа, темы урока)
Составление 1 алгоритма сравнения
чисел
Учитель: - У нас есть первые финалисты
по итогам первого раунда. Это команда
… Продолжаем игру. Посмотрите на
доску и определите, какое задание вам
предлагается выполнить
Фронтальная работа
2-ой раунд
(запись на
доске)
42
347
75326
420
5489
6421
- Каким способом можно сравнивать числа?
- На какие знания вы опирались при
сравнении чисел? (ответы учащихся)
Учитель: - Я предлагаю вам вывести
алгоритм сравнения чисел.
Составление 1 алгоритма
- Чтобы сравнить два числа мы должны
сделать первый шаг:
1 алгоритм
Определи место
расположения числа в натуральном ряде
числе и ответь на вопрос.
Когда его называют
при счете?
Д
А НЕТ
ДА НЕТ
Меньше
Больше
Больше
Меньше
Учитель: - Ребята, следующие шаги,
вы узнаете, сыграв в игру «Продолжи
фразу…»
1) – Число 45 по сравнению с числом 90
будет располагаться раньше или
позже? (ответы учащихся)
- Действительно раньше? (ответы учащихся
- Да)
- Значит, оно по сравнению с числом 90
будет больше или меньше? (ответы
учащихся)
2) – А по сравнению с числом 17 оно будет
располагаться раньше или позже?
(ответы учащихся)
- Значит, оно будет больше или меньше?
(ответы учащихся)
3) – Число 100 по сравнению с числом 75
будет располагаться раньше или
позже? (ответы учащихся)
- Точно позже? (ответы учащихся - да)
- Значит, оно будет больше или меньше?
(ответы учащихся)
4) – А по сравнению с числом 170 оно будет
позже? (ответы учащихся)
- Значит, оно будет больше или меньше?
(ответы учащихся)
Вывод: Вы проговорили правило
сравнения натуральных чисел с помощью
алгоритма. В дальнейшем вы еще не раз
будете составлять алгоритмы.
Учитель: - Прочтем это правило
в учебнике на стр.28.
- Для закрепления
правила вам предлагается сравнить
числа
Закрепление применения 1 алгоритма.
Индивидуальная работа
I вариант II
вариант
350
841 725
74 740
654 326
Взаимопроверка в парах, сравнение с
правильными ответами.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Закрыли глазки. Вдохнули глубоко.
Задержали дыхание, выдохнули. (повторяется
3 раза). Подняли руки вверх, потянулись.
Опустили руки на парты.
Зафиксировали взгляд на тренажере и
повторили упражнения для глаз. (3 раза)
4) Составление 2 алгоритма сравнения
чисел
Учитель: - По итогам 2-х раундов
наибольшее количество баллов набирает
команда … Начинаем 3-ий раунд.
3-ий раунд
Учитель: - В закодированных числах
знатоки 4а класса поставили следующие
знаки.
Правы ли они?
*** > ****
8***<3***
Восстановите запись и объясните, на
какие знания вы опирались при сравнении
чисел?
Вывод: - Многозначные числа можно
сравнивать и поразрядно. Для этого
сначала нужно определить одинаково ли
число цифр в записи натуральных чисел.
-Сравните количество цифр в записи
1-ой пары чисел.
Одинаково ли оно? (ответы учащихся -
нет)
-Значит, больше то число, в
записи которого больше цифр.
-Сравните количество цифр во второй
паре. Одинаковое? (ответы учащихся -
да)
-Какое число будет больше? (ответы
учащихся - то, у которого цифра в
первом несовпадающем разряде будет
больше)
2 алгоритм
Одинаково ли число
цифр в записи натуральных чисел?
Н
ет Да
Больше число, в записи
которого больше цифр
Больше число, у которого
больше цифра в первом несовпадающем
разряде
- Вы получили еще один алгоритм сравнения
натуральных чисел. Оба алгоритма
однозначны. Прочтите правило в учебнике
на стр.28.
- Как вы считаете, справились ли вы с
заданием знатоков 4а класса?
РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ ПО УЧЕБНИКУ
Учитель: - Разгадав анаграмму, вы
узнаете следующее задание.
ШЕРИ ЧАДУЗА
(реши задачу)
Учитель: - Повторим алгоритм решения
задачи на пропорциональное деление
Чтение условия задачи и усвоение ее
содержания.
Анализ задачи и составление краткой
записи в виде таблицы, под руководством
учителя.
|
Изготовили за час (производительность)
|
Время работы
|
Всего деталей (выработка)
|
Р.
|
?
|
на ? больше
|
7ч
|
70
|
Уч.
|
?
|
6ч
|
42
|
а) О каких величинах говорится в задаче?
(о времени работы рабочего и ученика,
о количестве вытачиваемых деталей
рабочим и учеником, об изготовлении за
час)
б) Уточним, какие числовые значения
соответствуют этим величинам.
Поиск решения задачи.
- Можно ли сразу узнать, на сколько
деталей за 1 час больше вытачивает
рабочий, чем ученик? (Нет, так как
мы не знаем, сколько за 1 час вытачивает
рабочий и сколько за 1 час вытачивает
ученик)
- Можно ли узнать, сколько изготавливает
деталей рабочий за 1 час (Да, нужно его
выработку разделить на время его работы)
- Ученик за 1 час? (Да, нужно его выработку
разделить на время его работы)
- Зная производительность рабочего и
ученика, можно ли ответить на вопрос
задачи? (Да, для этого из большего числа
вычтем меньшее)
4. План решения
Узнаем, сколько за 1 час изготавливает
деталей рабочий (действие - деление)
Узнаем, сколько за 1 час изготавливает
ученик (действие - деление)
Узнаем, на сколько больше деталей
изготавливает рабочий, чем ученик
(действие - вычитание)
5.Решение задачи самостоятельно
6.Составление выражения к задаче.
7.Сравните с выражением в учебнике.
В чем разница?
Вывод: Чему мы учились, решая задачу?
(ответы учащихся)
РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ НА РАЗВИТИЕ
ЛОГИКИ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Учитель: - Знатоки 4а класса вступают
в последний раунд игры против вас. 4-ый
раунд определит сильнейшую команду.
Они предлагают продолжить высказывание.
4-ий раунд
(блиц-опрос)
1. Один ослик вез 10кг сахару, а другой
ослик – 10кг поп-корма. У кого поклажа
была тяжелее? (одинаковая)
2. В первом ряду ребята поставили 6
солдатиков на расстоянии 5см один от
другого, а во втором ряду – восемь
солдатиков на расстоянии 3см один от
другого. Какой ряд длиннее? (первый)
3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка
тянули-тянули, и наконец, вытянули
репку. Сколько пар глаз увидели эту
репку? (6 пар глаз)
4. Среди трех футбольных мячей красный
мяч тяжелее коричневого, а коричневый
тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее:
зеленый или красный? (красный)
5. В ведро входит с литров воды, а в
кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров
входит в кастрюлю? На сколько объем
ведра больше объема кастрюли? (с : 7, с
– с : 7)
7. ИТОГ УРОКА
Учитель: - С какими способами
сравнения натуральных чисел вы
познакомились на уроке? Назовите
алгоритмы сравнения чисел.
- Для успешного усвоения
нового материала мы использовали игру
«Что? Где? Когда?», подведем итоги игры.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Правило стр.27, №123 стр.27.
Творческое задание: придумать 2
пары закодированных чисел.
Список литературы:
1. Моро М.И. Математика. 4кл.: в 2ч. / М.И.
Моро. - М.: Просвещение, 2006.
2. Епишева, О.Б., Крупич, В.И. Учить
школьников учиться математике/ О.Б.
Епишева, В.И. Крупич. - М.: Просвещение,
1990. - 128с.: ил.
3. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся
на уроках математики в начальных
классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение,
2003. - 64с.: ил.
4. Рудницкая, В.Н. Контрольные работы в
начальной школе по математике/
В.Н. Рудницкая. - М.: Дрофа, 2006. - 224с.:
ил.
5. Средства обучения математике в
начальных классах/ сост. М.И. Моро. - М.:
Просвещение,2001. - 144с.: ил.