Урок математики "Понятие о точных и приближённых числах. Случайность и закономерность"
Проект урока
Тема урока:
«Понятие о точных и приближённых числах»
Метапредметная тема урока:
«Закономерность и случайность»
Методическая тема:
«Развитие логического мышления младших школьников в условиях введения ФГОС»
Педагог Баянкина Ирина Викторовна
Предмет Математика
Класс 4__
2011 год
Тема урока: «Понятие о точных и приближённых числах»
Цели урока:
На основе сравнения величин дать первичное понятие точных и приближённых чисел;
Повторить соотношения мер времени, массы и длины;
Способствовать формированию понятий «закономерность и случайность»;
Развивать логическое мышление (способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение)
Создать условия для формирования универсальных учебных действий;
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Тип урока: урок новых знаний
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мультимедиа, слайды, демонстрационные карточки, индивидуальные карточки для учащихся.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
|
Здравствуйте, ребята. Как я вижу, у вас хорошее настроение. Случайно ли это? Как вы понимаете ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Слово ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – сложное слово. Оно состоит из 2х слов – ЗАКОН и МЕРА. Что устанавливает ЗАКОН? Действительно Закон устанавливает определённые ПРАВИЛА и ПОРЯДОК Что такое СЛУЧАЙ в вашем понимании? Я проанализировала дополнительную литературу и пришла вот к какому выводу: СЛУЧАЙ - СЛУЧАЙНОСЬ – ЧАСТНОЕ – ЧАСТЬ – ЕДИНИЦА ЦЕЛОГО – т.е. ОДИН. Случайность бывает одна и ни каким правилам она не подчиняется. «Человек остался под дождём». Выделите, что будет случайностью, а что закономерностью. А вся жизнь человека состоит из ЗАКОНОМЕРНОСТИ или это сплошная СЛУЧАЙНОСТЬ? А что будет, если человек нарушит определённую жизненную ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? (Будет хаос, неразбериха) Наша жизнь состоит и из закономерностей и из случайностей. Мы создаем вокруг себя свой мир – учёба, работа, дом, семья, увлечение. И всё это закономерно, так как зависит от определённых правил. Что случилось однажды, может никогда не повториться снова. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий. (Пауло Коэльо ) А математика - это ЗАКОНОМЕРНОСТь или СЛУЧАЙНОСТЬ? Действительно, Математика - Наука ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, СЛУЧАЙНОСТЕЙ в математике НЕ БЫВАЕТ |
Психологический настрой учащихся на урок
Исследуют материал метапредметной темы урока. Активный поиск в ходе беседы ответов на поставленные учителем вопросы
Учащиеся приводят свои примеры
Человек живёт в мире по определённым правилам, значит его жизнь - это ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
|
||||||||||||||||||||
2.Первичное целеполагание |
Подумайте. Зачем вам нужно изучать математику? Быть образованным Быть современным Быть нужным людям Быть цивилизованным Чтобы изучать определённые математические закономерности А что для этого нужно? Что требуется от вас? Быть внимательным Аккуратным Терпеливым Целеустремлённым Думающим Умеющим слушать своего товарища и принимающим иное мнение Мыслящим |
Определение первичного целеполагания, направленного на развитие личностных ууд |
||||||||||||||||||||
3.Активизация знаний (Устный счёт на выявление логических закономерностей)
|
Вот и давайте сейчас посмотрим, в какой степени вы умеете думать, рассуждать, мыслить и находить математические закономерности. 1.Посмотрите на предложенные ряды чисел и определите, есть ли среди них случайный ряд? 2134, 2222, 2567, 2678, 2984 5045, 5367, 5555, 5789, 5890 9987, 9876, 9765, 9654, 9543 8342, 8445, 8569, 8888, 8909 2.Но есть ли определённая закономерность в случайном ряду? 9987, 9876, 9765, 9654, 9543 3.Найдите закономерность и продолжите ряд на 3 числа: 1, 2, 4, 7, 11 …(16, 22, 29) 4.Исключите из цепочки лишнюю геометрическую фигуру по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталась только одна геометрическая фигура. Причину исключения каждой фигуры обоснуйте. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб 5.1.«Задания на лесенке» (индивидуальные карточки) Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, т, ц, г - Что скажите про данные единицы измерения? (это единицы измерения массы) Случайно ли вы так записали?
5.2. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. Эти понятия представляют какую единицу измерения? Случайно ли вы так записали?
5.3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? -Какое отношение между предложенными понятиями? |
Развитие логического мышления (развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать)
|
||||||||||||||||||||
4.Постановка проблемы |
Прочитайте задание: Юля трижды ездила с родителями в путешествие на автомашине. В первый раз они проехали 1220 км, во второй – 613 км, а в третий – 810 км. Сколько всего километров они проехали? Сначала, вычислите результат, округляя все данные до наивысшего разряда, т.е. вычислите приближённо, потом вычислите точно.Почему вы не можете выполнить первую часть задания? Ответьте на второй вопрос задачи. (вычислите точно) 1220+613+810= 1833 км |
Учащиеся определяют проблему в неизвестных терминах и понятиях.
|
||||||||||||||||||||
5. Тема урока, вторичное целеполагание |
Определите основную тему урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Понятие о точных и приближённых числах» Продолжите предложения: Сегодня на уроке: я узнаю… я буду учиться… я смогу…
|
Определяют вторичную цель урока |
||||||||||||||||||||
6.Решение учебной/учебно-практической задачи
|
Однажды я прочитала математическую философскую легенду о происхождении понятий точного и приближённого чисел. Когда то, давным- давно, решил один мудрец измерить ширину улицы. Взял он самую обычную меру измерения метр. Мера измерения длины метр отложилась в её ширине, 13 полных раз и ещё остался кусочек 4 дм. Второй мудрец, сказал ему, что его вычисления не точные и попросил перемерить ширину улицы. Когда же мудрец перемерил ширину улицы второй раз, то он увидел, что улица стала уже и была 13 м 2 дм. Для убедительности, он перемерил улицу в третий раз. И оказалось, что ширина улицы 13 м 5 дм. Задумались мудрецы: «Как же записать получившиеся результаты?» И решили, что ширина улицы будет приближённо равна 13 м. В практической обыденной деятельности, людям более удобно пользоваться приближёнными числами. |
Исследуют материал новой темы математики, развивают познавательные ууд |
||||||||||||||||||||
|
Работа по учебнику. Откройте учебники на странице 78. Задание № 138 - Как называются данные геометрические фигуры? - Выполните измерения и запишите, сколько сантиметров в каждом отрезке? (7 см) - Назовите имя отрезка, длина которого точно соответствует записанному числу? (ОЕ = 7 см) - Назовите имена отрезков, длины которых измерены приблизительно? (АВ и МК). 2. Работа в тетрадях. Начертите несколько разных отрезков, длина которых приближённо равна 6 см.
|
Производят первичное закрепление материала на практике измерения отрезков. |
||||||||||||||||||||
|
Разрешение проблемной ситуации заявленной ранее Вспомните поставленную проблему в задаче про путешествия Юли. Сейчас вы бы смогли вычислить приближённо сколько всего километров проехали за время путешествия? Отличается результат? |
Решают поставленную ранее проблемную ситуацию
1000+600+800=2400 км 1220+613+810= 1833 км |
||||||||||||||||||||
7.Итоговый контроль и оценка
|
3.Самостоятельная работа со взаимопроверкой в парах. Запишите приближённые и точные значения чисел (точные значения чисел назначьте сами):
|
Самостоятельно выполняют задания со взаимопроверкой. Развивают навык контроля. |
||||||||||||||||||||
8. Итог урока |
Итак, что нового вы для себя узнали на уроке? Продолжи предложения: Сегодня на уроке: я учился… я вспомнил… я смог… было трудно… |
Определяют уровень своего продвижения в достижении цели
|
||||||||||||||||||||
9.Рефлексивный анализ деятельности
|
Вопросы: -Случайность или закономерность помогли вам достичь поставленных целей? -Какие качества помогли вам достичь поставленной цели? |
Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности.
|
Самоанализ урока математики, проведённом в 4 классе по теме:
«Понятие о точных и приближённых числах» и метапредметной теме «Закономерность и случайность», проведённом в контексте с методической темой «Развитие логического мышления младших школьников в условиях введения ФГОС»
После определения заявленных тем урока, передо мной, как учителем начальных классов, встала задача – совместить в одном уроке все три темы. Сделать так, чтобы заявленные темы были логично связаны между собой и присутствовали на протяжении всего урока.
Я оттолкнулась от жизненного опыта учащихся и провела анализ понятий «Закономерность и Случайность», оказалось, что математика – это наука Закономерностей и Случайностей фактически в ней быть не может. Опираясь на выявление Закономерностей была рассмотрена заявленная мной методическая тема и учащиеся выполнение задания на развитие логического мышления. Математическая тема в учебно – тематическом плане является новой для учащихся и является первым уроком из 28 уч.часов.
Я определила тип урока, как урок – новых знаний.
И поставила определённые цели:
На основе сравнения величин дать первичное понятие точных и приближённых чисел;
Повторить соотношения мер времени, массы и длины;
Способствовать формированию понятий «закономерность и случайность»;
Развивать логическое мышление (способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение)
Создать условия для формирования универсальных учебных действий;
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Структура урока соответствовала выбранному типу урока и включала следующие этапы:
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
2.Первичное целеполагание
3.Активизация знаний (Устный счёт на развитие логических закономерностей)
4.Постановка проблемы
5. Тема урока, вторичное целеполагание
6.Решение учебной/учебно-практической задачи
7.Итоговый контроль и оценка
9. Итог урока
10.Рефлексивный анализ деятельности
На уроке применялись педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация). Было бы интересней провести работу на мультимедийной доске(это бы предполагало активное действие учащихся), но к сожалению учащиеся класса не имеют практики работы на данном оборудовании, поэтому и была выбрана презентация в виде слайдов с заданиями.
На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, работа в парах и индивидуальная.
Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – беседа с использованием компьютерных слайдов; наглядные – слайд-шоу; практические – задания в тетради и учебнике, способствуют включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и мышления, и позволяет учащимся лучше усвоить новый материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов доступности, наглядности материала.
В процессе урока у младших школьников происходит формирование универсальных учебных действий. И ученик является не пассивным зрителем, а субъектом учебной деятельности. Структура урока динамична, присутствует разнообразный набор действий и упражнений, объединённых одной целью. Вместо конкретной единичной цели урока, на уроке выстраивается двоичная цель, которая плавно перетекает из одной в другую.
На уроке было выявлено развитие УУД таких как:
1.Коммуникативные УУД:
Позволяли ребёнку получить эмоциональный настрой на работу.
Позволяли формировать умение слушать и слышать речь других.
Развивались навыки сотрудничества.
2.Регулятивные УУД:
Позволяли определить индивидуальные первичные цели, использовалось прогнозирование ситуации.
Происходила оценка и коррекция работы.
Использовался анализ и прогнозирование учебной ситуации.
Развивалось умение управлять своей учебной деятельностью, контролировать и корректировать.
Соотносили планируемый результат с итоговым результатом работы на уроке
3.Познавательные УУД:
Получали дополнительную познавательную информацию.
Развивалось умение применять алгоритм выполнения задания.
4.Личностные УУД:
Определялась внутренняя позиция школьника.
Выявлялись границы собственного знания и «незнания».
Происходила морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм по отношению к одноклассникам)
И как результат, учащиеся по окончании урока:
Выяснили, что закономерность и случайность два разных понятия, и что математика – наука закономерностей.
Развивали логическое мышление на примере поиска закономерностей и задания на исключение лишнего;
Повторили единицы измерения массы, времени, длины.
На основе измерения длины рассмотрели понятия о приближённых и точных числах.
У детей развивались выше перечисленные УУД.
Считаю, что поставленные цели реализованы.
Я узнаю….
Я буду учиться…
Я смогу….
Сегодня на уроке:
я учился…
я вспомнил…
я смог…
было трудно…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баянкина Ирина Викторовна
→ Ирина009 04.12.2011 0 6190 786 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.