Волшебные цифры. 1 класс
Петровских Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Урай, Тюменской области, ХМАО.
Урок математики 1 класс
Тема: Волшебные цифры.
Цели:
Закрепить понимание отличий «число» и «цифра».
Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.
Закреплять навыки счета в пределах 9.
Развивать у детей интерес к математике, творческие способности, умение мыслить обобщенно.
Оборудование:
Римские цифры, арабские цифры, набор счетного материала, художественное
оформление – снеговик, письмо приглашение, музыкальная фонограмма.
Ход урока.
Организационный момент.
Представление гостей.
Создадим хорошее настроение.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Руки на месте? (На месте!)
Ноги? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спинка? (Прямая!)
Декабрь месяц на дворе, город украшают. К какому празднику готовится детвора?
У ёлки скоро день рождения.
Только злая Баба Яга не любит праздники. Разбросала, разметала украшения, украла приглашения. Надо отправляться в путь. А чтобы не было скучно идти, надо разминку провести.
Устный счет.
Проверка внимания:
Поднимаемся по ступенькам и запоминаем слова:
СТОЛЬКО ЖЕ
МИНУС
ВОСЕМЬ
МАТЕМАТИКА
Назовите 2 слово.
Назовите 4 слово.
Повторите слова по порядку.
Задачи в стихах:
Как-то четверо ребят
С горки покатались.
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалились?
Составь выражение 4-2 . Ищем часть (2).
Три синицы на ветку сели
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки
Сколько птиц сидит на ветке?
Составь выражение 3+2 . Ищем целое (5).
3) Игра «День, ночь»: 9 – 1 – 6 – 1 – 1 + 7 – 5 + 4 – 3 = 3
4) По линеечке: 15 – 3 – 2 – 4 + 3 – 5 = 4
Найди значение выражений:
9 – 6 = 3 8 – 6 =2 7 – 6 = 1
6 + 3 = 9 6 + 2 = 8 6 + 1 = 7
Прочитать по разному выражения.
Что интересного заметили? (В выражении каждого столбика одинаковые части и целое).
В первой строчке: Все выражения разности.
Вычитаемое равно 6.
Уменьшаемое на 1 уменьшается.
Во второй строчке: Все выражения суммы.
Первое слагаемое 6.
Второе слагаемое на 1 уменьшается.
Назовите последующее число 7
Как получили последующее число? (+1)
Назовите предыдущее числа 10.
Как получили предыдущее число? (- 1)
Назовите соседей числа 8.
Какое число стоит между числами 6 и 8.
Какое число стоит слева от 10 справа от 5?
Что происходит с числом при перемещении вправо, влево?
Дорога была трудна, но мы пришли в волшебный лес. Но вот беда. Цифры смешались со снежинками и улетели.
А в волшебном лесу какие бывают цифры? (волшебные, необыкновенные).
Открываем доску. Тема: Волшебные цифры.
А чем отличается число от цифры? (Число – это количественная характеристика совокупностей предмета. Цифра – знак для обозначения числа).
Посчитайте гостей. Какой цифрой обозначим количество?
Посчитайте количество детей на 1 ряду. Какой цифрой обозначим количество?
Сколько учителей? Какой цифрой обозначим количество?
А это что? Числовой отрезок, но нет ни одной цифры.
. . . . . . . . . ( линейка из учебника)
Сможем ли мы обойтись без цифр?
Каким предметом обозначены числа 0, 3, 7.
Какое число обозначено:
Какое число следует за грибом?
Как найти?
На сколько груша больше, чем гриб? (2)
Как найти, на сколько меньше?
Вывод: Каждое следующее натуральное число на 1 больше предыдущего, а каждое предыдущее на 1 меньше следующего.
При вычитании того же числа получается 0. Он обозначен шаром.
Физминутка.
Как живешь? Вот так!...( с движением )
7. Работа с учебником.
№ 1
Первый столбик с объяснением у доски.
2 и 3 столбики – самостоятельно. Взаимопроверка.
№ 2
Сравните, с пояснением каждый пример.
№ 3
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Повторяем вывод.
8. ФИЗМИНУТКА.
Счет с движением до 20. Счет от 20 ( только четные числа ).
Повернемся влево к свету - нет ли нашего билета.
Повернемся вправо и присядем вниз,
Может, укатилось или провалилось.
Может где-то, на шкафу, я приглашение найду.
( Ищем по классу. Нашли письмо. Прочитать не можем).
Утренник состоится
XXVI декабря в XI часов.
С давних времен люди ведут счет, но не сразу были придуманы цифры. У разных народов свои системы счета. Одни из самых древних египетские – клинопись (книга). Наиболее удобные цифры появились 15 веков назад. Они быстро распространились в других странах. К нам были занесены 8 веков назад арабами. Поэтому их часто называют – арабскими. 1, 2, 3 – арабские цифры. (таблица)
А это арабские цифры?
Нет. Есть еще более древние цифры – римские.
Мы попробуем с вами римские цифры изобрести сами при помощи палочек.
Один предмет – I…
Больше палочек нет. Посмотрите на руки. Сколько пальцев? (Это 5)
Кто увидел вилочку. Ей обозначили число 5.
А как же получить 4?
Как показать это 5 без 1? (С лева положить 1 палочку)
Как получить 6 из 5? (справа положить 1 палочку)…
Чтобы изобразить следующую цифру, вернемся к 5. (Две ладони – это 10)
Как из 10 получить 9? (аналогично)
Вывод: Если число увеличивается – справа единица, уменьшается – единица слева.
9. № 4
Запись по образцу.
10. № 5
Соотнести арабские с римскими цифрами в ответе. Проверяем карточками.
№ 6 (дополнительно).
11. Итог урока.
Что понравилось на уроке?
Кто запомнил, какие новые цифры мы выучили?
Почему цифры назвали волшебными?
Какую закономерность, при работе на числовом отрезке вы запомнили?
Давайте попробуем разгадать письмо (перевод римских цифр на арабские).
Утренник состоится 26 декабря в11 часов.
Молодцы!
Урок окончен.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петровских Татьяна Ивановна
→ pasyk 28.02.2012 0 6926 1433 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.