Конспект урока математики ("Школа 2100"); 1 класс
ФИО: Тихонова Елена Юрьевна
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Учебная тема: Геометрические фигуры. Числа от 1 до 20. (Образовательная программа «Школа 2100»)
Технологическая карта урока.
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Дидактическая цель |
Формировать умение различать плоские и объёмные геометрические фигуры. Совершенствовать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 20. |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Предметные: - Понимать различие плоскостных и объёмных геометрических фигур. - Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20. |
Основные понятия |
Куб, цилиндр, конус, параллелепипед, пирамида |
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. - индивидуальные конверты с геометрическими фигурами - индивидуальные опорные листы - презентация к уроку «Геометрические фигуры»
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа - за столами, расставленными по периметру класса (дети работают стоя). Групповая работа - за столами, расставленными для работы в группах. Во время урока дети имеют возможность свободно передвигаться. |
|
|
|
|
|
Этап |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности.
|
Проговаривают стихотворение.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. |
Организует проговаривание
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Фиксирует границы «хочу узнать-узнал» в таблице. (Приложение №1)
Устанавливает тематические рамки. |
1. Проговаривание стихотворения, стоя в большом кругу: Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! - В форме чего мы с вами стоим? - Что такое круг? (геометрическая фигура) -Какие ещё геометрические фигуры вы знаете? -Пройдите на свои места, достаньте содержимое конвертов. Что это? Слайд1(Приложение№2) Сделайте предположение о теме нашего урока. (Геометрические фигуры) Слайд 2 Что нового вы хотели бы о них узнать? Назовите тип нашего урока. (открытие новых знаний) Помогут выполнить задания знания чисел от 1 до 20 |
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: - организовать актуализацию умения выполнять анализ, различать фигуры по их свойствам; организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
|
Выполняют действия с фигурами.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
|
Организует актуализацию умений
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
|
1.Слайд 3 По каким признакам, и на какие группы можно разделить эти фигуры? Разделите фигуры из конверта по 1- цвету; 2 – размеру; 3 – по форме. -Сколько групп у вас получилось? (3) -Назовите признаки прямоугольника (треугольника) 2. - Посмотрите на представленные фигуры (шар, конус, параллелепипед, цилиндр, куб). В какую из трёх групп можно их добавить?
-Сравните признаки.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
|
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
|
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как называются эти фигуры, у них есть свойства, которые не подходят к имеющимся группам)
|
Ориентироваться в с системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - уточнить следующий шаг учебной деятельности. - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства;
Физминутка. |
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока. Называют средства. Знакомятся с планом действий с помощью учителя.
Представляют фигуры.
Анализируют предметы: светильник-пирамида, платье-конус, бинокль, микроволновая печь.
Под мелодию песни «Вечный двигатель» выполняют упражнения |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Демонстрирует справочник. Организует постановку цели урока.
Организует определение средств.
Организует анализ предметов имеющих форму изучаемых геометрических фигур
Организует отдых |
– Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? (Узнать, что это за фигуры) -Каким образом мы можем это сделать? (справочная литература, свой опыт, учебник, учитель) Продолжить работу я предлагаю в группах. В правом верхнем углу вашего опорного листа найдите геометрическую фигуру и пройдите к столу, на котором стоит такая фигура. - Обратитесь к справочнику в ваших опорных листах. Найдите объяснение(по группам): что такое куб(параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр)
Слайды 4 - 8
- Послушайте, как представят эти фигуры ребята в стихах. (Приложение №3) - Для чего нужно изучать геометрические фигуры? (шить одежду, изготавливать бытовые приборы, конструировать самолёты) - На какие группы можно разделить изученные предметы и ранее известные? (плоские и объёмные)
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
V. Реализация проекта Цели: - реализовать проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи
|
Анализируют объект.
Выполняют составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, выбирают, кто будет отвечать. Выполняют задание, что бы определить для кого строили дом (Приложение №4)
|
Организует реализацию проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу. По фигурам на опорном листе дети выходят к своим объектам (фигуры расставлены на столах)
Организует устранение затруднения.
|
Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм о нашем городе. Обратите внимание на старинные здания. (Приложение №8) Пугачёв, любимый мой город! Краше города нет для меня! Ты старинный, но вечно молод, Хорошеешь день ото дня. По улицам тихим, знакомым Я пройду в сердце трепет тая. Много зданий старинных, знакомых Красотой окружают меня. Слайд 9 -Узнаёте это здание? (наша школа) Присмотритесь, нет ли здесь знакомых геометрических фигур? - Для чего ещё нужно изучать геометрические фигуры? (строить здания) -Я узнала, что в сказочной стране прошёл ураган и разрушил все замки и домики сказочных жителей. Давайте поможем им восстановить и х жилища. Определите с фигурами какого вида вы будете работать, распределите обязанности в группе. и приступайте к работе по плану А кому вы восстанавливаете дом, узнаете, если без ошибок выполните дополнительное задание. 1 группа. Интерактивная доска (3 чел.) Домик для 3 поросят. Перетащить с помощью маркера фигуры на своё место по результатам сложения и вычитания. В таблице записать название сказки.( Приложение №5) 2 группа. Ноутбук.(2 чел) Раскрасить нужным цветом указанную фигуру. (Приложение №7) Рассмотреть закономерность и расположить буквы, следуя этой закономерности, прочитать имя героя сказки. 3 группа. Конструктор «Лего». (Приложение №7) Построить дом по образцу. Расставить карточки с числами в порядке убывания. Прочитать имя героя сказки. 4 группа. Аппликация на ватмане. (Приложение №7) Приклеить фигуры по плану. Отгадать загадку. Узнать имя героя сказки. Хитрая плутовка Спряталась под ёлкой Зайца ждёт плутовка та. А зовут её……… - В какой сказке встречались лиса и заяц? 5 группа. Работа под руководством учителя. На рисунке домика подсчитывают, сколько прямоугольников (квадратов, кругов, треугольников). Из найденных чисел составляют выражение.(19-9-4+1=7) Догадайтесь, какая сказка?
|
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД)
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового с проговариванием во внешней речи.
|
Проговаривают новые понятия. |
Организует усвоение учениками нового с проговариванием во внешней речи. |
- Командиры групп представьте свои работы по плану: Наш домик для….. Мы использовали (плоские фигуры……, объёмные фигуры……)
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону;
|
Выполняют задание самостоятельно на опорных листах
Выполняют самопроверку по эталону.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
|
- Соедините название с фигурой. Закрасьте объёмные фигуры жёлтым цветом, а плоские – зелёным. . Слайд10 (Эталон для самопроверки) |
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя.
По таблице рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку учебной деятельности.
|
Организует фиксирование нового содержания.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует рефлексию.
|
Заполним таблицу с вопросами, которые поставили в начале урока.
-На все ли вопросы получили ответы? Если «да», то ставьте +. Если «нет», то -
-Посмотрите, какие фигуры держат наши сказочные герои. (Приложение №6) Назовите их. Они хотят вам что-то сказать! (Дети выходят к доске и получают фигуры, разворачивают их и получается слово «Спасибо»!)
- Оцените свою работу на уроке, используя смайлик. Слайд 11 - Я вижу, что ваши смайлики улыбаются! И мой тоже. Спасибо за урок! Вы молодцы!
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
МОУ СОШ №5 г. Пугачёва Саратовской области
Конспект урока математики в 1 классе
по теме
« Геометрические фигуры. Числа от 1 до 20»
(Реализация требований ФГОС на уроках математики)
Учитель Тихонова Е.Ю.
2011 - 2012 уч.год
Опорный лист
Учени___ _________________________________________________________
1.
№ |
Хотим узнать |
Узнали |
1. |
Зачем нужно изучать геометрические фигуры?
|
|
2. |
Неизвестные геометрические фигуры.
|
|
3. |
Где их можно увидеть?
|
|
2. Справочник.
Куб – это объёмная геометрическая фигура, каждая грань которой представляет собой квадрат.
Параллелепипед – это объёмная геометрическая фигура. Разновидность куба.
Конус – объёмная геометрическая фигура, боковя поверхность которой представляет собой треугольник.
Пирамида – объёмная геометрическая фигура, в основании её лежит прямоугольник, а боковая поверхность треугольник.
Цилиндр – объёмная геометрическая фигура, ограниченная двумя равными кругами.
3. Самостоятельная работа.
__ Соедините название с фигурой.
__ Закрасьте объёмные фигуры жёлтым цветом, а плоские – зелёным.
круг
параллелепипед
треугольник
цилиндр
куб
4. Сегодня на уроке Я…
Пирамида.
Я видел картину.
На этой картине стоит
ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно.
Какая-то есть в ней
загадка и тайна.
А Спасская башня
на площади Красной
и детям, и взрослым
знакома прекрасно.
Посмотришь на башню -
обычная с виду.
А что на вершине у ней?
- Пирамида.
Конус.
Сказала мама: «А сейчас
про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот
какой он. Понял? То-то».
Цилиндр.
Труба парохода - цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
калейдоскоп любимый мой.
Глаз от него не оторвёшь.
И
тоже на цилиндр похож.
Куб.
Принёс
нам ящик почтальон -
посылка мне и
брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть
сторон,
все стороны - квадраты.
А
что лежит в посылке?
Там стружки и
опилки,
конфеты и баранки,
ещё с
вареньем банки.
Приложение №4
1 группа.
Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое куб»?
План работы.
___ Расставьте фигуры на свои места.
___ Найдите значение выражений.
___ Расставьте числа в таблицу, прочтите, для кого вы построили домик.
3. Представьте свою работу. Начните высказывания так:
Наш домик для……
Мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.
2 группа.
1. Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое конус»?
2. План работы. Закрасьте:
___ пирамиды – серым цветом
___ треугольники – коричневым цветом
___ большие прямоугольники – сиреневым цветом
___ маленькие прямоугольники – жёлтым цветом
___ конусы – зелёным цветом
Найдите закономерность в первой таблице. Следуя такой же закономерности, расставьте буквы во второй таблице. Узнайте, для кого вы построили домик.
Б |
И |
Д |
В |
Е |
2 |
10 |
5 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
16 |
13 |
21 |
26 |
12 |
1 |
3. Представьте свою работу. Начните высказывания так:
Наш домик для……
Мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.
3 группа.
Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое конус»?
План работы.
___ Распределите очерёдность работы.
___ Рассмотрите образец, выполните работу.
___ Расставьте числа в порядке убывания, прочтите, для кого вы построили домик.
3. Представьте свою работу. Начните высказывания так:
Наш домик для……
Мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.
4 группа.
Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое параллелепипед»?
План работы. Расположите фигуры по рядам:
___ 1ряд: зелёные фигуры.
___ 2 ряд: фиолетовые фигуры.
___ 3 ряд: жёлтые фигуры.
___ 4 ряд: синяя фигура.
___ 5 ряд (крыша): малиновые фигуры.
___ Оставшаяся фигура – крыльцо. Подумайте, где оно должно быть.
Если домик получился (проверьте по образцу) – приклейте все фигуры.
Отгадайте загадку:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой
Зайца ждёт хитрюга та
А зовут её ?.........
_ В какой сказке встречаются Заяц и Лиса? Чей это домик?
Представьте свою работу. Начните высказывания так:
Наш домик для……
Мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.
5 группа.
Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое параллелепипед»?
План работы. Считайте только те фигуры, из которых построен домик:
___ сколько на рисунке домика прямоугольников.
___ сколько на рисунке домика квадратов.
___ сколько на рисунке домика треугольников.
___ сколько на рисунке домика кругов.
___ Составьте выражение, записывайте количество фигур в соответствующую фигуру:
( - ) - + =
Догадайтесь, чей это домик? (В какой сказке встречается это число?)
Представьте свою работу. Начните высказывания так:
Наш домик для……
Мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.
Приложение №7 Замок для Золушки. ( Выполняется в программе «Paint»)
Замок для Принцессы на горошине.
Домик Заюшки
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихонова Елена Юрьевна
→ тихо 24.08.2013 0 12243 1427 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.