Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных лесов России.


Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1 классе.

УМК «Школа России»

Учитель: Худякова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г.Конаково.

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных лесов России.

Цели:

  • Образовательные:

    • закрепить умения применять приёмы прибавления и вычитания в пределах 10, решать задачи, закрепить умение различать геометрические фигуры;

    • познакомить с интересными фактами из жизни животных.

  • Развивающие:

    • развивать общеучебные умения и навыки (дифференцированные задания по карточкам, навыки контроля и самоконтроля, самопроверки) логическое мышление, внимание, память, речь.

  • Воспитывающие:

    • воспитывать чуткое, бережное отношение к животным;

    • показать неразрывную связь математики с окружающим миром.

Оборудование: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, ряд чисел, математическая цепочка, домик №5, карточки самопроверки, карточки рефлексия.

Оформление доски:

19 ноября.
Сложение и вычитание в пределах10.
Мир животных лесов России.

Животный мир.
Заставка.

Карточки с самопроверкой

Математическая цепочка

Домик
(состав числа 5)

Ряд чисел

л  о  с ь

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу.

Учитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья.

Дети: Здравствуйте!

1 ученица: Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного. [1]

Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха в работе. Теперь можете сесть поудобнее.

II. Сообщение темы и целей

Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы совершим удивительную экскурсию в русский лес. Познакомимся с жизнью животных. А чтобы наша экскурсия была интересной (увлекательной), мы покажем лесным жителям, как мы умеем считать, решать задачи и дружно работать. Для этого мы разделимся на группы. У каждого из вас на парте лист с заданиями. Сверху на нем есть эмблема с изображением животного.

1 группа – ВОЛКИ (Очень хитрые и умные звери. Живут стаями вблизи водоемов. Их жертвами становятся лоси, кабаны, зайцы и мелкие грызуны.)

Найди значение выражения:

2

+

2

=



5

-

2

=













3

+

1

=



8

-

1

=













4

+

1

=



6

-

3

=


2 группа – БЕЛКИ (Самые проворные и резвые зверьки с пышным хвостом, перескакивающие с одного дерева на другое. Длина их прыжков достигает до 6-7 метров. Питаются семенами шишек, орехами, грибами, ягодами, поедают насекомых.)

Вставьте пропущенные числа.


+

2

=

5


8

-


=

6












9

+


=

10


6

+


=

7












6

-


=

4



+

1

=

2

3 группа – ЛИСЫ (Самые красивые звери леса. Их пушистая рыжая шуба была всегда привлекательна для охотников. Питаются лягушками, ящерицами, крупными насекомыми. Но главная ее еда – полевки и мыши.)

Вставь знаки ˂, ˃, =.

7

+

1


5


5

+

2


8












2


8

-

2


4


3

+

1












4

+

2


6


10


10

-

1

4 группа – ЗАЙЦЫ (В наших лесах живут зайцы-русаки. Их вес достигает до 6 кг. Питаются они корой деревьев.)

Вставь знаки ˂, ˃, =.

8


0




0


2

+

2












0


5




10

+

0


9












9

-

2


0


6

-

0


6

III. Актуализация и мотивация знаний.

Ребята, как вы думаете, для  чего нужен устный счет? (Для того чтобы быстро и правильно считать).
– Задание будем выполнять дружно, по группам.

Фронтальная форма работы

а)

  • 1 группа (ВОЛКИ) – счет от 1 до 10 в прямом порядке;

  • 2 группа (БЕЛКИ) – счет от 10 до 1 в обратном порядке;

  • 3 группа  (ЛИСЫ) – считают от 1 до 10 через один;

  • 4 группа (ЗАЙЦЫ) – считают от 1 до 10 через два.  

Молодцы! Вы справились с разминкой и готовы к более трудному заданию.

б)

4 – БЕЛКА
7 – ЁЖ
9 – ЛИСА (интерактивная доска)

Пройдя цепочку до конца, мы узнаем, какое животное  (БЕЛКА, ЁЖ или ЛИСА) залегают на зиму в спячку (доска). Будьте внимательны, не сбейтесь с пути.

5 – 2  +  3 – 0  +  1  =  ? (7)

Вы правильно решили математическую цепочку – это ЁЖ (слайд – ЁЖ)

ЕЖИ – Колючие серые зверьки. Могут быть весом до 1 кг и ростом до 30 см (линейка). У взрослого ежа бывает до 16 тысяч иголок длиной по 2-3 см, толщиной примерно 1мм. Питаются они ягодами, грибами, насекомыми, улитками, разоряют гнезда мелких грызунов. Этим они приносят пользу.


– Ребята, а какое ещё животное, известное вам, залегает на зиму в спячку? Это –
МЕДВЕДЬ (, слайд – МЕДВЕДЬ)

МЕДВЕДЬ – Его называют хозяином леса. В наших лесах можно встретить бурого медведя. Они отличные охотники, часто питаются лесными ягодами, кореньями, выкапывают жучков, личинок, ловят лягушек.

в) – Что же мы продолжим знакомство с животными наших лесов. Кого кроме зверей можно встретить в лесу? (ПТИЦ). Угадайте, о какой птице идет речь? Для этого надо расставить числа в порядке возрастания.

На доске:

10  7  5  8  4  6 

Каких чисел не хватает в ряду?

Посмотрите внимательно, какое число может быть лишним? (10) Почему?

А теперь сюрприз! Перевернём карточки. Читаем название птицы – ДЯТЕЛ. Что вы о ней слышали? Знаете? (, слайд – ДЯТЕЛ).

ДЯТЕЛ – Его называют санитаром леса. В наших лесах живет черный дятел, а еще встречается большой пестрый дятел. Питаются дятлы насекомыми, муравьями, семенами шишек ели, сосны. Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, которые выдалбливают сами.


Сколько цифр нам понадобилось, чтобы записать это слово? – (ПЯТЬ). Как получилось число пять? (Домик, повтор состава числа 5) Молодцы!

Подведём итог. Что мы повторили? (Счет прямой обратный, через 1, через 2, состав числа, однозначные и двузначные числа)

IV. Закрепление изученного материала

Мы готовы решать числовые выражения и задачи в пределах 10.

1. Дифференцированная работа по группам

Ребята, следующее задание, которое вы будете выполнять по группам, принесло нам самое крупное нашего леса, а какое вы узнаете после его выполнения. Вспоминаем наши группы.

  • 1 группа – ВОЛКИ (подняли руки)

  • 2 группа – БЕЛКИ

  • 3 группа – ЛИСЫ

  • 4 группа – ЗАЙЦЫ

Возьмите листочки с изображением своего животного. Найдите на карточке первое задание, прочитайте его внимательно. Вам всё понятно?  Приступайте к работе. Желаю удачи!

1 группа

Найди значение выражения (проверка на доске)

2 + 2 = 5 – 2 =
3 + 1 = 8 – 1 =
Л
4 + 1 = 6 – 3 =


Проверяем ответы на доске

2 группа

Вставь пропущенные числа

+ 2 = 5 8 – = 6
9 +
= 10 6 + = 7 О
6 –
= 4 – 1 = 2

Проверяем ответы на экране, число, которое надо вставить подчёркнуто и выделено цветом.

3 группа

Вставь знаки <, >,  =. (Самопроверка на обороте листа)

7 + 1 5 5 + 2 8
2
8 – 2 4 3 + 1 С
4 + 2
6 10 10 – 1


4 группа

Вставь знаки <, >,  =. (Самопроверка на обороте листа)

8 0 0 2 + 2
0
5 10 + 0 9 Ь
9 – 2
0 6 – 0 6

Переверните листок и проверьте работу. Будьте внимательны.

ВОЛКИ выполнили проверку? Кто сделал задание без ошибок… прикрепи букву.
– БЕЛКИ, кто справился без ошибок? Молодцы! Прикрепи букву.
– ЛИСЫ, кто справился с заданием без ошибок. А кто был самым внимательным и нашел последнюю букву в слове? Прикрепи букву.
– Вы отгадали, самое крупное животное нашего леса. Как его название? Это –
ЛОСЬ.
– Правильно, это настоящий великан наших лесов. (слайд – ЛОСЬ).

ЛОСЬ – Взрослые самцы имеют длину тела до 3 м и массу до 580—600 кг. Он очень высоконогий. Известен благодаря своим красивым рогам. Рога у него бывают ветвистые или в форме лопаты. Вес таких рогов может достигать восьмидесяти килограммов.

Молодцы, почти все из вас справились с заданием правильно, а те, кому было трудно, ещё потренируются, будьте внимательнее.

V. Физкультминутка

Я вижу, вы немного устали, пора отдохнуть, и посетить удивительный лес. (Звучит музыка). Встанем красиво, расслабимся, прислушаемся к этим волшебным звукам природы…

Здравствуй, лес – русский лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою? 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь –
Мы свои.

(широко разводим руки в стороны)
(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
(руки подняты вверх, выполняем покачивающие 
движения вправо-влево)
(дети всматриваются вдаль, ладонь над
бровями, поворачиваясь в стороны)

(широко разводим руки в стороны)
(прижимаем обе ладони к груди)
(широко разводим руки в стороны)
[2]

   – Мы отдохнули, продолжим урок.

2. Решение задачи

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Запись пословицы на доске:

«Мало уметь считать, надо уметь думать.»

Правильно мыслить, думать необходимо при решении задач.

а) Повторение компонентов задачи

Ребята, обратите внимание на эту схему (слайд).
– Что это за обозначение?
– Что обозначает буква У, В, Р, О.
– Мне нужен помощник-эксперт. Помощником назначается …

Выступление эксперта.

Напомните нам, пожалуйста, уважаемый эксперт,  что такое условие?  Вопрос? Решение? Ответ? Спасибо.
– … хочет нам дать нужный совет. 

Стишок

Чтобы задачи нам верно решать,
Необходимо думать и рассуждать,
И без ошибок всё вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание. [3]

Послушайте внимательно задачу.

Задача 1  (слайд)

У мамы-волчицы 4 волчонка. А у мамы-медведицы 2 медвежонка. Сколько деток у обоих мам вместе?

а) Разбор задачи (условие, вопрос)

Краткая запись к задаче на доске.

Каким действием решим задачу? (сложением). Почему? Как будем решать задачу? (4 + 2 = 6)

б) Решение задачи

Будем записывать только решение. В карточках уже написано слово задача и стоит красная точка, там вы и будете записывать решение, а у доски будет работать…
Как  решим задачу?
(4 + 2 = 6(д.))
Ответ: 6 детенышей.

Мы не случайно решали задачу про детенышей зверей. (слайд – ДЕТЕНЫШИ). Все животные растут, дышат и приносят потомство. Значит это живые существа. А для жизни животным необходимо… (пища, вода, тепло, воздух, свет).

Задача 2  (слайд)

На поляне паслось 7 лосей. 2 лося ушли. Сколько лосей осталось на поляне?

а) Разбор задачи (условие, вопрос)

Краткая запись к задаче на доске.

Было – 7 л.

Ушли – 2 л.

Осталось – ? л.

Каким действием решим задачу? (вычитанием). Почему? Как будем решать задачу? (7 – 2 = 5)

б) Решение задачи

Будем записывать только решение. В карточках уже написано слово задача и стоит красная точка, там вы и будете записывать решение, а у доски будет работать…
Как  решим задачу?
(7 – 2 = 5(л.))
Ответ: 5 лосей.


Ребятки, давайте немного отдохнём и потанцуем.

Физкультминутка 2

Учитель называет примеры. Дети выполняют действия.

2+1 Столько раз ногами топаем

3+2 Столько раз в ладони хлопаем

4–1 Мы присядем столько раз

6–1 Мы наклонимся сейчас

1+1 Мы подпрыгнем столько

Ай, да счет! Играй и только!

VII. Контроль знаний

1. Счёт геометрических фигур

Продолжим урок. Среди лесных животных встречается удивительный зверь.  Кто он вы узнаете сами, выполнив последнее задание на доске. (слайды).

Это – КАБАН. (слайд – КАБАН).

КАБАН - Коренастое животное высотой до 100 см и массой тела до 275 кг. Голова очень большая, клиновидно вытянутая вперед. Уши длинные и широкие, глаза маленькие, рыло с пятачком, тело покрыто упругой щетиной. Окраска от светло-бурой или серой до почти черной. Питается кабан разнообразной пищей: корневища, клубни, плоды фруктовых деревьев, орехи, ягоды, семена, которые кабан зимой добывает из-под снега, земляные черви, насекомые и их личинки, моллюски, рыбы, грызуны, яйца птиц, ящерицы, змеи, лягушки. Поросята рождаются полосатые. В среднем свинья приносит 4— 6 поросят. Новорожденные поросята имеют массу в среднем около 850 г.

Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием.        

VIII. Итог урока

Вы хорошо усвоили тему урока: «Сложение и вычитание в пределах 10»
– С какими животными познакомились на уроке, кто вам больше запомнился?
– Чему учились?
(Ответы детей)
– Что вам понравилось?

IX. Рефлексия

Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и покажите своё настроение, а я покажу вам своё (слайд – Моё  настроение).
– Я рада, что наши настроения совпадают.
– Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.

Источники информации

1. Открытый урок математики в 1-м классе (программа Н.Б. Истоминой, УМК "Гармония) по теме "Однозначные числа" http://festival.1september.ru/articles/562137/

2. Ирина Ивановна Паничкина. Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1-м классе. Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных" http://festival.1september.ru/articles/561186/


Полный текст материала Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных лесов России. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худякова Татьяна Петровна  Tata4739
05.01.2012 1 5339 1542

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК