Конспект урока математики в 4 классе "Нахождение неизвестного делимого и делителя"
УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ «Б»
ТЕМА: Нахождение неизвестного делимого и делителя в уравнениях вида
х : 6 = 18 ∙ 5
МЕСТО УРОКА: На изучение темы «Умножение и деление многозначных чисел» отводится по плану 20 часов. Это 10 урок по теме.
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ:
Обучающие:
закрепить знания компонентов действий и результатов действий;
повторить алгоритм решения составных уравнений, учить осознанно его применять;
формировать умение комментировать выполняемые операции;
учить математически грамотно читать составные уравнения;
учить видеть, в какой части находится, каким компонентом действия является неизвестное и как его найти;
упражняться в нахождении неизвестного делимого, делителя;
повторить и закрепить единицы измерения времени;
отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки
Развивающие:
развивать познавательную активность детей;
развивать навык самостоятельной работы учащихся (работа в тетради)
развивать математическую речь учащихся;
развивать умение сравнивать и анализировать;
развивать логическое мышление учащихся;
развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (работа в парах)
формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
формировать чувство сопричастности к окружающему миру;
воспитывать любовь ко всему живому;
прививать интерес к математике;
воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся;
воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
воспитывать добросовестное отношение к учению;
прививать навыки умственного труда
ОБОРУДОВАНИЕ
картинки с изображением подводных обитателей моря (морская черепаха, морской ёж, медуза, осьминог)
презентация;
аудиозапись со звуками моря;
карточки для индивидуальной работы ( разноуровневые задания);
карточки – схемы с уравнениями;
задания для кроссворда
ХОД УРОКА
Орг.момент.
Посмотрели на гостей, поприветствовали, встали ровно, садитесь. Оформляем страничку в тетради. Сегодня 9 декабря.
Сообщение темы урока.
* Расположите величины в порядке уменьшения, и вы узнаете тему нашего урока
1 сут., 1ч 4 сек., 68 сек., 1 нед., 15 сек., 25 ч, 1мин.2сек., 120 мин., 50 мин.,
А Н Н У Я Р И В Е
УРАВНЕНИЯ
Устный счёт.
Начнём урок с устного счёта. Если вы правильно выполните все задания для устного счёта, то перед вами откроется картинка.
- 9сотен увеличить в 4 раза (3600)
- 8 десятков тысяч уменьшить на 100 (79900)
- Найти третью часть от суммы 550 и 350 (300)
- Я задумала число, уменьшила его в 2 раза и получила 350. Какое число я задумала? (700)
- Прямоугольник со сторонами 8 см и 3 см разделили на 2 равных треугольника. Найти площадь одного такого прямоугольника. (8∙3:2=12 см2)
- Кролик во время утренней зарядки присел 186 раз, а Винни – Пух только 6 раз. Во сколько раз спортивные достижения у Кролика больше, чем у Винни – Пуха?
- Ваня решил а примеров, это в с раз больше, чем решил Дима. Сколько примеров решил Дима? (а:с)
- Сколько минут длится урок? (45 минут)
- Сколько минут длится урок для Саши, если Саша…
5 минут смотрел в окошко, Позевал ещё немножко, Посмотрел по сторонам, Всех детей пересчитал. И на это и на то Минуты 3 ещё ушло. Ручки не было в пенале – 7 минут искал в кармане. |
Ничего там не нашёл – Стал писать карандашом. А потом пытался Ире Рассказать о событиях в мире. Событий много произошло – На это 10 минут ушло. 20 минут только думал о том, как быть хорошим учеником. |
- Сколько минут для Саши длится урок? (0) Почему? Сможет ли Саша быть хорошим учеником? А среди вас есть такие «Саши»?
- Посмотрите, вот и открылась вся картинка. Что это? (подводный мир)
К подводному миру мы ещё вернёмся. А пока следующее задание
Актуализация опорных знаний учащихся
* слагаемое произведение
уменьшаемое разность
множитель сумма
вычитаемое
делимое, делитель частное
Прочитайте слова 1 столбика. По какому признаку записаны слова? (В 1 столбике записаны названия компонентов действий) Какого слова не хватает в 1 столбике? (делимое, делитель)
По какому признаку записаны слова во 2 столбике? (названия результатов действий) Какого слова не хватает? (частное)
Установите соответствие между словами 1 и 2 столбика.
* а – 450 = 150 640 : n =80
6 + m = 96 34 ∙ s = 340
z +67 = 87 84 – k = 54
в : 5 = 2000 d ∙ 45 =90
В каком уравнении неизвестно уменьшаемое? Прочитайте его. Найдите неизвестное уменьшаемое. (а – 450 = 150)
600 кг может весить самая большая морская черепаха. Знаете ли вы, что существует уникальная разновидность черепах, у которых обычный панцирь заменен кожей. Эти черепахи занесены в Красную книгу.
В каком уравнении неизвестно вычитаемое? Найдите его. (84 – k = 54)
30 см – такой может быть длина игл у морского ежа. (самая маленькая длина игл – 1 мм) Иглы зачастую служат морским ежам для передвижения, питания и защиты. У некоторых видов они ядовиты, так как соединены с особыми ядовитыми железами.
В каком уравнении неизвестно делимое? Чему оно равно? (в : 5 = 2000)
10000 м – именно на такой глубине могут обитать одни из самых древних обитателей нашей планеты – медузы. Учёным пока очень мало известно о медузах, в частности, как существо без мозга, но с глазами, может ориентироваться в кромешной тьме и активно охотиться.
В каком уравнении неизвестен делитель? Найдите его. (640 : n =80)
8 ног у осьминога. В минуту крайней опасности они выбрасывают струю черной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» осьминог более или менее благополучно уходит от погони. Ныряет в какую-нибудь расщелину или удирает, оставляя врага блуждать в потемках. (у каракатиц -- сине-черного тона, у кальмаров — коричневый)
* Внимание на экран. Работаем с таблицей. Ещё раз вспомним правило нахождения неизвестного делимого и делителя.
Делимое |
81 |
|
69 |
250 |
|
700 |
Делитель |
9 |
6 |
|
5 |
80 |
|
Частное |
|
8 |
3 |
|
3 |
100 |
Изучение нового материала.
Внимание на доску. Что объединяет эти три равенства? (это уравнения) Чем они отличаются друг от друга?
Найдите «лишнее» уравнение и обоснуйте свой выбор. (уравнения записаны на карточках)
х + 84 = 95 (лишнее, т.к. выполнено сложение)
180 : а =90 (лишнее, т.к. неизвестно число записано буквой «а»)
х : 9 = 120 : 2 (лишнее, т.к. составное уравнение)
Итак, сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навык решения составных уравнений.
Вспомним порядок решения составных уравнений. Запишите это уравнение к себе в тетрадь. ( с комментированием)
х : 9 = 120 : 2 72 : y = 500 - 491
х : 9 = 60 72 : y = 9
х = 60 9 y = 72 : 9
х = 540 y = 8
540 : 9 = 120 : 2 72 : 8 = 500 - 491
60 = 60 9 = 9
Первичное закрепление.
а) Вы получили карточки. Выберите уравнение по своим силам. ( 2 чел. у доски)
Составьте и решите уравнение.
Неизвестное число уменьшили в 7 раз и получили произведение чисел 1526 и 2
64 : с = 2 ∙ 8
а : 7 = 1526 ∙ 2 64 : с = 2 ∙ 8
а : 7 = 3052 64 : с = 16
а = 3052 ∙ 7 с = 64 : 16
а = 21364 с = 4
21364 : 7 = 1526 ∙ 2 64 : 4 = 2 ∙ 8
3052 = 3052 16 = 16
б) На доске записано простое уравнение. Попробуем из простого уравнения сделать составное. Работа в парах.
b : 6 = 6
в) разноуровневые задания
a : 2 = 12 ∙ 5 1200 : d = 1000 : 5 ∙ 3
а : 2 = 60 1200 : d = 600
а = 60 ∙ 2 d = 1200 : 600
а = 120 d = 2
120 : 2 = 12 ∙ 5 1200 : 2 = 1000 : 5 ∙ 3
60 = 60 600 = 600
Повторение изученного материала. Резерв урока.
с. 80 № 398
Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
1 |
М |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 |
|
|
|
|
О |
|
|
|||||||||||||
|
3 |
|
Л |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
4 |
О |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
5 |
|
|
Д |
|
|
|
|
||||||||||||
|
6 |
|
Ц |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
7 |
|
Ы |
|
|
|
|
Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых?
Как называется результат действия деления?
Какое самое большое число при делении?
Назовите единицу массы, равную 1000 кг.
Назовите геометрическую фигуру, у которой все стороны равны, а углы прямые.
Единица длины, которая в 10 раз больше 1 см.
Если скобку, используемую в математических выражениях, перевернуть, то на что она станет похожа?
- Какое слово получилось по вертикали? (молодцы)
- Вы у меня молодцы. Хорошо работали.
- Оцените свою работу на уроке.
- Чему учились? Какие навыки отрабатывали? Что больше всего запомнилось? Д/з Составить самим и решить составные уравнения, в которых надо найти делимое и делитель. Для тех, кому покажется сложно составить уравнения, с. 81 № 406
- Урок окончен. Спасибо всем за урок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткаченко Галина Юрьевна
→ ёлочка 16.06.2009 0 13919 3872 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.