Разработка урока "Деление на двузначное число" 4 класс
МБОУ СОШ № 14
УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
Выполнила: Зинина Жанна Александровна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
г. Арзамас
2011 г.
Цели:
- закреплять умение делить на двузначное число, когда цифру находим в результате нескольких проб;
- закреплять умение находить неизвестный компонент при действиях сложения, вычитания, умножения, деления;
- закреплять умения выполнять действия с именованными числами;
- продолжить работу над задачами;
- отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счета.
I Оргмомент.
Постановка темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы с вами закрепляем умения решать примеры на деление на двузначное число, продолжаем работу над решением задач, уравнений, действиями с именованными числами. Готовимся к итоговой контрольной работе за III четверть.
II Устный счет
- Ребята, давайте посмотрим на эти таблицы и вспомним названия компонентов при «сложении», «вычитании», «умножении», «делении» и правила их нахождения.
a |
55 |
|
17 |
b |
|
36 |
43 |
a + b |
100 |
70 |
|
/ Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
Чтобы найти второе слагаемое, нужно из суммы вычесть первое слагаемое.
Чтобы найти сумму, нужно к первому слагаемому прибавить второе слагаемое. /
a |
90 |
|
200 |
b |
45 |
36 |
|
a - b |
|
24 |
60 |
/ Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Чтобы найти разность, нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое. /
a |
13 |
|
40 |
b |
10 |
5 |
|
a * b |
|
500 |
80 |
/ Первый множитель, второй множитель, произведение.
Чтобы найти первый множитель, нужно произведение разделить на второй множитель.
Чтобы найти второй множитель, нужно произведение разделить на первый множитель.
Чтобы найти произведение, нужно первый множитель умножить на второй множитель. /
a |
640 |
|
650 |
b |
|
12 |
50 |
а : b |
32 |
60 |
|
/ Делимое, делитель, частное.
Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.
Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Чтобы найти частное, нужно делимое разделить на делитель. /
Работая по таблицам, ребята называют известное, неизвестное, рассказывают правило. Находят неизвестное.
/ Известно первое слагаемое 55 и сумма 100. Неизвестно второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое, нужно из суммы вычесть первое слагаемое. 100 – 55 = 45. Второе слагаемое - 45. /
- А теперь поработаем над составлением и решением геометрических задач. Внимательно рассмотрите данные условий и составьте по ним задачи на нахождение длины (а), ширины (в) и площади (S).
а - 15 см
в - 3 см
S - ?
/ Длина прямоугольника 15 см, ширина 3 см. Площадь неизвестна. Чтобы найти площадь, нужно длину умножить на ширину.
S = а * в 15 * 3 = 45 см2 - площадь. /
в - 7 см
S - 63 см2
а - ?
/ Ширина листа картона 7 см, площадь 63 см2. Найдите длину листа. Чтобы найти длину, нужно площадь разделить на ширину.
а = S : в 63 : 7 = 9 см - длина. /
а - 17 см
S - 51 см2
в - ?
/ Длина доски 17 см, площадь 51 см2. Найти ширину. Чтобы найти ширину, нужно площадь разделить на длину.
в = S : а 51 : 17 = 3 см - ширина. /
- Вспомним задачи на нахождение скорости (v), времени (t) и расстояния (S).
Рассмотрите данные в таблице. Подумайте, кто (что) может двигаться с данной скоростью, о ком (о чем) будет идти речь в ваших задачах.
v |
t |
S |
13 км/ч |
? |
52 км |
? |
3 ч |
210 км |
4 км/ч |
2 ч |
? |
/ Лыжник двигался со скоростью 13 км/ч и прошел 52 км. Сколько времени он был в пути?
Известны скорость и расстояние. Неизвестно время. Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
t = S : v 52 : 13 = 4 ч - столько времени лыжник был в пути.
За 3 часа поезд прошел 210 км. С какой средней скоростью он двигался?
В задаче известны время и расстояние. Неизвестна скорость. Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
v = S : t 210 : 3 = 70 км/ч - с такой средней скоростью двигался поезд.
Пешеход шел со скоростью 4 км/ч и был в пути 2 часа. Какое расстояние он преодолел за это время?
В задаче известны скорость и время. Неизвестно расстояние. Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
S = v * t 4 * 2 = 8 км - такое расстояние преодолел пешеход за 2 часа. /
- Переходим к работе над выражениями с именованными числами. Не забывайте переводить из одних единиц измерения в другие.
Читаем выражение
Переводим
Вычисляем
Переводим
1 ч 20 мин – 40 мин
2 мин 20 сек – 50 сек
650 кг + 500 кг
900 м + 450 м
/ 1 ч = 60 мин 1 ч 20 мин = 80 мин 80 мин – 40 мин = 40 мин
1 мин = 60 сек 2 мин 20 сек = 140 сек 140 сек – 50 сек = 90 сек
90 сек = 1 ч 30 сек
650 кг + 500 кг = 1150 кг 1000 кг = 1 т 1150 кг = 1 т 150 кг
900 м + 450 м = 1350 м 1000 м = 1 км 1350 м = 1 км 350 м/
III Решение примеров на деление на двузначное число.
Работа в тетрадях.
- Приступаем к работе над примерами.
Открываем учебник на с. 52, находим № 262.
Дети решают примеры у доски ( № 262 1 и 2 ст.) с комментированием.
_ 9975 75
75 133
_247
225
_ 225
225
0
/9975 : 75. В частном будет 4 цифры. Первое неполное делимое 99. Берем по 1. Проверяем: 1 * 99 = 99. Пишем 1 в частное. Находим остаток. Сносим 7. Второе неполное делимое 247. Берем по 3. Проверяем: 75 * 3 = 225. Пишем 3 в частное. Находим остаток. Сносим 5. Третье неполное делимое 225. Берем по 3. Проверяем: 75 * 3 = 225. Пишем 3 в частное. Остаток 0. Ответ: частное равно 133.
_ 2418 62
186 39
_558
558
0
/2418 : 62. В частном будет 2 цифры. Первое неполное делимое 241. Берем по 3. Проверяем: 62 * 3 = 186. Пишем в частное 3. Находим остаток. Сносим 8. Второе неполное делимое 558. Берем по 9. Проверяем: 62 * 9 = 558. Пишем в частное 9. Остаток 0. Ответ: частное равно 39.
_ 2544 53
212 48
_424
424
0
/ 2544 : 53. В частном будет 2 цифры. Первое неполное делимое 254. Берем по 4. Проверяем: 53 * 4 = 212. Пишем в частное 4. Находим остаток. Сносим 4. Второе неполное делимое 424. Берем по 8. Проверяем: 53 * 8 = 424. Пишем в частное 8. Остаток 0. Ответ: частное равно 48. /
_ 3312 92
276 36
_552
552
0
/ 3312 : 92. В частном будет 2 цифры. Первое неполное делимое 331. Берем по 3. Проверяем: 92 * 3 = 276. Пишем в частное 3. Сносим 2. Второе неполное делимое 552. Берем по 6. Проверяем: 92 * 6 = 552. Пишем в частное 6. Остаток 0. Ответ: частное равно 36. /
IV Физкультминутка
V Работа над задачами
- На с. 52 находим задачу № 258. Внимательно ее читаем.
( У доски решают задачу 2 ученика с объяснением. Сначала разбирается один способ решения задачи, затем - второй.)
Расход на 1 штору Количество штор Общий расход
I - ? 27 м -
одинак. + На ск. б. ?
I I - ? на 3 ш. больше, чем 36 м
I способ.
36 – 27 = 9 (м) – на столько во II куске м больше, чем в I куске.
9 : 3 = 3 (м) – расход на 1 штору.
27 : 3 = 9 (ш.) – столько сшили из I куска.
36 : 3 = 12 (ш.) – столько сшили из II куска.
II способ.
36 – 27 = 9 (м) – на столько во II куске м больше, чем в I куске.
9 : 3 = 3 (м) – расход на 1 штору.
27 : 3 = 9 (ш.) – столько сшили из I куска.
3 + 9 = 12 (ш.) - столько сшили из II куска.
Ответ: 9 штор, 12 штор.
- А теперь составим и решим задачу по данному чертежу.
Находим задачу № 260 /с. 52./ Внимательно читаем задание.
Рассматриваем чертеж.
Посмотрите на скорость.
- О чем может быть наша задача?
/ О машинах. /
- В каком направлении шли машины?
/ В противоположном. /
- Из одного ли пункта назначения они вышли?
/ Нет, из разных, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга. /
- Что известно в задаче?
/ Известно, что машины вышли из пунктов А и В и пошли в противоположном направлении.
Известны скорости, с которыми двигались машины.
Известно время, которое машины были в пути.
Известно расстояние между пунктами А и В. /
- Что будем находить?
/ Будем находить расстояние, на котором окажутся машины через 4 часа. /
- Составляем задачу по данному чертежу.
/ Из двух городов А и В, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга, одновременно в противоположном направлении вышли две машины. Скорость первой машины 60 км/ч. Скорость второй машины 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться машины через 4 ч пути? /
У доски задачу решают с объяснением два ученика. Разбираются два способа решения задачи.
I v – 60 км/ч II v – 70 км/ч
t – 4 ч A B t – 4 ч
90 км
?
I способ
60 + 70 = 130 (км) – общая скорость.
S = v * t
130 * 4 = 520 (км) – такое расстояние прошли I и II машины вместе.
520 + 90 = 610 (км)– такое расстояние будет между машинами через 4 ч
II способ
S = v * t
60 * 4 = 240 (км) – такое расстояние прошла I машина.
S = v * t
70 * 4 = 280 (км) – такое расстояние прошла II машина.
240 + 280 = 520 (км) – такое расстояние прошли I и II машины вместе.
520 + 90 = 610 (км)- такое расстояние будет между машинами через 4 ч
Ответ: 610 км.
VI Итоги урока
- Подведем итоги урока.
Сегодня мы вспомнили названия компонентов при «сложении», «вычитании», «умножении», «делении» и правила нахождения неизвестного компонента;
решали примеры на деление на двузначное число, записывая их столбиком;
работали над составлением и решением задач на нахождение длины, ширины, площади; скорости, времени, расстояния;
повторили действия с именованными числами;
готовились к контрольной работе.
Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
VII Домашнее задание
с. 52 № 259, № 261.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зинина Жанна Александровна
→ З_Жанна 03.01.2012 0 17047 4078 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.