Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных лесов России.
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1 классе.
УМК «Школа России»
Учитель: Худякова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 г.Конаково.
Тема: Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных лесов России.
Цели:
Образовательные:
закрепить умения применять приёмы прибавления и вычитания в пределах 10, решать задачи, закрепить умение различать геометрические фигуры;
познакомить с интересными фактами из жизни животных.
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки (дифференцированные задания по карточкам, навыки контроля и самоконтроля, самопроверки) логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитывающие:
воспитывать чуткое, бережное отношение к животным;
показать неразрывную связь математики с окружающим миром.
Оборудование: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, ряд чисел, математическая цепочка, домик №5, карточки самопроверки, карточки рефлексия.
Оформление доски:
19
ноября. |
Животный
мир. |
|||
Карточки с самопроверкой |
Математическая цепочка |
Домик |
||
Ряд чисел |
||||
л о с ь |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: настроить учащихся на работу.
Учитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья.
Дети: Здравствуйте!
1
ученица: Мы
гостей сегодня ждали
И с волнением
встречали.
Хорошо ли мы умеем
И
решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного. [1]
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха в работе. Теперь можете сесть поудобнее.
II. Сообщение темы и целей
– Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы совершим удивительную экскурсию в русский лес. Познакомимся с жизнью животных. А чтобы наша экскурсия была интересной (увлекательной), мы покажем лесным жителям, как мы умеем считать, решать задачи и дружно работать. Для этого мы разделимся на группы. У каждого из вас на парте лист с заданиями. Сверху на нем есть эмблема с изображением животного.
1 группа – ВОЛКИ (Очень хитрые и умные звери. Живут стаями вблизи водоемов. Их жертвами становятся лоси, кабаны, зайцы и мелкие грызуны.)
Найди значение выражения:
2 |
+ |
2 |
= |
|
|
5 |
- |
2 |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
+ |
1 |
= |
|
|
8 |
- |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
+ |
1 |
= |
|
|
6 |
- |
3 |
= |
|
2 группа – БЕЛКИ (Самые проворные и резвые зверьки с пышным хвостом, перескакивающие с одного дерева на другое. Длина их прыжков достигает до 6-7 метров. Питаются семенами шишек, орехами, грибами, ягодами, поедают насекомых.)
Вставьте пропущенные числа.
|
+ |
2 |
= |
5 |
|
8 |
- |
|
= |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
+ |
|
= |
10 |
|
6 |
+ |
|
= |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
- |
|
= |
4 |
|
|
+ |
1 |
= |
2 |
3 группа – ЛИСЫ (Самые красивые звери леса. Их пушистая рыжая шуба была всегда привлекательна для охотников. Питаются лягушками, ящерицами, крупными насекомыми. Но главная ее еда – полевки и мыши.)
Вставь знаки ˂, ˃, =.
7 |
+ |
1 |
|
5 |
|
5 |
+ |
2 |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
8 |
- |
2 |
|
4 |
|
3 |
+ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
+ |
2 |
|
6 |
|
10 |
|
10 |
- |
1 |
4 группа – ЗАЙЦЫ (В наших лесах живут зайцы-русаки. Их вес достигает до 6 кг. Питаются они корой деревьев.)
Вставь знаки ˂, ˃, =.
8 |
|
0 |
|
|
|
0 |
|
2 |
+ |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
5 |
|
|
|
10 |
+ |
0 |
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
- |
2 |
|
0 |
|
6 |
- |
0 |
|
6 |
III. Актуализация и мотивация знаний.
– Ребята,
как вы думаете, для чего нужен устный
счет? (Для
того чтобы быстро и правильно считать).
–
Задание будем выполнять дружно, по
группам.
Фронтальная форма работы
а)
1 группа (ВОЛКИ) – счет от 1 до 10 в прямом порядке;
2 группа (БЕЛКИ) – счет от 10 до 1 в обратном порядке;
3 группа (ЛИСЫ) – считают от 1 до 10 через один;
4 группа (ЗАЙЦЫ) – считают от 1 до 10 через два.
– Молодцы! Вы справились с разминкой и готовы к более трудному заданию.
б)
4
– БЕЛКА
7 – ЁЖ
9 – ЛИСА (интерактивная
доска)
– Пройдя цепочку до конца, мы узнаем, какое животное (БЕЛКА, ЁЖ или ЛИСА) залегают на зиму в спячку (доска). Будьте внимательны, не сбейтесь с пути.
5 – 2 + 3 – 0 + 1 = ? (7)
– Вы правильно решили математическую цепочку – это ЁЖ (слайд – ЁЖ)
ЕЖИ – Колючие серые зверьки. Могут быть весом до 1 кг и ростом до 30 см (линейка). У взрослого ежа бывает до 16 тысяч иголок длиной по 2-3 см, толщиной примерно 1мм. Питаются они ягодами, грибами, насекомыми, улитками, разоряют гнезда мелких грызунов. Этим они приносят пользу.
–
Ребята, а какое ещё животное, известное
вам, залегает на зиму в спячку? Это –
МЕДВЕДЬ
(, слайд – МЕДВЕДЬ)
МЕДВЕДЬ – Его называют хозяином леса. В наших лесах можно встретить бурого медведя. Они отличные охотники, часто питаются лесными ягодами, кореньями, выкапывают жучков, личинок, ловят лягушек.
в) – Что же мы продолжим знакомство с животными наших лесов. Кого кроме зверей можно встретить в лесу? (ПТИЦ). Угадайте, о какой птице идет речь? Для этого надо расставить числа в порядке возрастания.
На доске:
10 7 5 8 4 6
– Каких чисел не хватает в ряду?
– Посмотрите внимательно, какое число может быть лишним? (10) Почему?
– А теперь сюрприз! Перевернём карточки. Читаем название птицы – ДЯТЕЛ. Что вы о ней слышали? Знаете? (, слайд – ДЯТЕЛ).
ДЯТЕЛ – Его называют санитаром леса. В наших лесах живет черный дятел, а еще встречается большой пестрый дятел. Питаются дятлы насекомыми, муравьями, семенами шишек ели, сосны. Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, которые выдалбливают сами.
– Сколько цифр нам понадобилось, чтобы записать это слово? – (ПЯТЬ). Как получилось число пять? (Домик, повтор состава числа 5) Молодцы!
– Подведём итог. Что мы повторили? (Счет прямой обратный, через 1, через 2, состав числа, однозначные и двузначные числа)
IV. Закрепление изученного материала
– Мы готовы решать числовые выражения и задачи в пределах 10.
1. Дифференцированная работа по группам
– Ребята, следующее задание, которое вы будете выполнять по группам, принесло нам самое крупное нашего леса, а какое вы узнаете после его выполнения. Вспоминаем наши группы.
1 группа – ВОЛКИ (подняли руки)
2 группа – БЕЛКИ
3 группа – ЛИСЫ
4 группа – ЗАЙЦЫ
– Возьмите листочки с изображением своего животного. Найдите на карточке первое задание, прочитайте его внимательно. Вам всё понятно? Приступайте к работе. Желаю удачи!
1 группа
Найди значение выражения (проверка на доске)
2
+ 2 = 5 – 2 =
3 + 1 = 8 – 1 = Л
4
+ 1 = 6 – 3 =
Проверяем
ответы на доске
2 группа
Вставь пропущенные числа
□ +
2 = 5 8 – □
= 6
9 + □
= 10 6 + □
= 7 О
6
– □
= 4 □
– 1 = 2
Проверяем ответы на экране, число, которое надо вставить подчёркнуто и выделено цветом.
3 группа
Вставь знаки <, >, =. (Самопроверка на обороте листа)
7
+ 1 □
5 5 + 2 □
8
2 □
8 – 2 4 □
3 + 1 С
4
+ 2 □
6 10 □
10 – 1
4 группа
Вставь знаки <, >, =. (Самопроверка на обороте листа)
8
□
0 0 □
2 + 2
0 □
5 10 + 0 □
9 Ь
9
– 2 □
0 6 – 0 □
6
– Переверните листок и проверьте работу. Будьте внимательны.
– ВОЛКИ
выполнили проверку? Кто сделал задание
без ошибок… прикрепи букву.
– БЕЛКИ,
кто справился без ошибок? Молодцы!
Прикрепи букву.
– ЛИСЫ, кто справился
с заданием без ошибок. А кто был самым
внимательным и нашел последнюю букву
в слове? Прикрепи букву.
– Вы отгадали,
самое крупное животное нашего леса. Как
его название? Это – ЛОСЬ.
–
Правильно, это настоящий великан наших
лесов. (слайд – ЛОСЬ).
ЛОСЬ – Взрослые самцы имеют длину тела до 3 м и массу до 580—600 кг. Он очень высоконогий. Известен благодаря своим красивым рогам. Рога у него бывают ветвистые или в форме лопаты. Вес таких рогов может достигать восьмидесяти килограммов.
– Молодцы, почти все из вас справились с заданием правильно, а те, кому было трудно, ещё потренируются, будьте внимательнее.
V. Физкультминутка
– Я вижу, вы немного устали, пора отдохнуть, и посетить удивительный лес. (Звучит музыка). Встанем красиво, расслабимся, прислушаемся к этим волшебным звукам природы…
Здравствуй,
лес – русский лес, |
(широко
разводим руки в стороны) |
– Мы отдохнули, продолжим урок.
2. Решение задачи
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Запись пословицы на доске:
«Мало уметь считать, надо уметь думать.»
– Правильно мыслить, думать необходимо при решении задач.
а) Повторение компонентов задачи
– Ребята,
обратите внимание на эту схему (слайд).
–
Что это за обозначение?
– Что обозначает
буква У, В, Р, О.
– Мне нужен
помощник-эксперт. Помощником назначается
…
Выступление эксперта.
– Напомните
нам, пожалуйста, уважаемый эксперт, что
такое условие? Вопрос? Решение? Ответ?
Спасибо.
– … хочет нам дать нужный
совет.
Стишок
Чтобы
задачи нам верно решать,
Необходимо
думать и рассуждать,
И без ошибок всё
вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание. [3]
– Послушайте внимательно задачу.
Задача 1 (слайд)
У мамы-волчицы 4 волчонка. А у мамы-медведицы 2 медвежонка. Сколько деток у обоих мам вместе?
а) Разбор задачи (условие, вопрос)
Краткая запись к задаче на доске.
– Каким действием решим задачу? (сложением). Почему? Как будем решать задачу? (4 + 2 = 6)
б) Решение задачи
– Будем
записывать только решение. В карточках
уже написано слово задача и стоит красная
точка, там вы и будете записывать решение,
а у доски будет работать…
Как
решим задачу? (4
+ 2 = 6(д.))
Ответ:
6 детенышей.
– Мы не случайно решали задачу про детенышей зверей. (слайд – ДЕТЕНЫШИ). Все животные растут, дышат и приносят потомство. Значит это живые существа. А для жизни животным необходимо… (пища, вода, тепло, воздух, свет).
Задача 2 (слайд)
На поляне паслось 7 лосей. 2 лося ушли. Сколько лосей осталось на поляне?
а) Разбор задачи (условие, вопрос)
Краткая запись к задаче на доске.
Было – 7 л.
Ушли – 2 л.
Осталось – ? л.
– Каким действием решим задачу? (вычитанием). Почему? Как будем решать задачу? (7 – 2 = 5)
б) Решение задачи
– Будем
записывать только решение. В карточках
уже написано слово задача и стоит красная
точка, там вы и будете записывать решение,
а у доски будет работать…
Как
решим задачу? (7
– 2 = 5(л.))
Ответ:
5 лосей.
– Ребятки, давайте немного отдохнём и потанцуем.
Физкультминутка 2
Учитель называет примеры. Дети выполняют действия.
2+1 Столько раз ногами топаем
3+2 Столько раз в ладони хлопаем
4–1 Мы присядем столько раз
6–1 Мы наклонимся сейчас
1+1 Мы подпрыгнем столько
Ай, да счет! Играй и только!
VII. Контроль знаний
1. Счёт геометрических фигур
– Продолжим урок. Среди лесных животных встречается удивительный зверь. Кто он вы узнаете сами, выполнив последнее задание на доске. (слайды).
Это – КАБАН. (слайд – КАБАН).
КАБАН - Коренастое животное высотой до 100 см и массой тела до 275 кг. Голова очень большая, клиновидно вытянутая вперед. Уши длинные и широкие, глаза маленькие, рыло с пятачком, тело покрыто упругой щетиной. Окраска от светло-бурой или серой до почти черной. Питается кабан разнообразной пищей: корневища, клубни, плоды фруктовых деревьев, орехи, ягоды, семена, которые кабан зимой добывает из-под снега, земляные черви, насекомые и их личинки, моллюски, рыбы, грызуны, яйца птиц, ящерицы, змеи, лягушки. Поросята рождаются полосатые. В среднем свинья приносит 4— 6 поросят. Новорожденные поросята имеют массу в среднем около 850 г.
– Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием.
VIII. Итог урока
– Вы
хорошо усвоили тему урока: «Сложение и
вычитание в пределах 10»
– С какими
животными познакомились на уроке, кто
вам больше запомнился?
– Чему учились?
(Ответы
детей)
–
Что вам понравилось?
IX. Рефлексия
– Дети,
вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте
конверты и покажите своё настроение, а
я покажу вам своё (слайд – Моё
настроение).
– Я рада, что наши
настроения совпадают.
– Встаньте,
спасибо за урок, урок окончен.
Источники информации
1. Открытый урок математики в 1-м классе (программа Н.Б. Истоминой, УМК "Гармония) по теме "Однозначные числа" http://festival.1september.ru/articles/562137/
2. Ирина Ивановна Паничкина. Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1-м классе. Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных" http://festival.1september.ru/articles/561186/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худякова Татьяна Петровна
→ Tata4739 05.01.2012 1 5406 1543 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.