Конспект урока математики "Вычитание из круглого числа" ,2 класс


ГБОУ Гимназия №295 Г. сАНКТ-пЕТЕРБУРГ

Учитель начальных классов: Тихомирова Вероника Викторовна

Конспект урока математики для 3 класса (программа «Начальная школа XXI века»)

Тема: «Вычитание из круглого числа»


Цель: научиться вычитать из круглого числа однозначное число, как в математических выражениях, так и при решении задач.


Задачи:

  • формировать умение производить арифметические действия; закреплять навык решения задач на нахождение целого; учить «математическому» языку;

  • развивать универсальные учебные действия: умение составлять алгоритм решения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать в паре, группе; учиться оценивать свою деятельность;

  • воспитывать положительное отношение к точным наукам, развивать познавательный интерес, формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.


Оборудование:

  1. Раздаточный материал:

  • страницы учебника «Арифметика» Л.Магницкого и карточки с вопросами к ним (по 1 экземпляру на группу);

  • разрезные карточки для составления алгоритма вычисления (1экземпляр на парту);

  • карточка с ответами «Разминка для ума» (1 на парту);

  • карточки- помощники для решения задачи (некоторым детям).

  1. Материалы для оформления доски:

  • карточка с темой урока;

  • карточка для рефлексии;

  • алгоритм вычисления.

Оформление доски


18 октября.

Классная работа.


ТЩАНИЕМ

УЧЕНИЕМ

10 – 7 = 3

20 - 7 = 13














Заменяю суммой удобных слагаемых

Вычитаю…

Складываю…

Читаю ответ…





30-2= 20+(10-2)=20+8=28

40-4=30+(10-4)=30+6=36


Задача

1класс -30 реб.

?

2класс - ?, на 3 чел. М.


1) 30-3=20+(10-3)=20+7=27(реб.) – из2 класса

2) 30+27=57 (реб.)

30+(30-3)=57 (реб.)

Ответ: 57 ребят увлекаются футболом.




На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу себя похвалить за…


Д/з

Составьте задачу к выражению: 20+(20-8)

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приемы

Методы

Технологии

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Создание эмоционального настроя на урок

  • Недавно я вам рассказывала о создателях славянской письменности. Кто помнит их имена?

Ответы детей:

Кирилл и Мефодий.



Перед вами копия страниц учебника 18 века.

В нем славянскими буквами написан текст, который я вам давала на дом. (В домашнем задании каждому ребенку выдавалось

6 вопросов к страницам «Арифметики» Л.Магницкого)

  • Кому удалось прочитать, что в нем написано?

  • Обсудите ваши ответы в группах.

На партах лежат копии страниц «Арифметики» Л.Магницкого.

Группам выдается по одному распечатанному вопросу из 6-ти, выполненных дома.

Дети садятся в группы по 4 человека, обсуждают ответы на вопросы.


Вопросы к стр.№1 «Арифметики» Л.Магницкого:

  1. Назовите, какой науке посвящена эта книга? (Арифметике)

  2. Кто повелел издать этот учебник? (Петр I)

  3. Для кого издан этот учебник? (ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста на свет произведена)


Вопросы к стр.№2 «Арифметики» Л.Магницкого:

  1. Чей образ, по вашему мнению, изображен на картинке? (Арифметики)

  2. Какие надписи и почему изображены на символических колоннах? (Геометрия, Стереометрия, Астрономия, Оптика, География, Фортификация, Архитектура. Для этих наук нужны арифметические знания)

  3. Какие надписи и почему лежат в основании трона? (деление, умножение, вычитание, сложение, счисление. Наука Арифметика на них и стоит)

Ответы детей.

Каждая из групп отвечает на соответствующий вопрос, остальные – дополняют.


Работа в группах


А теперь вопросы для всех:

  • Почему над всем, на антаблементе (показывает этот архитектурный элемент) написаны слова : Тщанием и учением (слова на карточке вывешиваются на доску).

  • Что они означают?

Дети формулируют свои ответы

  • Тщанием, значит старанием.


Фронтальная беседа

  • Как вы думаете, почему эта страница старинного учебника оказалась сегодня на уроке у вас?





  • Я желаю вам с тщанием потрудиться на уроке, чтобы можно было сказать что вы –достойны называться мудролюбивыми отроками.

  • Слова, записанные на этой странице, актуальны и сегодня.

  • Кем бы человек ни стал, в жизни всем пригодится знание арифметики.

  • Достичь «высот» во всем можно старанием и учением.

Мотивация.


Актуализация. Разминка для ума.

Приступим к работе.

Посмотрите еще раз на ступеньки под троном.

  • Какие из перечисленных арифметических действий вам хорошо знакомы?


Ответы детей.

  • Сложение и вычитание.



Проверим, как вы хорошо владеете ими. «Разминка для ума»

Учитель диктует задачу, дети записывают только ответы:

  • Уменьшаемое 14 вычитаемое 7, чему равна разность.

  • Найдите сумму чисел 10 и 30.

  • Найдите разность 10 и 7.

  • Запишите число, в котором 5 десятков и 3

  • отдельных единицы.

  • Запишите число, в котором 6 десятков и 0 отдельных единиц.

  • Высота одной ступеньки под троном Арифметики -1 метр, всего ступеней - 5. На какой высоте восседает царица?

  • Сколько букв, в слове арифметика?

Выполняют устные арифметические действия, записывают только ответы.


Самостоя- тельная работа учащихся


  • Проверим наши вычисления

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите зеленые ручки, проверяем.

Детям выдаются распечатанные полоски с ответами.

7 40 3 53 60 5 10

Взаимопроверка

Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку по образцу.

Ошибки, исправляют зеленой ручкой.

Взаимопро- верка по образцу


  • Возвращаем тетради владельцам.

  • О цените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! и

  • Встаньте те, кто получил восклицательный знак. Молодцы!

Дети обмениваются тетрадями.

!- выполнил работу правильно и самостоятельно

- нашел сам ошибку и исправил ее.

Ученики оценивают свою работу

Самооценка

  • Продолжаем работать с числовым рядом. Возьмите в руки синий карандаш и среди ваших ответов все круглые числа обведите в кружок, однозначные - подчеркните.



  • Какие числа называются круглыми?

  • Однозначными?


  • Проверим.

Дети самостоятельно выполняют в тетрадях задание.




Называют соответствующие числа, остальные проверяют.

Самостоятельная работа учащихся





Фронтальная проверка

Формулируем тему и цели урока.

Посмотрите на доску:

10 – 7 = 3

20 - 7 = 13

Сравните выражения.

  • Чем похожи?

  • Чем отличаются?

Ответы детей:

  • Уменьшаемое – круглое число

  • Вычитаемое – однозначное

  • Оба примера на вычитание, разные числа в записи.

  • В первом примере разность – однозначное число, во втором – двузначное.

Диалог

  • Посмотрите на схему.

  • Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Учитель показывает схему, распечатанную на листе, вывешивает ее на доску



Дети сами формулируют тему урока

  • Вычитание из круглого числа.


Декодирова-ние информации

  • Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

На доске:










Дети с помощью учителя формулируют цель урока

  • Научиться вычитать из круглого числа однозначное, как в математических выражениях, так и при решении задач



Изучение нового материала. Составление алгоритма вычитания.

Откройте учебники и найдите наш урок.

На какой странице?

Рассмотрите рисунок и обсудите в парах, какие числа нужно вставить в окошки?


Одна пара вызывается для работы к доске.

30 – 4 = 20 + ( - 4) = 20 + =




Проверим.

  • Какое число должно стоять в первом окошечке и почему?


  • Как появилось число 20?


  • Какое число должно стоять во втором окошечке и почему?

  • Какого числа не хватает в третьем окошечке и почему?


Учитель, корректирует ответы детей






Перед вами полоски с алгоритмом .

(Полоски с этапами рассуждений лежат на партах. Один увеличенный вариант выдаётся паре, работающей у доски.)


Обсудите в парах, В какой последовательности следует выполнять вычитание.



Проверим…

Посмотрите на доску. Кто не согласен с решением?

У кого также?













Дети обсуждают в парах.

Одна пара вызывается для работы к доске.




Ответы детей:

  • В первом окошке должно стоять число 10, потому что удобнее вычитать из 10.

  • Представляем число 30 в виде суммы удобных слагаемых.

  • Это второе удобное слагаемое.

  • Число 6, т.к. мы вычитаем из 10-4=6

  • Число 26, т.к. складываем, .к 20+6 и читаем ответ - 26.




Ученики обсуждают проблему, выкладывают на парте полоски с действиями в определенном порядке. Одна пара составляет алгоритм у доски.




На доске алгоритм из полосок.

Заменяю суммой удобных

слагаемых

Вычитаю…

Складываю…

Читаю ответ…




Проблемная ситуация.

Работа в парах.



Дети сами, путем рассуждении, с помощью вопросов, открывают для себя способ вычитания.


Работа в парах.

Проблемная ситуация.





Проблемная ситуация.

Работа в парах.

Первичное закрепление

  • Выполняем задание №1, используя алгоритм.

На доске появляется надпись:

30-2= 20+(10-2)=20+8=28

40-4=30+(10-4)=30+6=36


Учитель контролирует процесс решения.


2 примера с комментированием решают у доски 2 ребенка.


2 примера в парах (один пример I вариант объясняет II, затем второй - первому)/


2 примера дети решают самостоятельно.

Фронтальная работа.



Работа в парах.



Самостоятельная работа.


Фронтальная проверка

Для тех, кто справился с заданием раньше других, дается задание придумать аналогичный пример и решить его.


  • Проверим.

  • О цените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! и .


  • Чему мы учились?

Ученики рассказывают, как производили вычисления




  • Вычитать из круглого числа в математических выражениях.

Самооценка

Физкультминутка

Под музыку «Мы споем сейчас для вас …»




Дети танцуют у своих мест, разученный ранее танец.







Здоровье созидательная технология

Закрепление. Решение задачи

  • Вспомните цель урока.

  • Чему мы уже научились?



  • Где еще, мы должны применить новые знания?


  • Задача №3. Читают задачу:

Футболом увлекаются 30 ребят из первых классов, а из вторых – на 3 человека меньше. Сколько всего ребят увлекается футболом?


  • Что обозначает число 30?

  • Что обозначает число 3?

  • Каков вопрос задачи?

  • Запишите условие.





  • Можем сразу ответить на вопрос задачи?

  • Что для этого надо знать?

  • Что мы найдем в первом действии?

  • Каким действием?

  • Что мы найдем затем?

  • Каким действием?

  • Решаем самостоятельно.

  • (Некоторым выдаются карточки-помощники)


  • Проверка. На доске.




  • О цените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков !

Ответы детей:

  • Вычитать из круглого числа в математических выражениях.

  • В решении задач.



Один ребенок читает задачу.



Ответы детей.



Один ребенок записывает условие на доске.

Задача

1 класс -30 реб. ?

2класс - ?, на 3 чел. М.

.










На доске появляется решение.


















Самостоятельная работа учащихся













Фронтальная проверка.





Самооценка.






Обобщение и систематизация

  • Как звучала тема урока?

  • Чему мы учились?

  • Как вычесть из круглого числа?

  • Составьте план урока: что мы делали и зачем.


















  • Достигли ли мы цели урока?

  • Благодаря чему?

  • Какие вы все молодцы! Вы действительно с тщанием работали на уроке. Вас всех можно по праву назвать мудролюбивыми отроками.

Ответы детей:

  • Вычитание из круглого числа.

  • Мы учились вычитать из круглого числа в математических выражениях и при решении задач.


1) Отвечали на вопросы к учебнику «Арифметики».

2) «Разминка для ума».

3) Формулировали тему и цель урока

4) Составляли алгоритм

5) Вычисляли значение математических выражений

6) Физкультминутка.

7) Решали задачу

8) Составляем план урока



  • Работали с тщанием.


Систематизация.

Рефлексия

  • В заключение нашего урока я предлагаю вам продолжить фразу…

( на доске – лист с началом фраз)

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу себя похвалить за…


Дети заканчивают фразу начатую учителем.

самоанализ

Инструктаж Д/З

  • Закрепим наши знания дома.

  • Придумайте задачу, которая бы решалась математическим выражением: составьте задачу к выражению: 20+(20-8) и решите её.

  • Урок окончен. Спасибо за урок!

Записывают выражение в тетрадь.




СТР. №1



СТР.№2



Раздаточный материал

Вопросы к тексту «Арифметики» Л. Магницкого стр. №1

1) Назовите, какой науке посвящена эта книга?

2) Кто повелел издать этот учебник?

3) Для кого издан этот учебник?

Вопросы к картинке «Арифметики» Л. Магницкого стр. №2

4) Чей образ, по вашему мнению, изображен на картинке?

5) Какие надписи и почему изображены на символических колоннах?

6) Какие надписи и почему лежат в основании трона?



«Разминка для ума»


7 40 3 53 60 5 10




Карточки- помощники для решения задачи


Задача


1 класс -30 реб.

2 класс - ?, на 3 чел. М. – ?

  1. -

  2. +




Полоски для составления алгоритма


Заменяю суммой удобных слагаемых


Вычитаю…


Складываю…


Читаю ответ…

















Литература:

1) «Арифметика» Магницкий Л.Ф.- М.: Печатный двор, 1703








Полный текст материала Конспект урока математики "Вычитание из круглого числа" ,2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Вероника Викторовна  316Nika
25.05.2013 0 6484 1164

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК