Опытно-экспериментальная работа «Построение системы контроля и оценки учебных достижений учащихся 2 класса в соответствии ФГОС НОО»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 8 “Олимпия”
Дзержинского района г. Волгограда
Построение
системы
контроля и оценки учебных достижений
учащихся
2 класса в соответствии
ФГОС НОО
Выполнила: Невзорова Т.В.,
учитель начальных классов
Волгоград, 2012 г.
Тема
опытно-экспериментальной работы:
«Построение системы контроля и
оценки учебных достижений учащихся
2
класса в соответствии ФГОС НОО».
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников.
Целью нашей работы выступило обоснование содержания и методов контроля и оценки учебных достижений учащихся 2 класса при изучении курса математики в соответствии ФГОС НОО.
Гипотеза. В результате проведенной работы мы предполагали, что построенная система контроля и оценки учебных достижений будет более эффективной по сравнению с традиционной. Она обеспечит более объективную и качественную обратную связь, будет поддерживать и стимулировать учащихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.
Для достижения цели необходимо было решить комплекс задач:
выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС;
изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
разработка и апробация заданий для контроля и оценки учебных достижений по математике;
анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся.
Первая из них: выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС.
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
организация и самооценка учащихся;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.;
ритмическая организация образовательного пространства учебного года
(1 фаза «запуска» – совместное планирование учебной деятельности, во время которого осуществляется стартовый контроль, 2 фаза – постановка и решение учебных задач в курсе обучения математики, текущие и тематические контрольные работы, 3 фаза – рефлексивная.
Для реализации первой задачи необходимо было изучить научную и методическую литературу по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Изучив литературу: Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений, Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./ , Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009, Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов, мы пришли к пониманию, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы образования и является необходимой частью повышения уровня образовательных достижений каждого ученика.
Полученные результаты стали основанием для решения второй задачи: разработка методического обеспечения системы контроля и оценки учебных достижений по математике.
На первом этапе, мы выделили предметно-деятельностные линии (основные способы действий), которые осваиваются детьми в курсе математики.
Определили планируемые результаты освоения курса математики 2 класса (личностные, метапредметные и предметные) на основании анализа основных предметно-деятельностных линий. Это послужило содержательной и критериальной базой системы контроля и оценки.
Составили график контрольно-оценочных мероприятий по семестрам для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся были определены следующие:
№ п/п |
Вид контрольно-оценочной деятельности |
Содержание |
Формы и виды оценки |
1 |
Входной контроль (стартовая работа) |
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний |
Фиксируется учителем в оценочном листе. |
2. |
Диагности-ческая работа |
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи |
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (линеечки, лист умений) |
3. |
Проверочная работа |
Проверяется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой задания разного уровня сложности |
Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия |
4. |
Проектная работа (составление «Новогодних задач» всех изученных типов, «Математика и окружающий мир» составление задачника ) |
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей |
Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам |
5. |
Итоговая проверочная работа |
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности |
Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы |
6 |
Включенное наблюдение, самоанкетирование |
В личностных планируемых результатах |
|
В начале учебного года мы разработали комплекс примерных контрольных заданий для каждого планируемого результата и технологическую матрицу.) Такая матрица позволит учителю успешнее управлять образовательным процессом.
На втором этапе, были разработаны средства фиксации и учета результатов контроля и оценки Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности мы ввели оценочные листы, как индивидуальных достижений, где фиксируется самооценка учащегося и оценка учителя и где каждый ребенок отслеживает свою динамику обученности.
В общеклассных оценочных листах мы можем проследить динамику образовательных достижений не только одного ученика, но также и динамику всего класса по умениям, линиям развития, а также адекватность самооценки. (оценка фиксируется в начале года и в конце, наблюдение родителями усвоения предмета ребенком).Такая работа позволила нам не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и увидеть процесс формирования этого знания у учащихся и организовать коррекционно-дифференцированную работу.
И третья задача: анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся.
Представим ключевые учебные достижения учащихся 2 класса по математике.
Личностные результаты: нами установлено, что учебно-познавательный интерес на высоком уровне сформирован у 14% учащихся, на среднем ровне – у 59%, на низком уровне – у 27% учащихся.
Метапредметные результаты: - рефлексивность освоения способов действий с математическим материалом выявлено у 26%, её прирост в сравнении с 1 классом составил 14% учащихся;
- адекватность самооценки сформировано у 68% учащихся, её рост составил 11% учащихся.
Предметные результаты: предметные способы действия освоены на 3 уровне у 32% учащихся, на 2 уровень – у 43 % учащихся, на 1 уровень – у 25% учащихся. На 2-4 уровни освоили предметные способы действия – 78% учащихся, это на 7% больше, чем в 1 классе.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать вывод: построенная система контроля и оценки соответствует требованиям ФГОС НОО и более эффективна по сравнению с традиционной. Важнейшими компонентами разработанной системы являются:
выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;
ориентированность на способы предметных действий;
разноуровневость заданий;
деятельностная направленность контрольных заданий;
организация и самооценка учащихся.
Введении е в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно включит учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальный прогресс.
Считаем, что проведенная ОЭР положительно повлияла на достижения учащимися всех трех составляющих планируемых результатов.
Практическая значимость результатов ОЭР состоит в возможности использования построенной системы оценивания и контроля учебных достижений в практике работы учителей лицея. Результаты данной работы планируем презентовать на заседании кафедры, методическом часе, Педагогических чтениях.
Литература
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.
Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методический портал учителя «Методсовет» - http://metodsovet.su
Пояснительная записка
(размещается в архиве с материалом)
Автор материала (ФИО) *
|
Невзорова Татьяна Валентиновна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) * |
Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение
|
МОУ лицей №8 «Олимпия» |
Название материала *
|
Опытно-экспериментальная работа
«Построение системы контроля и оценки
учебных достижений учащихся |
Класс (возраст) *
|
2 класс, 8-9 лет |
Учебный предмет *
|
Математика |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Учебник: Л.Г. Петерсон Математика, 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 3 ч. – Ювента, 2011 УМК «2100» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *
|
текстовый документ, презентация |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *
|
компьютер |
Цели, Задачи материала *
|
Цель: обоснование содержания и методов контроля и оценки учебных достижений учащихся 2 класса при изучении курса математики в соответствии ФГОС НОО. Задачи: выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС; разработка и апробация заданий для контроля и оценки учебных достижений по математике; анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). * |
В работе представлены особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС, полученные результаты стали основанием для разработки методического обеспечения системы контроля и оценки учебных достижений по математике, разработаны средства фиксации и учета результатов контроля и оценки, также представлен анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники *
|
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов. Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений |
* - Поля обязательные к заполнению.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Невзорова Татьяна Валентиновна
→ каратуша 19.07.2012 0 33279 2805 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.