Изучение темы «Табличное умножение и деление чисел» с использованием информационно-коммуникационных технологий 2-3 класс
Ретц Светлана Борисовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №548 с углублённым изучением английского языка Красносельского района г.Санкт – Петербурга
Учитель начальных классов
Статья:
Изучение темы «Табличное умножение и деление чисел»
с использованием информационно-коммуникационных технологий
Интернет-ресурсы (авторские разработки):
Презентация http://www.slideboom.com/presentations/517892/Табличное-умножение-и-деление-чисел
Google рисунок (ссылки в статье)
Puzzlecup (ссылка в статье)
Learningapps.org (ссылка в статье)
Изучение темы «Табличное умножение и деление чисел»
с использованием информационно-коммуникационных технологий
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. С помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе можно:
сделать учебную деятельность детей более содержательной;
сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
повысить качество обучения, желания учиться;
сделать урок наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Использование ИКТ в блоге класса даёт большую возможность для удалённой работы с отсутствующими детьми, позволяет слабым ученикам дома ещё раз «пережить» урок, самостоятельно исправить пробелы в знаниях.
Роль качественного усвоения младшими школьниками табличного умножения и деления велика для усвоения прочных вычислительных навыков. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее эффективное обучение устному и письменному умножению, делению. В своей работе особое внимание уделяю использованию ИКТ при изучении темы «Табличное умножение и деление чисел».
Предлагаю варианты упражнений на всех этапах составления и запоминания таблицы умножения и деления.
Подготовительная работа
С операциями умножения и деления знакомлю учащихся раздельно, так как главным при этом является раскрытие не взаимосвязи между ними, а конкретного смысла этих действий.
Подготовительная работа включает в себя семь основных этапов:
1 этап Учащиеся
осознают роль группового счёта
усваивают его технику
решают выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых
Вот варианты таких заданий:
Сосчитай мячи.
На рисунке 2 ряда ячеек. Мячи можно считать по 1 , по 2, по 4. По 2 и по 4 считать удобнее.
Предлагаю самим привести примеры из жизни, когда считают по 2 (парами): счёт носков, перчаток, обуви.
Затем рассматриваем различные практические ситуации, когда ведётся счёт предметов по 3,4,5.
Сильные ученики находят значения суммы.
При проверке спрашиваю: по сколько раз взяли? Особое внимание обращаю на рациональность вычислений.
Например:
5+5+5+5+5+5+5+5=40
7+7+7+7+7+7=42
Удобнее:
5+5+5+5+5+5+5+5=10+10+10+10=40
7+7+7+7+7+7=21+21=42
Слабым ученикам во время самостоятельной работы предлагаю использовать цифровой квадрат от 1 до 100. С его помощью ученик легко может выполнить счёт шестёрками, семёрками и т.д.
2 этап Выполнение учащимися заданий на нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых.
Обращаю внимание на тот факт, что складываются одинаковые числа.
Например:
Нарисуй 1). 4 раза по 2 треугольника 2). 2 раза по 4 треугольника. Сколько потребовалось треугольников?
В одном стручке 7 одинаковых горошин. Сколько горошин в двух таких стручках? Сколько горошин в трёх таких стручках?
3 этап Изучение смысла действия умножения.
Знакомство с умножением начинаю с раскрытия конкретного смысла этого действия на наглядном материале.
Н апример: Тетрадь стоит 3 рубля. Сколько стоят три такие тетради?
Сначала, опираясь на ранее приобретённые знания, задача решается сложением.
- По сколько рублей платили за каждую тетрадь? (по 5 рублей)
- Сколько раз по 5 рублей платили? (3 раза)
- Каким действием можно узнать сколько денег заплатили? (Сложением. Нужно к 5 прибавить 5 и ещё 5, получится 15)
- Чем интересна записанная сумма? (все слагаемые одинаковые)
- Сложение одинаковых слагаемых называется умножением: 5 · 3 = 15
4 этап Умножение чисел 2 и 3
Руководствуюсь следующими правилами составления таблиц:
1 .Каждая составленная впервые таблица должна возникать на глазах у детей, чтобы они уловили принцип её составления
2. Таблица составляется столбиком. Часть работы можно выполнять под руководством учителя, остальное – самостоятельно.
3. Каждая новая таблица начинается со случая умножения двух одинаковых чисел.
4. При составлении таблицы целесообразно использовать наглядность.
Рассмотрим вариант составления таблицы умножения по постоянному первому множителю. Опираюсь на хорошо усвоенный смысл действия умножения как сложение одинаковых слагаемых.
Задание: Сосчитай. Заполни таблицу.
Вариант 1.
Вариант 2.
5 этап Знакомство с переместительным свойством произведения.
Переместительное свойство произведения может быть «открыто» самими учащимися.
Например: Посчитай, сколько квадратов на рисунке. Запиши решение, используя действие умножение.
Сравниваем результаты:
3 · 4 = 12 4 · 3 = 12
Они равны. Сравнив рисунки и выражения, устанавливаем, что выражения отличаются лишь порядком множителей. Упражнение для закрепления:
С оедини пары.
6 этап Составление таблиц «Умножение на 2», «Умножение на 3»
Задание: Заполни таблицу.
7 этап Установление связи между умножением и делением. Действие деление.
Действие деление рассматривается как обратное действию умножения. Это положение реализуется в ходе подготовительной работы к изучению деления.
Примерами из практики показываю необходимость действия деления для решения разнообразных задач.
Сколько квадратов или треугольников можно составить из 12 палочек?
Ответы:
2
2.
При решении задач на деление по содержанию и на деление на равные части предлагаю следующие задания:
8 ягод раздали детям по 2 штуки каждому. Сколько детей получили ягоды?
8 ягод разложили на 4 тарелки поровну. Сколько ягод на каждой тарелке?
Запоминание таблицы умножения и деления
Привожу примеры упражнений:
2. Математический тест
Интернет-ресурсы:
Литература:
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, 1986
Масловская Т. А. Дидактические игры на уроке математики. //Начальная школа – 1997 - № 2, с.52-54
Я иду на урок в начальную школу. Математика. М.: Первое сентября, 2008
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ретц Светлана Борисовна
→ svet716070 25.03.2012 0 7479 1799 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.