Урок математики 1 класс «Смысл сложения. Выражение. Равенство».


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13 г. Серпухов Московской области

Методическое объединение учителей начальных классов


Математика












Урок

по теме: «Смысл сложения. Выражение. Равенство».
















Выполнила: Гордон О.А.

учитель начальных классов

первой категории









г. Серпухов 2013 год


Тема. Смысл сложения. Выражение. Равенство


Цели: 1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;


2)развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;


3)способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.


Оборудование:


таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; кодоскоп с заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка - моховичка, схема объединения множеств.


Ход урока.


I.Орг.момент.


Прозвенел, друзья, звонок


Начинается урок.


II.Устный счет.


Отдохнуть вы все успели?


А теперь вперед – за дело.


Математика нас ждет,


Начинаем устный счет.


Приглашаю вас, друзья,


По грибы сегодня я.


Очень хочется узнать,


Кто их может собирать


И, конечно, различать.


А в лесу нас с вами ждет


Старичок - моховичок.


Приготовил он заданья.


На смекалку и на заданья.


1.По тропинке вместе с нами


Идут числа в два ряда.


Старичок желает знать,


Где здесь натуральный ряд.


(на пленке 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…


кодоскопа:9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)


-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…?


-Сравните эти ряды, что вы заметили?


(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания,


в 2-ом ряду в порядке убывания)


2.Коля с мамой в лес ходил,


Там грибы он находил,


А когда домой пришел,


Все грибы сложил на стол.


Тут сестренка его Оля,


Принялась считать их вскоре.


Помогите, дети, Оле


Сосчитать грибы у Коли.


( счет до 10 в прямом и обратном порядке)


-Назову я вам число,


Всем известное оно.


Попрошу вас не зевать


«Соседей» у числа назвать.


У 4 ? 7 ? 9 ?


3.Белочки грибы сушили,


Ну, а посчитать забыли.


Кто ответит быстро, детки,


Хватит ли грибов всем белкам?


(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов)(Хватит)


Как узнали, объясните?(установили соответствие)Свое мнение докажите. (у доски показывают). Как сделать поровну?


Калькуляторы возьмите,


Число цифрой покажите.


Сколько белок? (6)


А грибов? (7)


Белок 6, а грибов 7,


Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6)


4.Вот на солнечной полянке


Повстречались нам грибы.


Поразмыслите, ребятки,


Что за группы здесь даны?


(1 группа – съедобные и несъедобные


2 группа – большие и маленькие


3 группа – по 2 грибка и по одному)


-Каких грибов больше больших или маленьких?


-Съедобных или несъедобных? Назовите их.


Вижу можете, ребятки,


Вы грибочки различать,


Ну, а кто же мне подскажет,


Как грибочки собирать?


(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)


5.Вот рисунок перед вами,


А задачу составьте сами.


-Как узнали? Почему прибавили?


6.На полянке у дубка


Еж увидел 2 грибка,


Походил вокруг осин


И нашел еще один.


Ну-ка, кто считать готов,


Сколько еж нашел грибов?


III.Сообщение темы и целей урока.


Нам решение задач не составило затрудненья,


Если выучим мы с вами действия сложения.


Познакомимся с названием компонентов при сложении


И научимся записывать математические выражения.


Вы узнаете, друзья, что такое равенства


И чем неверные от верных равенств отличаются.


IV.Новый материал.


(Выходят мальчик и девочка с корзинками).


Дети в лес пошли гулять


И грибочки собирать.


Повезло вначале Саше.


3 грибка нашел он сразу.


Даша тоже не отстала,


2 грибочка увидала


И в корзиночку поклала.


Стали дети их считать:


1, 2, 3, 4, 5


Ребятишкам повезло


Пять хорошее число.


Нам придется выяснять,


Как же получилось пять?


(К 3 прибавили 2)


-Почему прибавили?


Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.


-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)


-Сколько нашла Даша? (2)


(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2)


-Что мы сделали с их грибами? (Объединили)(учитель показывает схему)


-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.


-Что значит сложить?


-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс. Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.


-Как называется эта запись? выражение? числа?


-Эти выражение читают по разному:


3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;


I слагаемое 3, II слагаемое 2.


-Кто сможет прочитать по-разному выражение?


5+3


Физминутка.


Мы грибочки собирали


И немножечко устали.


А сейчас мы дружно встанем


Отдохнем мы на привале.


Влево, вправо повернись,


Наклонись и поднимись.


Ручки вверх и ручки в бок.


И на месте прыг да скок.


А теперь бежим вприпрыжку:


Молодцы, мои зайчишки.


Замедляем, зайки, шаг


И на месте стой. Вот так


А сейчас мы сядем дружно,


Нам еще работать нужно.


V.Закрепление.


1) Работа по учебнику с. 40 № 80


-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)


VI.Новый материал.


1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали)


2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.


-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)


3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.


-Результат сложения называется значением суммы.


(учитель показывает схему):


-Как вы думаете, равны они между собой?


-Для обозначения равенства в математике используется знак «=».


Найдите его в кассах


-Эта запись называется равенство.


-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5


-Дайте название каждому числу.


4) –Запишите выражение и найдите значение:


1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.


5) - Посмотрите на доску (по кодоскопу), что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3 + 4 = 6 3 + 4 =7


-Нет ли здесь ошибок?


-Как это проверить? (По числовому лучу).


-Кто объяснить как? (показывает по лучу).


-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.


-Какие бывают равенства? Как это проверить?


VII Закрепление.


1)Работа в печатной тетради.


2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)


Проведем соревнования


И проверим ваши знанья.


На каком ряду у нас


Грибники высокий класс?


VIII. Подведение итогов.


Наш урок к концу подходит,


Старичок итог подводит.


-С каким действием вы познакомились?


-Как называется числа при сложении?


-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)


-Какие бывают равенства?


IX. Оценка и анализ работы.

-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)


-Кто собрал больше всех грибов?


Вот пришел миг расставаться,


Очень хочет на прощанье


Старичок – моховичок


Всем вручить боровичок.


(Все дети получают кондитерские грибки).


Полный текст материала Урок математики 1 класс «Смысл сложения. Выражение. Равенство». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гордон Ольга Алексеевна  Adelia
14.10.2013 0 3154 527

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК