Конспект урока математики "Вычитание из круглого числа" ,2 класс
ГБОУ Гимназия №295 Г. сАНКТ-пЕТЕРБУРГ
Учитель начальных классов: Тихомирова Вероника Викторовна
Конспект урока математики для 3 класса (программа «Начальная школа XXI века»)
Тема: «Вычитание из круглого числа»
Цель: научиться вычитать из круглого числа однозначное число, как в математических выражениях, так и при решении задач.
Задачи:
формировать умение производить арифметические действия; закреплять навык решения задач на нахождение целого; учить «математическому» языку;
развивать универсальные учебные действия: умение составлять алгоритм решения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать в паре, группе; учиться оценивать свою деятельность;
воспитывать положительное отношение к точным наукам, развивать познавательный интерес, формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Оборудование:
Раздаточный материал:
страницы учебника «Арифметика» Л.Магницкого и карточки с вопросами к ним (по 1 экземпляру на группу);
разрезные карточки для составления алгоритма вычисления (1экземпляр на парту);
карточка с ответами «Разминка для ума» (1 на парту);
карточки- помощники для решения задачи (некоторым детям).
Материалы для оформления доски:
карточка с темой урока;
карточка для рефлексии;
алгоритм вычисления.
Оформление доски
18 октября. Классная работа.
10 – 7 = 3 20 - 7 = 13
|
30-2= 20+(10-2)=20+8=28 40-4=30+(10-4)=30+6=36
Задача 1класс -30 реб. ? 2класс - ?, на 3 чел. М.
1) 30-3=20+(10-3)=20+7=27(реб.) – из2 класса 2) 30+27=57 (реб.) 30+(30-3)=57 (реб.) Ответ: 57 ребят увлекаются футболом.
Д/з Составьте задачу к выражению: 20+(20-8) |
Ход урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Приемы Методы Технологии |
||||
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Создание эмоционального настроя на урок |
Недавно я вам рассказывала о создателях славянской письменности. Кто помнит их имена? |
Ответы детей: Кирилл и Мефодий.
|
|
||||
Перед вами копия страниц учебника 18 века. В нем славянскими буквами написан текст, который я вам давала на дом. (В домашнем задании каждому ребенку выдавалось 6 вопросов к страницам «Арифметики» Л.Магницкого) Кому удалось прочитать, что в нем написано? Обсудите ваши ответы в группах. |
На партах лежат копии страниц «Арифметики» Л.Магницкого. Группам выдается по одному распечатанному вопросу из 6-ти, выполненных дома. Дети садятся в группы по 4 человека, обсуждают ответы на вопросы. |
|
|||||
Вопросы к стр.№1 «Арифметики» Л.Магницкого: Назовите, какой науке посвящена эта книга? (Арифметике) Кто повелел издать этот учебник? (Петр I) Для кого издан этот учебник? (ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста на свет произведена)
Вопросы к стр.№2 «Арифметики» Л.Магницкого: Чей образ, по вашему мнению, изображен на картинке? (Арифметики) Какие надписи и почему изображены на символических колоннах? (Геометрия, Стереометрия, Астрономия, Оптика, География, Фортификация, Архитектура. Для этих наук нужны арифметические знания) Какие надписи и почему лежат в основании трона? (деление, умножение, вычитание, сложение, счисление. Наука Арифметика на них и стоит) |
Ответы детей. Каждая из групп отвечает на соответствующий вопрос, остальные – дополняют.
|
Работа в группах
|
|||||
А теперь вопросы для всех: Почему над всем, на антаблементе (показывает этот архитектурный элемент) написаны слова : Тщанием и учением (слова на карточке вывешиваются на доску). Что они означают? |
Дети формулируют свои ответы Тщанием, значит старанием.
|
Фронтальная беседа |
|||||
Как вы думаете, почему эта страница старинного учебника оказалась сегодня на уроке у вас?
Я желаю вам с тщанием потрудиться на уроке, чтобы можно было сказать что вы –достойны называться мудролюбивыми отроками. |
Слова, записанные на этой странице, актуальны и сегодня. Кем бы человек ни стал, в жизни всем пригодится знание арифметики. Достичь «высот» во всем можно старанием и учением. |
Мотивация.
|
|||||
Актуализация. Разминка для ума. |
Приступим к работе. Посмотрите еще раз на ступеньки под троном. Какие из перечисленных арифметических действий вам хорошо знакомы?
|
Ответы детей. Сложение и вычитание.
|
|
||||
Проверим, как вы хорошо владеете ими. «Разминка для ума» Учитель диктует задачу, дети записывают только ответы: Уменьшаемое 14 вычитаемое 7, чему равна разность. Найдите сумму чисел 10 и 30. Найдите разность 10 и 7. Запишите число, в котором 5 десятков и 3 отдельных единицы. Запишите число, в котором 6 десятков и 0 отдельных единиц. Высота одной ступеньки под троном Арифметики -1 метр, всего ступеней - 5. На какой высоте восседает царица? Сколько букв, в слове арифметика? |
Выполняют устные арифметические действия, записывают только ответы.
|
Самостоя- тельная работа учащихся
|
|||||
Проверим наши вычисления Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите зеленые ручки, проверяем. Детям выдаются распечатанные полоски с ответами. 7 40 3 53 60 5 10 |
Взаимопроверка Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку по образцу. Ошибки, исправляют зеленой ручкой. |
Взаимопро- верка по образцу
|
|||||
Возвращаем тетради владельцам. О цените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! и Встаньте те, кто получил восклицательный знак. Молодцы! |
Дети обмениваются тетрадями. !- выполнил работу правильно и самостоятельно - нашел сам ошибку и исправил ее. Ученики оценивают свою работу |
Самооценка |
|||||
Продолжаем работать с числовым рядом. Возьмите в руки синий карандаш и среди ваших ответов все круглые числа обведите в кружок, однозначные - подчеркните.
Какие числа называются круглыми? Однозначными?
Проверим. |
Дети самостоятельно выполняют в тетрадях задание.
Называют соответствующие числа, остальные проверяют. |
Самостоятельная работа учащихся
Фронтальная проверка |
|||||
Формулируем тему и цели урока. |
Посмотрите на доску: 10 – 7 = 3 20 - 7 = 13 Сравните выражения. Чем похожи? Чем отличаются? |
Ответы детей: Уменьшаемое – круглое число Вычитаемое – однозначное Оба примера на вычитание, разные числа в записи. В первом примере разность – однозначное число, во втором – двузначное. |
Диалог |
||||
Посмотрите на схему. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Учитель показывает схему, распечатанную на листе, вывешивает ее на доску
|
Дети сами формулируют тему урока Вычитание из круглого числа.
|
Декодирова-ние информации |
|||||
Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? На доске:
|
Дети с помощью учителя формулируют цель урока Научиться вычитать из круглого числа однозначное, как в математических выражениях, так и при решении задач
|
|
|||||
Изучение нового материала. Составление алгоритма вычитания. |
Откройте учебники и найдите наш урок. На какой странице? Рассмотрите рисунок и обсудите в парах, какие числа нужно вставить в окошки?
Одна пара вызывается для работы к доске.
30
– 4 = 20 + (
- 4) = 20 +
=
Проверим. Какое число должно стоять в первом окошечке и почему?
Как появилось число 20?
Какое число должно стоять во втором окошечке и почему? Какого числа не хватает в третьем окошечке и почему?
Учитель, корректирует ответы детей
Перед вами полоски с алгоритмом . (Полоски с этапами рассуждений лежат на партах. Один увеличенный вариант выдаётся паре, работающей у доски.)
Обсудите в парах, В какой последовательности следует выполнять вычитание.
Проверим… Посмотрите на доску. Кто не согласен с решением? У кого также?
|
Дети обсуждают в парах. Одна пара вызывается для работы к доске.
Ответы детей: В первом окошке должно стоять число 10, потому что удобнее вычитать из 10. Представляем число 30 в виде суммы удобных слагаемых. Это второе удобное слагаемое. Число 6, т.к. мы вычитаем из 10-4=6 Число 26, т.к. складываем, .к 20+6 и читаем ответ - 26.
Ученики обсуждают проблему, выкладывают на парте полоски с действиями в определенном порядке. Одна пара составляет алгоритм у доски.
На доске алгоритм из полосок.
Заменяю
суммой удобных слагаемых Вычитаю… Складываю… Читаю
ответ… |
Проблемная ситуация. Работа в парах.
Дети сами, путем рассуждении, с помощью вопросов, открывают для себя способ вычитания.
Работа в парах. Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация. Работа в парах. |
||||
Первичное закрепление |
Выполняем задание №1, используя алгоритм. На доске появляется надпись: 30-2= 20+(10-2)=20+8=28 40-4=30+(10-4)=30+6=36
Учитель контролирует процесс решения.
|
2 примера с комментированием решают у доски 2 ребенка.
2 примера в парах (один пример I вариант объясняет II, затем второй - первому)/
2 примера дети решают самостоятельно. |
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Самостоятельная работа.
Фронтальная проверка |
||||
Для тех, кто справился с заданием раньше других, дается задание придумать аналогичный пример и решить его. |
|
||||||
Проверим. О цените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! и .
Чему мы учились? |
Ученики рассказывают, как производили вычисления
Вычитать из круглого числа в математических выражениях. |
Самооценка |
|||||
Физкультминутка |
Под музыку «Мы споем сейчас для вас …»
|
Дети танцуют у своих мест, разученный ранее танец.
|
Здоровье созидательная технология |
||||
Закрепление. Решение задачи |
Вспомните цель урока. Чему мы уже научились?
Где еще, мы должны применить новые знания?
Задача №3. Читают задачу: Футболом увлекаются 30 ребят из первых классов, а из вторых – на 3 человека меньше. Сколько всего ребят увлекается футболом?
Что обозначает число 30? Что обозначает число 3? Каков вопрос задачи? Запишите условие.
Можем сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого надо знать? Что мы найдем в первом действии? Каким действием? Что мы найдем затем? Каким действием? Решаем самостоятельно. (Некоторым выдаются карточки-помощники)
Проверка. На доске.
О цените свою работу с точки зрения правильности с помощью условных знаков ! |
Ответы детей: Вычитать из круглого числа в математических выражениях. В решении задач.
Один ребенок читает задачу.
Ответы детей.
Один ребенок записывает условие на доске. Задача 1 класс -30 реб. ? 2класс - ?, на 3 чел. М. .
На доске появляется решение.
|
Самостоятельная работа учащихся
Фронтальная проверка.
Самооценка.
|
||||
Обобщение и систематизация |
Как звучала тема урока? Чему мы учились? Как вычесть из круглого числа? Составьте план урока: что мы делали и зачем.
Достигли ли мы цели урока? Благодаря чему? Какие вы все молодцы! Вы действительно с тщанием работали на уроке. Вас всех можно по праву назвать мудролюбивыми отроками. |
Ответы детей: Вычитание из круглого числа. Мы учились вычитать из круглого числа в математических выражениях и при решении задач.
1) Отвечали на вопросы к учебнику «Арифметики». 2) «Разминка для ума». 3) Формулировали тему и цель урока 4) Составляли алгоритм 5) Вычисляли значение математических выражений 6) Физкультминутка. 7) Решали задачу 8) Составляем план урока
Работали с тщанием.
|
Систематизация. |
||||
Рефлексия |
В заключение нашего урока я предлагаю вам продолжить фразу… ( на доске – лист с началом фраз)
|
Дети заканчивают фразу начатую учителем. |
самоанализ |
||||
Инструктаж Д/З |
Закрепим наши знания дома. Придумайте задачу, которая бы решалась математическим выражением: составьте задачу к выражению: 20+(20-8) и решите её. Урок окончен. Спасибо за урок! |
Записывают выражение в тетрадь. |
|
СТР. №1
СТР.№2
Раздаточный материал
Вопросы к тексту «Арифметики» Л. Магницкого стр. №1
1) Назовите, какой науке посвящена эта книга?
2) Кто повелел издать этот учебник?
3) Для кого издан этот учебник?
Вопросы к картинке «Арифметики» Л. Магницкого стр. №2
4) Чей образ, по вашему мнению, изображен на картинке?
5) Какие надписи и почему изображены на символических колоннах?
6) Какие надписи и почему лежат в основании трона?
«Разминка для ума»
7 40 3 53 60 5 10
|
Карточки- помощники для решения задачи
-
Задача
1 класс -30 реб.
2 класс - ?, на 3 чел. М. – ?
-
+
Полоски для составления алгоритма
|
Заменяю суммой удобных слагаемых |
|
Вычитаю… |
|
Складываю… |
|
Читаю ответ… |
Литература:
1) «Арифметика» Магницкий Л.Ф.- М.: Печатный двор, 1703
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Вероника Викторовна
→ 316Nika 25.05.2013 0 6553 1164 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.