Урок математики в 3 классе по теме «Уравнение и его корень»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
Подготовила и провела:
Лопатина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
Урок математики в 3 классе по теме «Уравнение и его корень»
Цели и задачи:
- знакомство с уравнением как с алгебраическим понятием;
- формирование навыка нахождения корня уравнения путем подбора чисел по порядку, начиная с наименьшего;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня на уроке математики мы будем трудиться. Давайте расшифруем слово «Труд».
Т- тетрадь,
Р- ручка,
У- учебник,
Д- дневник.
Проверьте, все ли учебные принадлежности вы приготовили.
2.Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с уравнением, будем находить его корень. А пока проведем устный счет.
3.Устный счет
Зрительная зарядка.
Посмотрите на этот ряд чисел и постарайтесь его запомнить.
4, 5, 7, 8, 9, 1, 2, 3
(Дети запоминают расположение чисел)
А теперь я проверю, какие вы внимательные.
- Назовите два первых числа.
- Назовите два последних числа.
- Сколько всего чисел
- Назовите соседей числа 8.
- А какие числа стоят рядом с числом 2?
- Кто может назвать весь ряд?
(Учитель отмечает самых внимательных детей.)
Задача 1
Во время экскурсии ученики 3 класса сорвали 42 полевых цветка. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задача 2
Саша купил 3 баранки по 7 рублей и 3 пончика по 5 рублей. Сколько денег заплатил Саша?
Решите задачу разными способами.
Вычисли удобным способом
93 +240 +7
12 + 500 + 88
36 + 549 + 164
2 х 8 х 5
4.Объяснение нового материала
Давайте вспомним, что называют высказыванием.
( Дети. Предложение о котором можно сказать верно оно или нет, называют высказыванием.)
Найдите среди предложений высказывания.
5 + 0 =7 (н.)
5 + 1 =7 (н.)
5 + 2 =7 (в.)
5 + 3 =7 (н.)
5 + х =7 (?)
О каком равенстве нельзя сказать верное оно или нет?
Что изменяется в списке числовых равенств?
При каком значении х, равенство становится верным? Можно ли найти другие значения, чтобы равенство было верным?
Вывод на с. 65 в учебнике
Равенство с переменой называют уравнением. Число, при подстановке которого в уравнение вместо переменной, получается верное равенство, называют корнем уравнения. Решить уравнение, значит найти все его корни или определить, что их нет.
Что такое уравнение?
Что называют корнем уравнения?
А теперь давайте узнаем, откуда к нам пришли уравнения, для этого прочитаем историческую справку на с. 64 учебника.
5. Физминутка
Широко расставьте ноги, представьте, что вы дерево, ваши ноги – корни глубоко уходят в землю. Вы тянетесь к солнцу и свету.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
6. Закрепление
№248 с. 65.
Среди записей найдите и прочитайте уравнения. Чтобы определить это, какие условия должны выполняться?
1) Запись должна быть равенством.
2) Должна содержать переменную.
Если будут выполнены оба условия, мы можем сказать, что имеем дело с уравнением.
(Примерные ответы детей: 7 – 2 = 5- это равенство, но переменную не содержит, значит это - не уравнение. х + 6 = 16 - это равенство, переменную содержит, значит это - уравнение.)
№250 с. 65.
Примерная запись в тетрадях
т + 3 = 7
т = 0 0 + 3 = 7 (н.)
т = 1 1 + 3 = 7 (н.)
т = 2 2 + 3 = 7 (н.)
т = 3 3 + 3 = 7 (н.)
т = 4 4 + 3 = 7 (в.)
Ответ: 7. и т. д.
Как вы думаете, всегда ли уравнение имеет корень? Сколько корней может иметь уравнение? Давайте проверим ваши версии.
№251.
16 + а = 7
Докажите, что это уравнение.
Попробуйте подобрать корень данного уравнения.
Почему же это нам не удалось?
Сравните левую и правую части равенства.
Слева - 16 + а – сумма двух слагаемых, одно из них 16.
Справа - 7 – результат сложения.
Может ли сумма 7 быть меньше одного из слагаемых 16. Конечно, нет.
Вывод. Уравнение 16 + а = 7 не имеет корней.
№252
Придумай и запиши уравнение, которое:
а) не имеет корня;
(Примерные ответы детей: 78 – х = 90, 2 + в = 1 и др.)
б) имеет сколько угодно корней;
(Примерные ответы детей: а х 0 = 0, 0 : в = 0 и др.)
( Если дети будут испытывать затруднения, можно предложить вспомнить таблицу умножения и правила из нее. При умножении любого числа на 0, всегда получается 0. При делении 0 на любое число, всегда получается 0.)
Так сколько корней может иметь уравнение?
Вывод. Уравнение: - может иметь один корень
- множество корней
- не иметь корней.
7.Повторение
Задача №255. с. 65
Сколько надо приготовить бутербродов? (10)
Сколько ломтиков хлеба надо на один бутерброд? (2)
Сколько приготовили ломтиков хлеба? (18)
Хватит ли нарезанного хлеба на 10 бутербродов?
1 способ.
2 х 10 = 20 ломтиков хлеба потребуется на 10 бутербродов.
18 меньше, чем 20. Не хватит.
2 способ.
18 : 2 = 9 бутербродов получили из 18 ломтиков.
9 меньше, чем 10. Не хватит.
8. Итог урока
Что вы запомнили об уравнении?
Что называется корнем уравнения?
Сколько корней может иметь уравнение?
9.Выставление оценок
10. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 51 №209, 210, 211,214.
Список использованной литературы:
Учебник «Математика» 3 класс В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. Издательство «Вентана-Граф» 2006г., Рабочая тетрадь №1 В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева.
М.И. Моро, С.И. Волкова Математика: 3класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ 6-е издание/ Москва «Просвещение» 2009.
Физкультминутки / авт. – сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2008. -67с.
Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2002.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лопатина Татьяна Анатольевна
→ v1tl 29.01.2013 0 4008 779 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.